Некоторые закономерности проявления памяти

1. Эффект Зейгарник. Если людям предложить серию заданий и одно из них позволить выполнить до конца, а другие нет, то незавершённые запомнятся в два раза лучше, чем завершённые. Это связано с эффектом незавершённого действия. У испытуемого появляется потребность выполнить задание. Человек в первую очередь вспоминает то, что связано с актуальными, но не вполне удовлетворёнными потребностями.

2. Интересные факты, раскрывающие механизмы запоминания и их условия, обнаружил в своих исследованиях А. А. Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе сами препятствия.

3. Закономерности запоминания, исследованные на бессмысленных слогах и пр. Эббингауза.

3.1. Закон забывания Г. Эббингауза:

После первого безошибочного повторения бессмысленных слогов забывание идёт сначала довольно быстро. Через один час забывается до 60% информации, а через шесть дней остаётся 20% от всей информации.

3.2. Сравнительно простые события жизни, которые производят особое впечатление на человека, могут запомниться прочно сразу и надолго. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатляются.

3.3. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

3.4. Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объём кратковременной памяти, то число правильно воспроизведённых членов ряда (после однократного предъявления) уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в ряду было равно объёму кратковременной памяти. Например, если однократное запоминание человеком равно шести слогам, то в случае, когда ряд будет состоять из двенадцати слогов, воспроизвести шесть из них удается только после 14 - 16 повторений.

3.5. При запоминании ряда лучше всего запоминается начало и конец («эффект края»).

3.6. Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определённого времени, например, в течение нескольких часов, дней.

3.7. Повторение способствует запоминанию.

3.8. С увеличением внимания к запоминаемому материалу число повторений может быть уменьшено.

3.9. То, чем человек интересуется, запоминается без особого труда.

3.10. Редкие, необычные впечатления запоминаются лучше.

4. Т. Рибо, анализируя случаи амнезии, сделал следующие выводы:

- память человека связана с его личностью, поэтому патологические изменения личности часто сопровождаются потерей памяти;

- потеря и восстановление памяти происходит по одному закону: при потере памяти страдают в первую очередь сложные и недавно полученные впечатления, при восстановлении памяти наоборот – сначала восстанавливаются простые и старые воспоминания, а затем уже более сложные и недавние.

Развитие памяти

Историческое развитие памяти по Выготскому: «Совершенствование памяти человека шло главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психологическими процессами и состояниями человека. Благодаря различным формам речи – устной, письменной, внешней, внутренней – человек оказался способным подчинять память своей воле, управлять процессом запоминания и воспроизведения. Память всё больше сближалась с мышлением. Для ребёнка младшего возраста мыслить – значит вспомнить. В юношеском возрасте само запоминание сводится к мышлению. Запомнить, вспомнить – значит понять, помыслить, сообразить».

Леонтьев экспериментально показал, что один мнемотический процесс – непосредственное запоминание, с возрастом замещается другим – опосредствованным. Развитие мнемотических средств: сначала они внешние – узелки на память, зарубок, а потом внутренние – ассоциации, образы, мысли. Переход от внешнего опосредования к внутреннему связан с переходом речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.

Процесс развития памяти происходит по нескольким направлениям:

1. механическая память дополняется и замещается логической;

2. непосредственное запоминание превращается в опосредствованное, связанное с активным, осознанным использованием для запоминания различных приёмов и средств;

3. непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Онтогенез:

- самая первая развивается моторная или двигательная память;

- аффективная память в 6 месяцев (некоторые считают, что с утробного развития);

- образная память со второго года жизни. Своей высшей точки достигает к юношескому возрасту;

- логическая память появляется у ребенка с трёх – четырёхлетнего возраста.

Лекция 12-13.Мышление- 4 часа

Основные вопросы:

1. Понятие о мышлении. Мышление, как форма познавательной деятельности.

2. Классификация видов мыслительной деятельности.

3. Проблемы и задачи.

4. Операция и формы мышления.

5. Образ мышления. Творческое мышление.

6. Теории мышления.

7. Мышление и интеллект.

8. Соотношение мышления и обучения.

Наши рекомендации