Фактические данные – мета-анализ

К счастью, существуют эмпирические данные, свидетельствующие об эффективности программ для одаренных, причем анализу были подвергнуты не только столь глобальные подходы как ускорение или однородные классы, но и их многочисленные разновидности. Эти подходы отражают в основном реалии американской и некоторых других западных систем образования, однако им можно найти аналоги и в нашей действительности.

Приводимые ниже данные основаны на мета-анализе этих исследований, осуществленном известным американским специалистом по проблеме одаренности Карен Роджерс (Karen Rogers) и доложенном ею на Всемирном Конгрессе 2001 года в Барселоне (см. также Rogers, 1986).

Мета-анализ позволяет объединять результаты, полученные в разных исследованиях, и использует понятие размера эффекта (effect size). Размер эффекта, который далее будет обозначаться аббревиатурой РЭ, обозначает то, насколько введение того или иного фактора влияет на зависимую переменную в единицах стандартного отклонения. Например, если РЭ в плане математических знаний от применения некоей новой программы в ряде школ составил 0,5, это означает, что школьники, занимающиеся по этой программе, демонстрируют в среднем результат, который превосходит достижения обычных школьников на половину стандартного отклонения. При этом неважно, в каких единицах оценивались достижения в различных школах.

Исследования, в результате которых получены приводимые данные, представляют собой наиболее отчетливый пример В-взаимодействия между современной практикой поддержки одаренности и теоретико-экспериментальной психологией. В рамках практики создаются технологии, которые становятся предметом научной оценки.

Ускорение

Сокращение количества лет школьного обучения

При таком подходе школьники выбирают, за сколько лет они пройдут программу обучения. Такая система действует в Австралии, где среднюю школу (классы с 7-ого по 12-ый) можно пройти за 4, 5 или 6 лет. Документировано положительное влияние системы на академическую успеваемость (РЭ = 0,4).

Раннее поступление в колледж

Школьник пропускает один или больше год средней школы перед поступлением в колледж. Показан положительный эффект на академическую успеваемость (РЭ = 0,3) и социальную адаптацию (РЭ = 0,16), но отрицательный на самооценку (РЭ = -0,5). В США существует еще одна, более радикальная, разновидность программы, при которой 4 заключительных года средней школы и 4 года колледжа спрессовываются в общую программу продолжительностью 4 года.

Ускорение в избранной учебной дисциплине

Ученику предоставляется возможность ускоренного овладения какой-либо учебной дисциплиной. Установлено положительное влияние этого способа на освоение математики и естественных наук (РЭ = 0,57), но в то же время - некоторое отрицательное влияние на самооценку (РЭ = -0,19). Вопрос заключается в том, как обеспечить такое индивидуальное продвижение в обычном классе при должном уровне наблюдения со стороны учителя.

Перепрыгивание через класс

Исследование показывают позитивный эффект перепрыгивания через класс в плане академической успеваемости (РЭ = 0,49), социальной адаптации (РЭ = 0,31) и самооценки (РЭ = 0,16), но только в том случае, когда школьник действительно подготовлен к этой процедуре. В противном случае возможны весьма негативные эффекты.

Сокращение программы (Compacted curriculum)

Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваивать курс. Если он показывает высокий результат, ему разрешается сократить обучение по обязательной программе и взамен предоставляются программы обогащения. Как отмечалось выше, этот метод является основой системы Дж. Рензулли. Установлено положительное влияние этого способа на освоение математики и естественных наук (РЭ = 0,83) и в несколько меньшей степени гуманитарных наук (РЭ = 0,26). С организационной точки зрения необходимо, чтобы школьникам не просто разрешали пропустить то, что они уже знают, а предлагали взамен деятельность, необходимую для прогресса.

Выделение одаренных учеников в специальные классы или группы

Эта группировка может осуществляться внутри целой школы или внутри отдельного класса. В первом случае возможно несколько вариантов: школьники могут группироваться либо по возрастам, либо только по академическим успехам. Кроме того, образующиеся классы могут быть либо постоянными, либо меняться в зависимости от академической дисциплины и текущих успехов ученика.

Группировка по способностям независимо от возраста

Школьники объединяются в классы не по возрастам, а по академическим успехам. Этот способ оказывается полезным как для наиболее способных учеников (РЭ = 0,38), так и для всех остальных (РЭ = 0,45).

Разновозрастной класс

Ученики двух или более возрастных уровней объединяются в один класс. Эта экзотическая форма оказывается полезной для одаренных детей, если они принадлежат к младшему возрастному уровню в классе.

Наши рекомендации