Медико-педагогическая коррекция

Перед по- Средний Осмотр с ана- Определе- Невропато-
ступлением медработник лизом данных ние функциональ-- лог, окулист,
в школу дошкольного скрининг- ной готовности к отоларинголог,
  учредения теста и лабора- обучению хирург-ортопед,
    торного в школе стоматолог,
    обследования.   по показаниям,
    Распределение   психиатр,
    на медицинские   логопед
    группы для за-    
    нятий физичес-    
    кой культурой      
Конец Средний Рекомендации Оценка  
первого года медработник для оздоровле- адаптации  
обучения школы ния в летние к обучению  
    каникулы в школе,  
      рекомендации  
      на каникулы  
Переход «__» Оценка нервно- Оценка педиатр
к предмет-   психического адаптации и гинеколог
ному   и физического    
обучению   развития, опре-    
    деление биоло-    
    гического воз-    
    раста ребенка    
    и соответствие    
    паспортному    
Профессиональная ориентация
Пубертатный возраст (14-15 лет) «__» Врачебно-про-фессиональная консультация, передача сведений Педагог, психолог, врачебно- профессиональная консультация Логопед
    на юношей допри-      
    зывного возраста в военкоматы      
Перед окончани­ем образо­вательного учреждения 10-11-йклассы (16-17 лет)     Средний медработник школы Врачебно-профессиональная консультация, передача сведений на юношей допризывного возраста в военкоматы Педагог, психолог, врачебно-профессиональная консуль­тация       Логопед
                   


Примечание.

― в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;

— скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьно­го возраста»;

— детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые прово­дятся в территориальных лечебно-профилактических учреж­дениях, а при наличии условий - в образовательном учреж­дении;

— дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансер­ном учете, наблюдаются в соответствии с действующими мето­дическими рекомендациями.

Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках про­филактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специ­ализированном его этапах). < … >

Приложение 10

Функциональные обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательных учреждениях*

№ Вид деятельности   Заведую­щий цент­ром (отде­лением) Врач-педиатр Средний медработник
      дошкольно­го учреж­дения школы, лицея и др.
Мероприятия по обеспе­чению адаптации в обра­зовательном учреждении - рекомендации по адапта- ции и коррекции (совместно с педагогом);     в соот­ветст­вии с прило­жени­ем № 1   постоянно в соответ­ствии с приложе­нием
- контроль за течением адаптации и проведе­нием медико-педагоги­ческой коррекции; проведение медико-педаго-гических меропри­ятий по формированию функциональной готов­ности к школьному обучению.       в соот­ветст­вии с прило­жени­ем № 1   постоянно   в соответ­ствии с приложе­нием  
Ведение документации (медицинская форма на ребенка, выписки и справ­ки для лечебно-профилак­тических учреждений, во­енкоматов, летних оздоро­вительных учреждений и пр.)     постоянно  

Примечание:

– педагогические коллективы образовательных учреждений совместно с медицинскими работниками принимают непосред­ственное участие в мероприятиях по охране здоровья детей;

– медицинские работники, занятые медицинским обеспечением детей
в организованных коллективах, могут привлекаться к уча­стию в проведении летней оздоровительной кампании, в т.ч. с выездом в загородные учреждения.

Медико-педагогическая коррекция - student2.ru

Глухов В.П.

Основы коррекционной педагогики

и специальной психологии

(Практикум)

Учебно-методическое пособие

для педагогических и гуманитарных

вузов

Учебное издание

* На данном факультете предусматривается изучение ряда дисциплин по двум самостоятельным разделам учебной программы: «Специальная педагогика» и «Специальная психология».

** На разных факультетах количество часов, отводимых на практические занятия, может быть различным с учетом специфики педагогической квалификации и общего содержания учебного плана вузовской подготовки по данной специальности.

* Здесь и далее указано примерное количество часов, отводимых на изучение данной темы.

* По классификации И.Ю. Левченко и С.Д. Забрамной (2005, 2007).

* Студентами дневного отделения предлагаемые задания могут быть выполнены в период педагогической практики в школе или ДОУ.

* См.: Основы специальной педагогики и психологии: Программа учебной дисциплины / Сост. В.П. Глухов, Т.А. Добровольская. – М., 2008.

* Консультационно-диагностический центр.

* Задания по выполнению практических работ предлагаются студентам на предшествующем лекционном занятии.

* Студенты очно-заочного и заочного отделений выполняют задания по выявлению и обследованию детей с отставанием в развитии по месту практической работы. Студенты дневного отделения выполняют практические задания на занятиях, проводимых в специальных ДОУ и школе, а также в период педагогической практики.

* Третье и (по возможности) четвертое практические занятия проводятся со студентами дневного отделения. Со студентами очно-заочного отделения приведенные виды работы проводятся на втором практическом занятии.

* Со студентами очно-заочного отделения проводится на 1-м занятии.

* Глухов В.П. Основы дефектологии: Курс лекций. – М.: МГОПУ: РИЦ Альфа, 1995; Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Курс лекций. – М.: В. Секачев, 2011.

* Со студентами дневных отделений рекомендуется проводить на отдельном занятии.

* Задания выполняются студентами в ДОУ или школе общего вида.

* Со студентами очно-заочного отделения проводится на втором занятии.

* Утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07. 2000 г. № 241.

* Психолог и педагог используют в этих целях данные углубленного специального педагогического обследования речи, проводимого логопедом.

* Имеется в виду: развернутая словесная инструкция обследующего, речевые высказывания самого ребенка, сопровождающие выполнение задания, словесный отчет о выполненной работе.

* По данным экспериментальных исследований и психологической практики проведения психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития.

* За основу взяты методические рекомендации к составлению психологического заключения О.Н. Усановой (1995) и И.Ю. Левченко (2005).

* Рекомендовано Институтом коррекционной педагогики РАО для работников образовательных учреждений общего вида, а также сотрудников ПМПк (консилиумов).

* Разработаны и рекомендованы для использования в дошкольных и школьных образовательных учреждениях проф. Г.Ф. Кумариной (ИПК и ПРНО МО), 2001.

* Разработана сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО

Ю.А. Разенковой, А.Н. Орловой, Н.Д. Шматко (1998). Приводится в нашей редакции (В.Г.).

* Рекомендуется для обследования детей 5,5 - 6,5 лет, в т.ч. – в целях определения степени готовности к школьному обучению. Авторы-составители – И.Ю. Левченко и Н.А. Киселева (2005).

* Данный вид помощи используется на началь­ных этапах выполнения ребенком задания, либо в случае, когда ребенок неуверен, взглядом или словом просит поддержки, одобрения своих дей­ствий.

* Рекомендуется для обследования детей младшего школьного возраста в психолого-медико-педагогических консилиумах, а также детей, поступающих в школу. Данный вариант методики предложен проф. И.Ю. Левченко (2000).

* Предлагаются школьникам ‒ учащимся 2-3 классов.

* Разработана проф. Л.И. Переслени (1998).

* По данным исследований проф. И.Ю. Левченко (2000 и др.).

* Меры, осуществляемые прежде всего по отношению к детям с нарушениями слуха.

** В случаях, когда в школе (ДОУ) общего типа находится ребенок со значительной степенью тугоухости (при достаточном уровне развития устной речи).

* В случаях, когда в школе (ДОУ) общего типа находится ребенок со значительной степенью тугоухости (при достаточном уровне развития устной речи).

** Наглядный материал дублируется на индивидуальных карточках в сокращенном и адаптированном варианте.

* См.: Атаулов И.А., Масленников М..М. Санитарно-гигиеническое обеспечение обучающихся и работников образовательных учреждений: Методические рекомендации. – М., 2005 и др.

* См.: Зрение без очков: Пер. с англ. / Сост. В.В. Шарпило. – Минск., 1997;

Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. – Раздел IV. – Гл. 3.

* Устанавливается в ходе специального медицинского обследования (с исполь- зованием методов ЭЭГ, компьютерной томографии и др.).

* Разработана для обследования детей старшего дошкольного возраста ведущим специалистом ГОУ № 1645 комбинированного вида г. Москвы, доцентом кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А.Шолохова, Г.А. Бутко. Приводится в нашей редакции (В. Г.).

* Разработаны и рекомендованы для анализа данных психолого-педагогическо- го обследования детей с ЗПР проф. У.В. Ульенковой (1994, 1998).

* Учитываются индивидуальные возможности ребенка, степень его готовности к выполнению учебных заданий.

* Контроль за речевой деятельностью обучающихся осуществляется с учетом речевых возможностей каждого ребенка и уровня речевого развития, на котором он в данный момент находится.

** Более подробное освещение данного вопроса см. в кн.: Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. – М., 2001; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 2001; Основы логопедической работы с детьми / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Ястребова А.В., Бессонова Т.П. – М., 2004.

** Условные обозначения: А.С. - в активном словаре, П.С. - в пассивном словаре; С.П. – ребенок соотносит слово-название с предметом или признаком, Н.С. – не соотносит.

* Здесь и далее возможен вариативный выбор актуализируемых слов-лексем в соответствии с требованиями общеобразовательных программ ДОУ и начальной школы.

** По 4-6 слов (предметных картинок) по каждой категории слов.

* См. Терминологический словарь, с. 283 и др.

* Частота распространенности заболевания – 1,7 на 1000 населения.

* За основу взяты методические рекомендации к проведению психокоррекционной работы с детьми с ДЦП, представленные в трудах проф. И.И. Мамайчук (1989, 2003 и др.).

* Занятия по психологической коррекции эмоционально-волевых нарушений проводятся психологом и игротерапевтом, а также врачом-психоневрологом.

* Подробнее о содержании лечебно-коррекционной работы с детьми см.: Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. ‒ М., 2001.

* За основу взяты рекомендации по проведению психологического консультирования родителей, разработанные проф. И.Л.Белопольской (1987, 1992).

* Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997г. № 288 (с изменениями от 10 марта 2000 г. и 23 декабря 2002 г.).

* Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997г. № 48 (с изменениями от 26 декабря 2000 г.)

* Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 08.09.92 №333

* Разработаны НИИ Коррекционной педагогики РАО.

* Письмо Министерства образования РФ от 9 сентября 1992 года № 30-95-6.

* Информационно-методическое письмо Комитета по образованию г. Санкт-Петербурга от 20.06.97 № 1141-уд.

* Разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (утверждено Постанов- лением Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г.), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениям в развитии (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 г. № 288, в редакции Постановления Правительства РФ от 10.03.2000 № 212), письмом Министерства образования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

* Выписка из Письма Министерства образования РФ 20 июня 2002 г. N 29/2194-6.

* Утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 г. № 636.

* Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000г. № 27/901-6. (Извлечения.)

* Приказ Министерства образования Московской области от 16 мая 2003 г. № 737 и Минздрава Московской области от 21 мая 2003 г. №125.

* Утверждена приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1995 г. №60.

* Приложение 2 к приказу Министерства здравоохранения России и Министерства образования России от 30.06.1992г. № 186/272.

Наши рекомендации