Медико-педагогическая коррекция
Перед по- | Средний | Осмотр с ана- | Определе- | Невропато- | |||||
ступлением | медработник | лизом данных | ние функциональ-- | лог, окулист, | |||||
в школу | дошкольного | скрининг- | ной готовности к | отоларинголог, | |||||
учредения | теста и лабора- | обучению | хирург-ортопед, | ||||||
торного | в школе | стоматолог, | |||||||
обследования. | по показаниям, | ||||||||
Распределение | психиатр, | ||||||||
на медицинские | логопед | ||||||||
группы для за- | |||||||||
нятий физичес- | |||||||||
кой культурой | |||||||||
Конец | Средний | Рекомендации | Оценка | ||||||
первого года | медработник | для оздоровле- | адаптации | ||||||
обучения | школы | ния в летние | к обучению | ||||||
каникулы | в школе, | ||||||||
рекомендации | |||||||||
на каникулы | |||||||||
Переход | «__» | Оценка нервно- | Оценка | педиатр | |||||
к предмет- | психического | адаптации | и гинеколог | ||||||
ному | и физического | ||||||||
обучению | развития, опре- | ||||||||
деление биоло- | |||||||||
гического воз- | |||||||||
раста ребенка | |||||||||
и соответствие | |||||||||
паспортному | |||||||||
Профессиональная ориентация | |||||||||
Пубертатный возраст (14-15 лет) | «__» | Врачебно-про-фессиональная консультация, передача сведений | Педагог, психолог, врачебно- профессиональная консультация | Логопед | |||||
на юношей допри- | |||||||||
зывного возраста в военкоматы | |||||||||
Перед окончанием образовательного учреждения 10-11-йклассы (16-17 лет) | Средний медработник школы | Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы | Педагог, психолог, врачебно-профессиональная консультация | Логопед | |||||
Примечание.
― в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;
— скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возраста»;
— детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательном учреждении;
— дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.
Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах). < … >
Приложение 10
Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях*
№ Вид деятельности | Заведующий центром (отделением) | Врач-педиатр | Средний медработник | |
дошкольного учреждения | школы, лицея и др. | |||
Мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении - рекомендации по адапта- ции и коррекции (совместно с педагогом); | в соответствии с приложением № 1 | постоянно | в соответствии с приложением | |
- контроль за течением адаптации и проведением медико-педагогической коррекции; проведение медико-педаго-гических мероприятий по формированию функциональной готовности к школьному обучению. | в соответствии с приложением № 1 | постоянно | в соответствии с приложением | |
Ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справки для лечебно-профилактических учреждений, военкоматов, летних оздоровительных учреждений и пр.) | постоянно |
Примечание:
– педагогические коллективы образовательных учреждений совместно с медицинскими работниками принимают непосредственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;
– медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей
в организованных коллективах, могут привлекаться к участию в проведении летней оздоровительной кампании, в т.ч. с выездом в загородные учреждения.
Глухов В.П.
Основы коррекционной педагогики
и специальной психологии
(Практикум)
Учебно-методическое пособие
для педагогических и гуманитарных
вузов
Учебное издание
* На данном факультете предусматривается изучение ряда дисциплин по двум самостоятельным разделам учебной программы: «Специальная педагогика» и «Специальная психология».
** На разных факультетах количество часов, отводимых на практические занятия, может быть различным с учетом специфики педагогической квалификации и общего содержания учебного плана вузовской подготовки по данной специальности.
* Здесь и далее указано примерное количество часов, отводимых на изучение данной темы.
* По классификации И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной (2005, 2007).
* Студентами дневного отделения предлагаемые задания могут быть выполнены в период педагогической практики в школе или ДОУ.
* См.: Основы специальной педагогики и психологии: Программа учебной дисциплины / Сост. В.П. Глухов, Т.А. Добровольская. – М., 2008.
* Консультационно-диагностический центр.
* Задания по выполнению практических работ предлагаются студентам на предшествующем лекционном занятии.
* Студенты очно-заочного и заочного отделений выполняют задания по выявлению и обследованию детей с отставанием в развитии по месту практической работы. Студенты дневного отделения выполняют практические задания на занятиях, проводимых в специальных ДОУ и школе, а также в период педагогической практики.
* Третье и (по возможности) четвертое практические занятия проводятся со студентами дневного отделения. Со студентами очно-заочного отделения приведенные виды работы проводятся на втором практическом занятии.
* Со студентами очно-заочного отделения проводится на 1-м занятии.
* Глухов В.П. Основы дефектологии: Курс лекций. – М.: МГОПУ: РИЦ Альфа, 1995; Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Курс лекций. – М.: В. Секачев, 2011.
* Со студентами дневных отделений рекомендуется проводить на отдельном занятии.
* Задания выполняются студентами в ДОУ или школе общего вида.
* Со студентами очно-заочного отделения проводится на втором занятии.
* Утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07. 2000 г. № 241.
* Психолог и педагог используют в этих целях данные углубленного специального педагогического обследования речи, проводимого логопедом.
* Имеется в виду: развернутая словесная инструкция обследующего, речевые высказывания самого ребенка, сопровождающие выполнение задания, словесный отчет о выполненной работе.
* По данным экспериментальных исследований и психологической практики проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.
* За основу взяты методические рекомендации к составлению психологического заключения О.Н. Усановой (1995) и И.Ю. Левченко (2005).
* Рекомендовано Институтом коррекционной педагогики РАО для работников образовательных учреждений общего вида, а также сотрудников ПМПк (консилиумов).
* Разработаны и рекомендованы для использования в дошкольных и школьных образовательных учреждениях проф. Г.Ф. Кумариной (ИПК и ПРНО МО), 2001.
* Разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО
Ю.А. Разенковой, А.Н. Орловой, Н.Д. Шматко (1998). Приводится в нашей редакции (В.Г.).
* Рекомендуется для обследования детей 5,5 - 6,5 лет, в т.ч. – в целях определения степени готовности к школьному обучению. Авторы-составители – И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева (2005).
* Данный вид помощи используется на начальных этапах выполнения ребенком задания, либо в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих действий.
* Рекомендуется для обследования детей младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогических консилиумах, а также детей, поступающих в школу. Данный вариант методики предложен проф. И.Ю. Левченко (2000).
* Предлагаются школьникам ‒ учащимся 2-3 классов.
* Разработана проф. Л.И. Переслени (1998).
* По данным исследований проф. И.Ю. Левченко (2000 и др.).
* Меры, осуществляемые прежде всего по отношению к детям с нарушениями слуха.
** В случаях, когда в школе (ДОУ) общего типа находится ребенок со значительной степенью тугоухости (при достаточном уровне развития устной речи).
* В случаях, когда в школе (ДОУ) общего типа находится ребенок со значительной степенью тугоухости (при достаточном уровне развития устной речи).
** Наглядный материал дублируется на индивидуальных карточках в сокращенном и адаптированном варианте.
* См.: Атаулов И.А., Масленников М..М. Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений: Методические рекомендации. – М., 2005 и др.
* См.: Зрение без очков: Пер. с англ. / Сост. В.В. Шарпило. – Минск., 1997;
Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. – Раздел IV. – Гл. 3.
* Устанавливается в ходе специального медицинского обследования (с исполь- зованием методов ЭЭГ, компьютерной томографии и др.).
* Разработана для обследования детей старшего дошкольного возраста ведущим специалистом ГОУ № 1645 комбинированного вида г. Москвы, доцентом кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А.Шолохова, Г.А. Бутко. Приводится в нашей редакции (В. Г.).
* Разработаны и рекомендованы для анализа данных психолого-педагогическо- го обследования детей с ЗПР проф. У.В. Ульенковой (1994, 1998).
* Учитываются индивидуальные возможности ребенка, степень его готовности к выполнению учебных заданий.
* Контроль за речевой деятельностью обучающихся осуществляется с учетом речевых возможностей каждого ребенка и уровня речевого развития, на котором он в данный момент находится.
** Более подробное освещение данного вопроса см. в кн.: Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2001; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001; Основы логопедической работы с детьми / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Ястребова А.В., Бессонова Т.П. – М., 2004.
** Условные обозначения: А.С. - в активном словаре, П.С. - в пассивном словаре; С.П. – ребенок соотносит слово-название с предметом или признаком, Н.С. – не соотносит.
* Здесь и далее возможен вариативный выбор актуализируемых слов-лексем в соответствии с требованиями общеобразовательных программ ДОУ и начальной школы.
** По 4-6 слов (предметных картинок) по каждой категории слов.
* См. Терминологический словарь, с. 283 и др.
* Частота распространенности заболевания – 1,7 на 1000 населения.
* За основу взяты методические рекомендации к проведению психокоррекционной работы с детьми с ДЦП, представленные в трудах проф. И.И. Мамайчук (1989, 2003 и др.).
* Занятия по психологической коррекции эмоционально-волевых нарушений проводятся психологом и игротерапевтом, а также врачом-психоневрологом.
* Подробнее о содержании лечебно-коррекционной работы с детьми см.: Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. ‒ М., 2001.
* За основу взяты рекомендации по проведению психологического консультирования родителей, разработанные проф. И.Л.Белопольской (1987, 1992).
* Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 (с изменениями от 10 марта 2000 г. и 23 декабря 2002 г.).
* Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997г. № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)
* Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 №333
* Разработаны НИИ Коррекционной педагогики РАО.
* Письмо Министерства образования РФ от 9 сентября 1992 года № 30-95-6.
* Информационно-методическое письмо Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга от 20.06.97 № 1141-уд.
* Разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постанов- лением Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г.), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениям в развитии (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288, в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212), письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
* Выписка из Письма Министерства образования РФ 20 июня 2002 г. N 29/2194-6.
* Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 г. № 636.
* Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000г. № 27/901-6. (Извлечения.)
* Приказ Министерства образования Московской области от 16 мая 2003 г. № 737 и Минздрава Московской области от 21 мая 2003 г. №125.
* Утверждена приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1995 г. №60.
* Приложение 2 к приказу Министерства здравоохранения России и Министерства образования России от 30.06.1992г. № 186/272.