Невротизм (тревожность, мнительность), невроз
После знакомства с эмоциями необходимо обратить немного внимания теме, касающейся невротизма и невроза. Невротизм – это эмоционально-психическая неустойчивость, подверженность психотравмам. Как правило, невротизм сопровождается тревожностью, мнительностью. Невротизм - это порог, преддверие психического заболеваний. Невротизм часто формируется ошибками воспитания, определенными жизненными обстоятельствами, «ударами» судьбы.
Необходимо отметить, что невротизм, тревожность и мнительность в той или иной степени присущи всем, но проявляют себя не всегда. Поэтому не стоит удивляться, когда в путешествиях, под воздействием сильной усталости и других причин, человек вдруг потеряет свою эмоционально-психическую устойчивость, и станет по этой причине больше подвержен психотравмам.
Невроз – это уже приобретенное функциональное заболевание нервной системы, не сопровождающееся каким-либо анатомическим повреждением головного мозга. При этом заболевании происходит «срыв» нервной деятельности, проявляющийся в виде постоянной вспыльчивости, излишней обидчивости, раздражительности, нерешительности, и др. Причина невроза – длительные либо кратковременные, но очень сильные психотравмы различного происхождения, при этом глубоко затрагивающие интересы человека или вызывающие у него сильный эмоциональный стресс (о стрессе см. далее). Так же невроз может вызвать предвидение угрозы и неприятных последствий предстоящих событий. К неврозу предрасполагает множество факторов - врожденных (свойства нервной системы, внутриутробные поражения и родовые травмы, и др.), и приобретенных (дефекты воспитания, акцентуация характера, перенесенные или имеющиеся заболевания, переутомление, недосыпание, и др.). Из-за множества возможных сочетаний этих факторов одинаковых неврозов просто не бывает.
Традиционно выделяют три вида неврозов – неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний. В общем случае люди «художественного» типа (лирики) склонны к истерии, «мыслительного» типа (физики) – к неврозу навязчивых состояний, средние – к неврастении. Неврастения проявляется в виде раздражительности (быстро проходящие вспышки) по самым незначительным поводам, трудности сосредоточения внимания, утомляемости, головных болях, поверхностном сне. Истерия характеризуется впечатлительностью, повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, быстрыми сменами настроения, капризностью, склонностью к внешним эффектам, самолюбованию, стремлению произвести впечатление на окружающих и завоевать их внимание любыми способами, эгоизмом, поверхностностью суждений, патетичностью, представлением себя в глазах окружающих тяжелобольными, несчастными. Невроз навязчивых состояний – это изнуряюще-стойкие тревожные мысли, страхи, опасения, возникающие по любому поводу. При этом человек понимает нелогичность своих опасений и страхов, но не может от них избавиться.
Туристам важно знать следующее. Кратковременные невротические состояния с их симптомами знакомы каждому человеку – каждый из нас в принципе невротик и как бы уже готов к неврозу. Неврозом – в виде вспыльчивости, нетерпеливости, раздражительности, и др. - может заболеть любой человек в условиях умственного, эмоционального или физического переутомления. Следовательно, при часто встречающихся в туристской практике усталости и переутомлении следует ожидать от себя и окружающих всяческого рода невротических реакций, и стараться адекватно реагировать на них, для чего крайне необходима психологическая тренировка.
Самооценка
От рассмотрения следствий типов общей нервной деятельности человека перейдем к некоторым особенностям человеческого мышления.
Размышляя, человек в первую очередь видит себя самого. Всякий человек как-то оценивает сам себя – это называется самооценка. В норме самооценка должна адекватно отражать для человека его состояние, способности, умения, навыки, и так далее. Отклонением от нормы считается завышенная и заниженная самооценка. Завышенная самооценка потенциально вызывает раздражение окружающих, способствует краху начатого дела, причиняет окружающим различные неудобства, развивает и провоцирует ревность и зависть, способствует развитию обидчивости. Заниженная самооценка провоцирует трудность в установлении контактов, искаженное восприятие окружающих (простая реплика может вызвать неадекватные претензии и обиды), стремление предстать перед другими в наилучшем свете.
Возможно завышение или снижение самооценки со стороны – занижает самооценку критика, завышает – похвала. Обычно не обижаются на критику со стороны авторитетных людей, но критика может вызвать у человека резкие негативные эмоции. Похвала, как это ни странно, нередко приводит того, кого хвалят, в настороженно-негативное состояние – ведь он не знает той цели, с которой его хвалят. Если человек усваивает лесть, то становится надменным, кичливым. Комплимент полезен, но можно заболеть жаждой комплиментов. Полезна и вызывает положительные эмоции только заслуженная похвала, особенно если она произносится авторитетным человеком.
В туризме особенно опасно завышение самооценки – как внутреннее, так и внешнее. Турист с завышенной самооценкой может решиться на преодоление препятствия, которое для него реально непреодолимо, и создать этим условия для возникновения угрозы безопасности – своей или окружающих. Турист с заниженной самооценкой может отказаться преодолевать препятствие, которое для него реально преодолимо – в некоторых условиях это может сорвать путешествие или спровоцировать угрозу безопасности.
Потребности, желания, цели, ожидания, вероятностные прогнозы, оценка событий
Наше мышление постоянно вращается вокруг реалий текущей жизни. В этой жизни любой человек находится под влиянием тех или иных потребностей. Обычно под потребностью понимается «стремление к тем условиям (требования к окружающей среде), без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние» [1, стр.7]. Выделяют следующие основные психологические потребности: познание (самопознание, самоутверждение, познание окружающего, смысл жизни) духовный и эмоциональный контакт, стремление к любви, альтруизм, стремление к руководству и подчинению других, агрессия.
Если потребности осознаны человеком, то они превращается в желания, которые можно сформулировать, и для их реализации наметить план действий, поставив себе определенные цели.
Рассмотрение вопроса о потребностях, желаниях и целях имеет крайне важное значение в психологии туризма. Ведь всегда за любыми поступками человека скрываются именно потребности, желания и цели. Столкновение особенно важных потребностей (с их желаниями и целями) обычно приводят к конфликтам (об этом еще будет речь). Туристу совершенно необходимо научиться сопоставлять свои потребности с потребностями других, а так же научиться до начала процесса достижения какой-либо цели взвесить свои возможности, средства, и, главное, оценить последствия предстоящих действий. Последнее особенно важно – в условиях необустроенной природы даже пустяк может стоить здоровья или жизни (своей или другого).
Наряду с общей целью - сходить в поход, получить впечатления, благополучно вернуться, - турист обычно преследует следующие цели:
Спортивные - пройти препятствие определённой сложности, при этом пройти его или наиболее рационально, интеллектуально, или пройти его как можно скорее, напористо, подчиняя всё своей воле.
Преодоление себя, самоутверждение – это и для тех, у кого энергии избыток, и для тех, у кого её так мало, что им необходимо постоянно доказывать себе и окружающим её наличие.
- Общение
- Просто «за компанию»
- Любопытство
- Найти супруга или супругу
- Отдых, в том числе отвлечение от проблем, иногда бегство от трудной ситуации.
- Экзотические цели - созерцание, занятие разными духовными практиками, и др.
- Для некоторых туризм - стиль жизни, внутренняя потребность
Ставя себе определенные цели, человек прогнозирует их достижение – так формируются ожидания. Обычно человек испытывает два вида ожиданий: это надежда на благоприятный исход событий, и опасение неблагоприятного развития событий. Для человека существует два вида неожиданностей - эти неожиданности соответствуют или благоприятной надежде, или неблагоприятному опасению.
Турист в этом плане ничем не отличается. Готовясь идти в поход, он формирует свои ожидания и опасения; встреченные в походе неожиданности он так же классифицирует по их соответствию благоприятной надежде или неблагоприятному опасению. Как и в любом другом деле, на основе исполнения ожиданий турист формирует свое субъективное восприятие об успехе путешествия. Путешествие считается успешным, если оно было не ниже уровня положительных ожиданий, в нем не оправдались опасения, и не произошли случаи неблагоприятных неожиданностей.
Человек устроен так, что перед началом любого дела на основании своего опыта и личных особенностей он формирует (большей частью неосознанно) вероятностный прогноз (модель) развития событий, связанных с этим делом. То же происходит и при подготовке к походу. Прогноз похода обычно строится следующим направлениям: «маршрут похода», «группа», «руководитель», «погода», «неожиданности», «программа похода». Каждое направление берется с «противоположными знаками» - турист надеется (что маршрут интересен, и т.д.), и опасается (что маршрут скучный, и т.д.). Предположения надежды образуют положительную модель похода, предположения опасения – отрицательную. Составленный таким образом прогноз есть прогноз вероятностный - все составляющие прогноза имеют разную степень вероятности.
Обычно при столкновении с реальностью человек сопоставляет, большей частью неосознанно, обе свои вероятностные модели, и формирует оценку этой реальности. На оценку сильно влияют неожиданности. Если у туриста неожиданности компенсировали отрицательную модель, то оценка похода будет положительной. Если полностью выполнится положительная модель похода, но не будет столкновения с приятными неожиданностями, то поход будет оценен как скучный, а если это уже не первый такой, то вызовет разочарование.
Неожиданности играют важную роль в эмоциональной окраске путешествий. Новичок в туризме, не имеющий опыта, строит обедненный вероятностный прогноз, и тогда неожиданности легко перекрывают положительную и отрицательную модели – именно поэтому первый поход всегда оставляет яркое впечатление. С накоплением опыта положительная модель пополняется, обогащающие отрицательную модель недостатки не учитываются – по этой причине происходит идеализация прошлого. Накопленный опыт увеличивает количество определенностей в походе, на долю неожиданностей остается меньше места – в этом причина снижения эмоциональной окраски походов. Попав в такую ситуацию, турист обычно ищет дополнительный источник неожиданностей – увеличивает сложность маршрутов, меняет свои обязанности в группе, меняет вид туризма, и т.д.
Интересно кратко рассмотреть поведение человека в случае появление признаков исполнения отрицательной модели – тогда человек настораживается, готовится к защите. В качестве защитных реакций обычно выступают накопленные в опыте шаблоны поведения. Если характер опасности человеку не ясен, и у него нет нужных шаблонов поведения, человек остро переживает свою неготовность, испытывает чувство внутреннего напряжения, растерянность, страх. При этом готовность к действиям или резко повышается (человек совершает резкие порывистые действия), или резко затормаживается (человек впадает в бездействие, благодушие). Нередки случаи, когда совершенно посторонние обстоятельства расцениваются человеком как опасные, человек начинает совершать резкие действия, совершенно непонятные окружающим, что может стать причиной конфликта.
Позиции, социальные роли, маски.
Коснемся некоторых вопросов человеческого общения – здесь, оставаясь еще пока еще в рамках темы «психологии туриста», мы начинаем вплотную приближаться к теме «психология туристской группы». Речь пойдет о позициях, социальных ролях и масках.
Выделены три позиции общения, характерные для любого возраста – «Ребенок», «Родитель», «Взрослый». В позиции «Ребенок» человек смотрит на другого снизу вверх, с почтением, готовностью подчиняться, радуется любви и заботе другого, испытывает чувство зависимости от другого, чувства неуверенности и беззащитности. В позиции «Родитель» человек уверен, демонстрирует покровительность, безапелляционность, приказной тон. Позиция «Взрослый» – это позиция «на равных», это спокойный тон общения, выдержка, солидность, ответственность за свои поступки.
Находясь на одной из этих позиций, человек играет в обществе свои социальные роли (иногда даже не осознавая этого). С позиции «Родитель» играются роли – строгого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, оппонента, распоряжающегося дефицитным товаром продавца, и т.д. В туризме это, естественно, роли инструктора, руководителя, опытного туриста. С позиции «Ребенок» играются роли молодого специалиста, аспиранта, артиста (любимца публики), зятя (берущего в долг), и др.. В туризме это роли курсанта, начинающего туриста, слушателя школы первого и, (более редко), второго года. С позиции «Взрослый» играются роли соседа, встретившегося знакомого, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену подчиненного, и т.д. Как мне кажется, в туризме к ролям с позиции «Взрослый» переходят после более-менее серьезной туристской подготовки. В туризме крайне странным выглядит ситуация, когда опытный турист вдруг становится на позицию «Ребенок», еще комичнее, когда после первого занятия в туристическом клубе человек неожиданно становится в позицию «Родитель».
С ролями не следует путать маски - роли играются искренно, маски одеваются лицемерно. К примеру, есть маски вежливости, внимания, скромности, строгости, и т.д. Маска – это набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, истинное отношение к другому. Ношение макси сковывает человека, требует много сил. Маски трудно удержать в непривычной или экстремальной ситуации, когда наружу вырываются истинные эмоции и убеждения. Опытный человек может увидеть маску и при обычном общении – трудность ложного изображения чувств и выражение глаз выдают то, что человек в маске. Тогда под внешним апломбом сразу видна мечущаяся неуверенность, под бравадой – растерянность, за бахвальством застенчивость, через высокомерие – жалкая неприкаянность. Носимая длительное время маска дает свой отпечаток на свойства личности – человеку уже трудно стать самим собой. При этом если маска имеет положительный характер, то такое «прирастание» можно считать полезным.
В туризме маски практически бесполезны – в условиях дикой необустроенной природы маску носить просто невозможно, не хватит никаких психических сил. Вспомним слова Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни… Там поймешь, кто такой». Тем не менее, возможна ситуация, когда до первого похода человеку удается носить маску, к примеру, бесстрашного смельчака – и вдруг в первый-второй день путешествия выясняется, что он страдает непреодолимой трусостью, от психологического стресса впал в невроз навязчивых состояний, и продолжать по этой причине поход группа не может, так как не бросать же человека одного, а путешествовать дальше со всеми он просто не в силах.
Восприятие.
Нам остался еще одни шаг к блоку «психология туристской группы». К проблеме восприятия в психологии относят все, что лежит, так сказать, на пороге одной личности при ее обращении к другой личности. Это и речь, и внутренне установки, и внимание, и первое впечатление при общении. Если кратко, то это: проблемы словесной формулировки мыслей (четкость или нечеткость, ясность или туманность, и др.); проблемы предвзятости и отрицательных установок, имеющихся у одного человека по отношению к другому человеку; проблема элементарного отсутствия внимания при общении; проблема ошибок первого впечатления о другом человеке.
Стресс.
Прежде, чем перейти к психологии туристской группы, необходимо сказать несколько слов о стрессе. Тема стресса крайне важна в жизни вообще, и в психологии туризма в частности. Эта тема является крайне важной при рассмотрении «психологии экстремальных ситуаций».
В переводе с английского «стресс» - напряжение, давление.
Стресс – это неспецифическая (универсальная) защитная реакция организма, вызванная воздействием на организм таких факторов, как нервное потрясение, страх, холод, жара, (голод), травма, отравление, инфекция, и тому подобных.
Думаю, что физиологию стресса полезно знать каждому туристу, несмотря на обилие в ней специальных терминов. Стресс развивается так:
- Под действием внешних или внутренних специфических раздражителей (стрессоров) у человека в коре головного мозга формируется стойкий очаг возбуждения (доминанта), подчиняющая себе деятельность организма, поступки и мысли человека.
- От доминанты возбуждается гипоталамус (структура мозга), в результате гипофиз (особая железа) выделяет в кровь большую дозу адренокортикотропного гормона. Под его влиянием надпочечники выделяют в кровь адреналин и другие гормоны (физиологически активные вещества) стресса. В результате – резко увеличивается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление, углубляется и учащается дыхание, увеличивается количество глюкозы (поставщик энергии) в крови. Это – подготовка для интенсивной мышечной нагрузки (для мышц - кислород и питательные вещества).
- Если стресс не снят (что постоянно бывает при конфликтах или неудовлетворённых потребностях), вышеописанный механизм работает постоянно.
Итак, если коротко и почти без терминов, то мы видим цепочку: воздействие – доминанта в мозге – адреналин и глюкоза в крови – готовность к физическому действию. Так и видишь перед собой нашего далекого предка, неожиданно встретившегося с медведем. Но ведь в туристкой практике развитие такой цепочки – почти что норма. Это говорит о том, что туристу необходима тренировка защитных сил организма, и знание способов избавления от последствий стресса. Кроме этого, турист, как правило, житель города. А в обычной городской жизни вышеописанная цепочка сворачивается в замкнутое кольцо, из которого выпадает цель, т.е. физическое действие. Результат печален - защитные силы человека не справляются со своей задачей, у человека развивается хроническое заболевание (невроз, гипертония, стенокардия, язвенная болезнь, сахарный диабет), или человек гибнет (чаще всего от инфаркта или инсульта). По этой причине в приложении к лекции вы найдете некоторые методы избавления от стресса.