Информация к размышлению скрытые методы холмса

Как-то осенью прошлого года я зашел на минутку к моему приятелю, мистеру Шерлоку Холмсу. У него сидел какой-то пожилой джентльмен, очень полный, огненно-рыжий. Я хотел войти, но увидел, что оба они увлечены разговором, и решил удалиться. Однако Холмс втащил меня в комнату и закрыл за мной дверь.

— Вы пришли как нельзя более кстати, мой дорогой Ватсон, — приветливо поговорил он.

— Я боялся вам помешать. Мне показалось, что вы заняты.

— Да, я занят. И даже очень.

— Не лучше ли мне подождать в другой комнате?

— Нет, нет... Мистер Уилсон, — сказал он, обращаясь к толстяку, — этот джентльмен не раз оказывал мне дружескую помощь во многих моих наиболее удачных расследованиях. Не сомневаюсь, что и в вашем деле он будет мне очень полезен.

Толстый клиент с некоторой гордостью выпятил грудь, вытащил из внутреннего кармана пальто грязную, скомканную га-зету и разложил ее у себя на коленях. Пока он, вытянув шею, пробегал столбцы объявлений, я внимательно разглядывал его, пытаясь в подражание Шерлоку Холмсу угадать по одежде и внешности, кто он такой.

К сожалению, мои наблюдения не дали почти никаких результатов. Сразу можно было заметить, что наш посетитель — самый заурядный мелкий лавочник, самодовольный, тупой и медлительный. Серые, в клетку брюки висели на нем мешком, его не слишком опрятный черный сюртук был расстегнут, а на темном жилете красовалась массивная цепь накладного золота, на которой в качестве брелока болтался просверленный насквозь четырехугольный кусочек какого-то металла. Поношенный цилиндр и выцветшее бурое пальто со смор-щенным бархатным воротником были брошены тут же на стуле. Одним словом, сколько я ни разглядывал этого человека, я не видел в нем ничего примечательного, кроме пламенно-рыжих волос. Было ясно, что он крайне озадачен каким-то неприятным событием.

От проницательного взора Шерлока Холмса не ускользнуло мое занятие, он кивнул головой и усмехнулся.

— Конечно, каждому ясно, что наш гость одно время занимался физическим трудом, что он нюхает табак, что он франкмасон, что он побывал в Китае и что за последние месяцы ему приходилось много писать. Кроме этих очевидных фактов, я не могу отгадать ничего.




Мистер Джабез Уилсон выпрямился в кресле и, не отрывая указательного пальца от газеты, уставился на моего приятеля.

— Каким образом, мистер Холмс, могли вы все это узнать? — спросил он. — Откуда вы знаете, например, что я занимался физическим трудом? Да, действительно, я начинал корабельным плотником.

— Ваши руки рассказали мне об этом, мой дорогой сэр. Ваша правая рука крупнее левой. Вы работали ею, и мускулы на ней стали

крупнее.

— А нюханье табака? А франкмасонство?

— О франкмасонстве догадаться нетрудно, так как вы, вопреки строгому уставу вашего общества, носите галстучную булавку с изображением дуги и окружности.

— Ах да! Я и забыл про нее... Но как вы отгадали, что мне приходилось много писать?..

— О чем ином может свидетельствовать ваш лоснящийся правый рукав и протертое до гладкости сукно на левом рукаве возле локтя!

— А Китай?

— Только в Китае могла быть вытатуирована та рыбка, что красуется на вашем правом запястье. Я изучал татуировки, и мне приходилось

даже писать кое-что по этому предмету. Обычай окрашивать рыбью чешую нежно -розовым цветом распространен только в Китае. Увидев китайскую монету на цепочке ваших часов, я окончательно убедился, что вы были в Китае.

Мистер Джабез Уилсон громко расхохотался.

— Вот оно что! — сказал он. — Я сначала подумал, что в этом есть какая-то хитрость, но теперь я вижу, что здесь ничего такого нет.

информация к размышлению скрытые методы холмса - student2.ru Из «Приключений Шерлока Холмса» Артура Конан Доила. (Перевод М. и Н. Чуковских.)

ПОДГОТОВЬТЕ ПЕРЕЧЕНЬ

Покупателям, которые стараются не выйти за рамки своего бюджета, часто советуют заранее подготовить перечень покупок, а затем придерживаться его. Если вы знаете, что ищете, то сможете удержаться от «покупок под настроение». Научные отчеты сильно отличаются друг от друга по количеству представленных в них подробностей, но независимо от степени полноты отчета, максимум информации вы получите в том случае, если заранее будете знать, что искать. Полезным руководством при оценке качества научного продукта будет перечень характеристик научной работы, которые вы хотите знать. Встречаясь с описанием любого исследования, попытайтесь получить следующую информацию.

1. Постановка проблемы. Все отчеты об исследованиях, публикуемые в профессиональных журналах, начинаются с общей постановки проблемы, которой они посвящены. Короче говоря, если описывается эксперимент, то проблема будет представлена как гипотеза, которая затем будет сформулирована в понятиях независимых и зависимых переменных. В отчетах о полевых исследованиях, включающих в себя наблюдения или интервью, вопрос может быть поставлен в более открытой форме, но все равно должно быть совершенно ясно, какие зависимости исследуются. Обратите внимание на то, как исследователь переходит от общей постановки проблемы к более конкретным вопросам, какие аспекты проблемы он сохраняет, а какие — опускает.

Проследите также, что говорит автор о других ученых, исследовавших эту тему. Возможно, автор описывает серьезный отход от традиционных методов или современных представлений, но из его статьи должно быть ясно, что он знаком с интеллектуальным контекстом поставленного вопроса. В журнальных статьях, объем которых ограничен, обзор литературы часто по необходимости бывает кратким. Тем не менее вы должны иметь возможность составить ясное представление о том, как другие исследователи подходили к этой проблеме и что нового предлагается в текущей работе. Часто авторы для краткости цитируют лишь одну-две последние работы по своей теме. Хотя такой подход экономит место в журнале, в лучших обзорах литературы хотя бы коротко, но представлена история вопроса. Поэтому, прочитав введение, вы должны получить ясное представление о том, какой именно продукт вам нужен.

2. Метод.Руководящий принцип оценки научного отчета состоит в том, что в нем должна содержатьсявся информация, которая может понадобиться вам для самостоятельного повторения исследования. Опять-таки, при наличии строгих ограничений на объем научных публикаций такая цель редко бывает достигнута полностью. И все же этот принцип остается полезным критерием при поиске информации. Еще одно важное качество отчета о методе заключается в том, что он должен описывать метод, а не убеждать в чем-либо и не предлагать интерпретации.

В официальных научных докладах описание метода часто подразделяется на разделы, касающиеся плана исследования, испытуемых, инструментов измерения и процедуры. В разделе, касающемся плана эксперимента устанавливается число независимых (причина) и зависимых (следствие) переменных,которые должны быть изучены в данной работе, и число уровней интенсивности (например, высокий, средний и низкий) каждой переменной. В разделе, где описываются испытуемые, говорится, сколько

человек участвовали в эксперименте, из кого и как была сформирована выборка и каковы ее отличительные характеристики...

В разделе об инструментах измерения приводится способ оценки полученных эффектов или их операционализации. Операционализировать — означает придавать общим явлениям (например, аттракции) конкретную и точную форму (например, шкала из двух пунктов, которая по семибалльной системе оценивает степени «симпатии» к другому человеку и «удовольствия от его общества»).

И наконец, в разделе, касающемся процедуры, должно быть описано все, что происходит с испытуемыми с момента начала исследования до его окончания. Инструкция, которую давали испытуемым, должна быть указана точно так же, как это было в действительности, и само собой разумеется, должны быть

описаны конкретные условия среды, в которую были помещены испытуемые: место, время и ее социальные характеристики...

Если методический раздел недостаточно подробен, то невозможно понять и оценить результаты. Методический раздел во многих отношениях напоминает сочетание пунктов «игредиенты» и «способ использования» в описании многих продуктов. Именно из этого раздела вы узнаете «кухню» исследования и область применимости результатов.

3. Результаты.В научных докладах принято констатировать результаты, не интерпретируя их, хотя вомногих статьях сообщение результатов и их обсуждение производится одновременно. Результаты и их обсуждение помещают в отдельные разделы для того, чтобы данные были представлены сами по себе, не подвергаясь искажениям в большую или меньшую сторону, к которым может привести авторская интерпретация. Таким образом, читатели имеют возможность предложить другую трактовку результатов и дать им альтернативное объяснение. В любом случае лучше, когда формулировка результатов имеет констатирующий, а не дискуссионный характер, и подкреплена таблицами и/или диаграммами с ясной системой обозначений.

Обращайте внимание на случаи, когда авторы, принимая желаемое за действительное, преувеличивают несущественные результаты — на формулировки типа «результаты, близкие к значимым» или «хотя сеансы психоанализа оказали несущественное воздействие, тем не менее...». Хотя некоторые тенденции заслуживают внимания, они не имеют такого же веса, как эффекты, имеющие большую статистическую значимость. Аналогичным образом отмечайте группы людей или методы измерений, которые не дают ожидаемых результатов. Часто бывает труднее найти формулировки отрицательных результатов, но они могут нести в себе не меньше информации, чем значимые положительные результаты.

4. Обсуждение и выводы.В этом разделе исследователь говорит о том, что означают его открытия, и

старается связать интерпретацию с главной проблемой, поднятой во введении. Автор пытается объяснить, почему произошли или не произошли определенные события, и устранить возможные неясности. Здесь следует искать сведения о том, как исследователь оценивает недостатки, присущие его работе, и какие дальнейшие шаги он считает необходимым предпринять. Внимательно прочитайте, как автор объясняет результаты, не подтверждающие основную теорию, и отнеситесь к этому объяснению критически. Читатель должен быть готов высказать критические замечания как методического, так и теоретического характера. Обратите также внимание на мнение автора о возможности распространения выводов на другие ситуации или группы людей. Будьте осторожны, выдвигая предположения о других формах поведения, условиях или ситуациях, которые могут подчиняться или не подчиняться предлагаемой зависимости.

Наши рекомендации