Человек как субъект деятельности

Важнейшая функция психики — регуляция, управление по­ведением и деятельностью живого существа. В изучение законо­мерностей деятельности человека большой вклад внесли отече­ственные психологи: А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Дей­ствия человека, его активность существенно отличаются от дей­ствий, поведения животных.

Деятельность — это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом вклю­чена психика. Психика и сознание человека формируются в деятельности.

Человек как субъект деятельности - student2.ru Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятель­ности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсив­ное поведение, которое управляется непосредственно потреб­ностями и эмоциями.

Человек как субъект деятельности - student2.ru Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемические (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изме­нение состояния или свойств предметов внешнего мира) и ум­ственные (действия, выполняемые во внутреннем плане созна­ния). Выделяют следующие компоненты действия:

Человек как субъект деятельности - student2.ru

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочная (управляю­щая), исполнительная (рабочая) и контрольно-корректировоч­ная. Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успеш­ного выполнения данного действия. Исполнительная часть осу­ществляет заданные преобразования в объекте действия. Кон­трольная часть отслеживает ход выполнения действия, сопос­тавляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Основные виды деятельности,обеспечивающие существо­вание человека и формирование его как личности: это обще­ние, игра, учение и труд.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осу­ществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта: 1) сенсорный момент ре­акции — процесс восприятия; 2) центральный момент реак­ции — более или менее сложные процессы, связанные с пере­работкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оцен­кой и выбором; 3) моторный момент реакции — процессы, оп­ределяющие начало и ход движения; 4) сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о дви­жении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психо­логии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, свя­зывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, пси­хическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, ма­териального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Наши рекомендации