Занятие 1. 3. Причины возникновения конфликтов

«Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов.

Порядок проведения занятия.

Подготовительный этап. Студентам сообщают тему и цель занятия. Дают указания на изучение литературы и уяснение основных понятий: «трансакция», «поведенческие позиции Родителя, Взрослого, Ребенка», «алгоритм применения трансактного анализа».

В ходе занятия студентам предлагается:

1. Тест «Родитель – Взрослый – Ребенок».

2. Ситуационные задачи для трансактного анализа.

Тест «Родитель – Взрослый – Ребенок»

Инструкция. Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные ниже высказывания в баллах от 1 до 10.

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

9. Каждый должен выполнять свой долг.

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16. Я – увлекающийся человек.

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

18. Мои взгляды непоколебимы.

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Оценка результатов. Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – «Д» (Дитя);

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «В» (Взрослый»);

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Р» (Родитель»).

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса.

Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поручениям. Эти качества скорее помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

В целом преобладание такой характеристики как «Взрослый» (В) говорит о том, что человек в большей степени ориентирован на реальность, рационален, адаптивен, руководствуется понятием целесообразности и выгоды.

«Дитя» (Д) во главе приоритетной формулы является средоточием жизненной энергии, жизнерадостности, эмоциональности, спонтанности творческих способностей. Вместе с тем, для него характерны недостаток самоконтроля, избегание ответственности, беспомощность, ранимость.

«Родитель» (Р) как одна из составляющих в структуре личности обладает набором жизненных правил, оценок, желанием и способностью помогать, опекать, учить, судить, наказывать и поощрять. Он предсказуем, ригиден и стремится к власти.

Ситуационные задачи для трансактного анализа

Инструкция. Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующих ситуациях.

Ситуация 1.

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

Ситуация 2.

Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

Ситуация 3.

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».

Ситуация 4.

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

Ситуация 5.

На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

Ситуация 6.

Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

Результаты анализа ситуаций, а также возможные варианты их развития и последствий обсуждаются в группе. В качестве предмета на групповое обсуждение выносятся проблемы взаимодействия в конфликтных ситуациях, обсуждаются различные позиции во взаимодействии, а также их комбинации с точки зрения их конструктивности, продуктивности в общении.

Занятие 1. 4. Причины возникновения конфликтов

Наши рекомендации