Личность пробужденного
Владимир Козлов
ПСИХОЛОГИЯ БУДДИЗМА
Москва, 2010
ББК 88.4 + 53.57
УДК 159.99
Козлов В.В. Психология буддизма. Москва, 2010 – с.
Рецензенты:
Член-корреспондент РАН,
Доктор психологических наук, профессор Петренко В.Ф.
Академик МАПН,
Доктор психологических наук, профессор Мазилов В.А.
Действительный иностранный член МАПН,
Кандидат филологических наук,
Доцент университета Келани (Коломбо)
Тхеро Мимура Гунананда
Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
Монография профессора Козлова В.В. представляет оригинальное многогранное описание не только биографии Будды из клана шакьев, но и психологическую интерпретацию сознания и человеческого развития в буддизме. Немалый интерес представляют и буддистские практики, рассмотренные с точки зрения современной прикладной психологии.
Книга адресована психологам, философам, культурологам, буддологам. Книга может быть интересна и полезна не только студентам, аспирантам, ученым и преподавателям, изучающим вышеназванные предметы, но и буддистам.
Ó Козлов В.В., 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ЛИЧНОСТЬ ПРОБУЖДЕННОГО
История Бога-Будды
Биография совершенного учителя
Ученый Будда. Человек, ищущий истину
ГЛАВА 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУДДИЗМА
Первоисточники
Предварительные замечания
Специфичность предмета буддийской психологии
Некоторые категориальные рассуждения: благородные истины и срединный путь
2.5. Психологическое содержание четырех благородных истин
Первая истина: существует страдание
2.5.2. Вторая истина: страдание имеет причину
Третья благородная истина: можно прекратить страдание
2.5.4. Четвертая благородная истина: существует путь к прекращению страдания
Благородный Восьмеричный Путь
Триединство Дхармы
Категория сознания в буддизме
Садхана и метафоры личностного роста
ГЛАВА 3
МЕТОДЫ САМОПОЗНАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ
К проблеме индивидуального подхода и плода пути
Буддийские практики
Вместо послесловия
Светлой памяти Александра Пятигорского
Это та психология (буддистская),
Которую через 25 лет будут изучать все.
У. Джеймс, 1903г.
Введение
Судя по словам, принадлежащим выдающемуся американскому психологу и одному из отцов-основателей трансперсональной парадигмы, уже 80 лет психология буддизма должна была быть вплетенной в ткань европейской культуры.
Увы, великий и могучий Ульям Джеймс, как и многие ученые в жизни, воспринял свои желания за действительность, хотя он гениально предвосхитил саму тенденцию – интерес к буддийской психологии за последнее столетие заметно вырос.
Буддизм — самая древняя из трех мировых религий и одновременно наиболее сложное теоретическое, философское, психологическое, мифологическое построение. Христианство моложе буддизма на пять, а ислам — на целых двенадцать столетий, даосизм и конфуцианство – на несколько столетий. Буддизм старше эллинской философии. Когда буддийские архаты решали проблемы онтологии бытия, варварская Европа еще ходила в шкурах…
Основное число последователей буддизма живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Сингапуре, Малайзии, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Бирме, Тайланде, Лаосе. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли также в Москве, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Ярославле, городах Прибалтики (особенно в Риге и Таллинне).
С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в США, в странах Европы, Австралии и Африки. На сегодняшний день в мире представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. По данным Центра буддизма в Лумбини, сегодня в мире насчитывается около 600 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1,5 млн. монахов и монахинь.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии, как экзистенционально-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные философские, психологические, религиозные институты и школы.
Гибкость и глубина философских положений, тонкость психологических интерпретаций и универсализм этики буддизма содействовали его экспансии и интеграции в различные культуры, религии и идеологии.
Язык и смысловое поле буддизма многомерно. Буддизм можно рассматривать и как философию, и как психологическую систему, и как модель мира, и как нравственное учение, и как культурный комплекс, и как образ жизни и, в конце концов, как религию. Изучение буддизма является краеугольным камнем в адекватном понимании социально-психологических, этических, политических, экономических и культурных систем стран, в которых существовали и имеются в настоящее время буддийские общины.
В конце XIX века стремление понять роль буддизма в мировой истории и культуре привела к созданию буддологии - науки, изучающей буддизм и все проблемы, связанные с ним. В рамках этой науки существует огромное количество литературы, написанной на разных языках в разных странах мира: лишь за последние сто лет буддизму было посвящено свыше 150 тыс. исследований, монографий, статей, учебников и комментариев.
Психология буддизма представляет собой раздел буддологии, изучающий комплекс психологических свойств, механизмов и состояний, которые хотя и раскрывались в буддизме, но не вычленялись в качестве специальной дисциплины.
Автор данной книги увлечен буддизмом последние тридцать лет. Глубокое занятие проблемным полем этой индийской философско-психологической и религиозной системы началось в 1981 году. Когда автор был еще студентом, профессор Михаил Семенович Роговин подверг жесткой и многосторонней критике лекцию «Психологические аспекты буддизма», прочтенную им в курсе истории психологии.
С тех пор прошло 29 лет и, хотя я многократно пытался изложить свое понимание буддизма (писал статьи, включал экскурсы в буддийскую психологию и методологию в учебники и монографии), решимость написать книгу созрела только сейчас, 3-го мая 2009 года.
Может быть, решающим фактором для этого был буддийский ритрит, который я провожу сейчас в Лумбини, на территории Непала, в месте, где 25 столетий назад родился принц Сидхарта, основатель буддизма.
С 1997-го года я проводил ритриты во многих странах, в которых буддизм значим как религиозная система (Тайланд, Лаос, Бирма, Малайзия, Монголия, Индонезия, Шри-Ланка, Непал, Бурятия). Но только лекционная работа с группой в Лумбини сподвигнула меня к тому, чтобы изложить этот материал в форме книги. Особенно мне хочется поблагодарить доктора психологических наук Кристину Мартинсоне из Риги, которая посоветовала оформить мой лекционный курс на семинаре в Лумбини в текст книги, а также Константина Столповских из Новосибирска за дружескую поддержку.
Эта книга – плод исследований не только теоретического характера, но и достаточно глубокого погружения в випассану, тантрические практики, включенного исследования психотехник разных школ буддизма, которое я проводил в разных странах мира. Особенно мощными по интенсивности были практики в местах Силы – на Байкале, Телецком озере (Алтай), в Бурятии, на Южном Урале (Иремель, Зюраткуль, Долгобродское), в Тянь-Шани, Кар-Каралинске, расположенном на территории Казахстана, на Иссык-Куле, на Балтийском и Черном море.
Группы были очень разные: по уровню образования – от студентов до академиков РАН, по уровню материального достатка – от безработных до миллионеров, по возрасту – от 18 до 65 лет, люди разных рас и национальностей. Каждая группа они требовала особого языка изложения и состояний, из которых содержание материала по буддизму было бы для них доступно.
Нельзя сказать, что я могу безупречно воспроизвести все эти тексты, но опредмечивая различные аспекты буддийской психологии, чувствую возможность воспроизвести ткань мышления, поток сознания, который когда-то был рожден во время изложения теоретического материала.
Именно это чувствование дает мне веру в то, что книга состоится и будет полезна не только тысячам учеников, которые посещали мои семинары, но и множеству других людей, которые интересуются изысканной культурой философствования и психологического мышления буддизма.
К сожалению, изучить буддизм невозможно. Не хватит жизни и интеллектуальных усилий, даже самых мощных и усердных, чтобы освоить даже частную школу буддизма. Несмотря на это, в тексте книги мы будем придерживаться принципа ясности и простоты изложения. Это не означает, что буддизм прост. Это философско-психологическое направление и вправду развивалось в течение двух с половиной тысяч лет и в самые тяжелые годы это развитие происходило еще сильнее и глубже.
Одно радует сердце – буддизм всегда был попыткой понять Будду. Мышление даже самого продвинутого буддиста устроено совершенно не так, как мое или моих друзей, профессоров, студентов, аспирантов или докторантов. Европейское и буддистское мышление по своей устремленности и содержанию целей и ценностям чрезвычайно разные.
Самая большая ценность мышления это истина.
Что касается буддистской модели мышления – истина уже сказана Буддой во всех подробностях. Она не только изложена, но также показано, каким образом ее достигнуть, каков путь к ней. Во временном отношении истина уже была, она реально существует уже много сотен и тысяч лет. Единственное, что может человек, - понять и соприкоснуться с сокровищем, а при большой удаче – овладеть тем сокровищем, которое уже давно обнаружено и показано миру. Эпистемологическая модель буддизма заключается в систематическом воспроизведении уже понятой и раскрытой Буддой из клана шакьев полноценной, непреклонной, достоверной истины.
В европейском мышлении все диаметрально противоположно: то, что изложено, не обладает качеством истины, “слово сказанное есть ложь”. Европеец захвачен идеей эволюции. Он верит в то, что истина может быть открыта на каком-то чудесном этапе развития человечества. Она еще не открыта. Вот должен кто-то придти и сделать качественный эпистемологический рывок, раскрыть истину, добыть ее.
Истина всегда находится впереди и в будущем, но за далью – даль, все время открываются «новые горизонты», новые возможности ее раскрыть. В европейском мышлении пессимизм и скука по отношению к «сегодня» всегда соседствует с оптимистическим «завтра». Для европейца нет авторитетов: отношение к ним критично, а почитание условно, с легкой долей иронии и скепсиса. Любая теория ему кажется недостаточной, недостоверной, незавершенной.
В некотором смысле, у европейского мышления нет интеллектуальной и эмоциональной опоры. Именно по этой причине он никому и ничему окончательно не доверяет. Европеец все время обеспокоен надежностью своей жизни и своего понимания; он – вечный ребенок, вопрошающий «Почему?» и не находящий окончательного, правильного ответа, так как подозревает, что взрослые лгут.
Я излагаю буддизм для европейца, хорошо представляя его отношение к любому тексту и к любому авторитету. Буддист в этих текстах не нуждается: у него уже есть авторитетное изложение буддизма в соответствии с традицией, в которую он вошел, и гуру, которого он почитает.
С возрастом каждый понимает, что во многом книги читаются не для того, чтобы пережить истину. Радость, печаль, грусть, энтузиазм, восторг, желание сопереживания, возбуждение, сострадание – вот малая толика чувств, которые нам может дать книга.
Самое большее, что дает книга – понимание и ясность осознания важной проблемы жизни, раскрытие простора знания, которое сопровождается прекрасным чувством: «Вот оно как на самом деле».
Предельная задача любого автора – сделать так, чтобы читатель задумался и начал мыслить проблему самостоятельно. Пробуждение самостийности осмысливания бытия в мире, на мой взгляд, не менее важно, чем духовное просветление. Может быть, даже более важно – ведь только самостоятельность осмысления и понимания реальности делает человека человеком и обеспечивает эволюцию цивилизации.
Эта книга планировалась для тех, кто хочет иметь ясное представление о мифологии, философии и психологии буддизма. Мы постараемся достигнуть этой цели с минимальными потерями смыслов, которые существуют в буддизме.
Глава 1
ЛИЧНОСТЬ ПРОБУЖДЕННОГО
Имени я не имею,
Радости я не желаю,
Голос глаголящий я.