Возникновение и устойчивость диссонанса
Почему и как возникает диссонанс? Как это случается, что люди иногда обнаруживают, что они делают нечто, не соответствующее тому, что они знают, или же имеют мнение, которое не согласуется с другими мнениями, которых они придерживаются. Ответ на этот вопрос может быть найден при анализе двух более общих ситуаций, в которых может возникнуть диссонанс.
1. Могут произойти новые события или человеку может стать известной новая информация, что создает, по крайней мере, временный диссонанс с существующим знанием, мнением или когницией относительного поведения. Так как у человека нет полного и совершенного контроля за поступающей к нему информацией и событиями, которые могут произойти в окружающей его среде, подобный диссонанс может легко возникнуть. Так, например, человек может планировать пойти на пикник в полной уверенности в том, что погода будет теплой и солнечной. Однако, как раз перед тем, как он должен выходить может пойти дождь. Знание того, что сейчас идет дождь, диссонирует с уверенностью человека в солнечном дне и его намерением пойти на пикник. Или другой пример: человек, который убежден, что автоматическая трансмиссия в автомобиле является неэффективной, может случайно обнаружить статью, восхваляющую автоматическую трансмиссию. И в этом случае создается по крайней мере временный диссонанс. Аналогично, в процессе наблюдения психолог может увидеть явления, противоречащие его предыдущим знаниям или исследовательской установке. И это будет способствовать появлению диссонанса.
2. Даже в отсутствии новых, непредвиденных событий или информации существование диссонанса, несомненно, есть повседневное явление. Немногие вещи являются полностью черными или полностью белыми, очень немногие ситуации настолько ясны, чтобы мнения и модели поведения людей в различных ситуациях не являлись бы в некоторой степени «смесью» противоречий.
Так, например, фермер из Среднего Запада, принадлежащий к определенной партии, может быть не согласен с позицией своей партии по вопросу субсидирования цен на сельскохозяйственную продукцию; человеку, покупающему автомобиль, может нравиться экономичность одной модели и внешний вид другой модели; человек, решающий вопрос, куда вложить свои деньги, может знать, что доход от его вклада определяется экономическими условиями, которые от него не зависят. Там, где должно быть сформулировано мнение или принято решение, почти неизбежно возникает диссонанс между когницией предпринятого действия и мнениями и знаниями, которые имеют тенденцию рекомендовать другие действия.
Итак, существует весьма широкий диапазон ситуаций, в которых диссонанс почти неизбежен. Но есть обстоятельства, при которых диссонанс, возникнув однажды, продолжает существовать. Если вышеизложенные гипотезы соответствуют действительности, то вместе с возникновением диссонанса будет появляться стремление уменьшить его. Для ответа на этот вопрос необходимо вначале кратко рассмотреть возможные способы уменьшения диссонанса.
Так как более формальное обсуждение этой темы будет дано несколько позднее, сейчас проанализируем, как может быть уменьшен диссонанс, используя в качестве иллюстрации пример заядлого курильщика, который узнал, что курение вредно для его здоровья. Он может получить эту информацию из газеты или журнала, от друзей или даже от какого-нибудь врача. Это знание, несомненно, диссонирует с когницией, что он продолжает курить. Если верна гипотеза о том, что при этом должно возникнуть стремление уменьшить диссонанс, то чего можно ожидать от данного человека?
1. Он может просто изменить свою когницию о своем поведении, изменив свои действия, а именно – он может бросить курить. Если он больше не курит, то его когниция по поводу того, что он делает, будет консонантна с его знанием того, что курение вредно для его здоровья.
2. Он может изменить свое “знание” о последствиях курения. Это плохо звучит, но зато хорошо выражает то, что должно произойти. Он может просто прийти к мнению, что курение не имеет каких-либо пагубных последствий, или он может приобрести так много “знаний” о благоприятных последствиях курения, что вредные аспекты станут незаметными. Если ему удастся изменить свое знание каким-либо из этих способов, то он уменьшит или даже совсем устранит диссонанс между тем, что он делает и тем, что он знает. Но “знание” бессознательно может изменить и психолог, столкнувшийся в процессе наблюдения с тем, что противоречит ранее выдвинутому предположению.
Нет никакой гарантии, что человек сможет уменьшить или устранить диссонанс. Гипотетический курильщик может обнаружить, что бросить курение для него слишком трудно. Он может попытаться обнаружить факты или мнения других для подкрепления того мнения, что курение невредно, но эти попытки могут закончиться неудачей. В этом случае человек окажется в таком состоянии, что он и продолжает курить, и продолжает думать, что курение вредно. Однако, если так случится, то его попытки уменьшить диссонанс не прекратятся.
Термины “диссонанс” и “консонанс” отсылают к отношениям, которые существуют между парами “элементов”. Поэтому прежде чем приступить к определению этих элементов, необходимо определить сами элементы как можно лучше. Эти элементы относятся к тому, что названо когницией, т.е. к тому, что индивид знает о самом себе, о своем поведении, о своем окружении. Таким образом, эти элементы являются “знаниями”. Некоторые из этих элементов представляют знание о себе: что я делаю, что чувствую, чего хочу или желаю, кто я и тому подобное. Другие элементы знания имеют отношение к миру, в котором человек живет: что где находится, что к чему ведет, каковы причины наблюдаемого поведения человека.
Очевидно, что термин “знания” используется таким образом, что включает в себя то, к чему это слово обычно не относится, например, мнения. Человек не разделяет мнения до тех пор, пока он не поверит, что оно верно, и потому с психологической точки зрения мнение не отличается от “знания”. То же самое верно по отношению к убеждениям, ценностям или социальным установкам, которые функционируют для наших целей как “знания”. Это не означает, что нельзя установить никаких важных различий между этими разными терминами. Действительно, некоторые такие различия будут названы позднее. Но в соответствии с определением все они являются когнициями, и между парами этих элементов могут устанавливаться отношения диссонанса и консонанса.
Есть и другие вопросы по поводу определения, на которые хотелось бы получить ответ. К примеру, когда “когнитивный элемент” является одним элементом или группой элементов? Является ли знание о том, что “зима в Миннеаполисе очень холодная”, элементом или его нужно рассматривать как комплекс элементов, составленный из более конкретных знаний? В настоящее время нет ответа на такой вопрос.
Другим важным вопросом, касающимся этих элементов, является следующий: как они образуются и что определяет их содержание? По этому поводу выделяется одна из наиболее важных детерминант содержания этих элементов, а именно – действительность. Элементы когнициии чувствительны к действительности. В целом они отражают или отображают действительность. Эта действительность может быть физической, социальной или психологической, но в любом случае когниция в большей или меньшей мере отображает ее. Это, конечно, не удивительно. Непохоже, чтобы организм мог жить и выживать, если бы элементы когниции не были бы в большей степени правильным отображением реальности. В самом деле, когда кто-либо “теряет чувство реальности”, это становится очень заметным.
Другими словами, элементы когниции в большей мере соответствуют тому, что человек фактически делает или чувствует или тому, что реально существует в окружении. В случае мнений, убеждений и ценностей действительностью может быть то, с чем человек сталкивается на опыте или то, что другие ему говорят.
Но часто у человека есть когнитивные элементы, которые заметно отклоняются от действительности, по крайней мере как мы ее видим. Другими словами, действительность, которая воздействует на человека, оказывает давление в направлении приведения соответствующих когнитивных элементов в согласование с этой действительностью. Это не означает, что существующие когнитивные элементы всегда будут согласованы. В самом деле, одним из основных следствий теории диссонанса является то, что она помогает нам понять некоторые обстоятельства, при которых когнитивные элементы не согласуются с действительностью. Но это означает, что, если когнитивные элементы не согласуются с определенной действительностью, которая оказывает воздействие на человека, то должно возникать определенное давление. Следовательно, мы сможем наблюдать некоторые проявления такого давления. Эти предполагаемые отношения между когнитивными элементами и реальностью важны, так как дают возможность измерения диссонанса.
Теперь можно перейти к обсуждению отношений, которые могут существовать между парами элементов. Существуют три вида таких отношений, а именно: нерелевантность (несоотносимость), диссонанс (несоответствие) и консонанс (соответствие). Два элемента могут просто никак не соотноситься друг с другом. То есть в таких случаях, когда один когнитивный элемент не включает в себя ничего из того, что имеет отношение к другому элементу, эти два элемента нерелевантны друг другу.
Рассмотрим два элемента, которые присутствуют в голове человека и которые релевантны друг другу. Определение диссонанса не принимает во внимание существование всех других элементов, которые релевантны одному или обоим рассматриваемым элементам, и имеет дело лишь с этими двумя изолированными элементами. Два элемента, рассматриваемые изолированно, находятся в отношении диссонанса, если отрицание одного элемента вытекает из другого. То же самое можно выразить несколько более формально: Х и У диссонантны, если не-Х следует из У.
Так, например, если человек знает, что поблизости находятся лишь его друзья и в то же время он испытывает страх, то между двумя этими когнитивными элементами было бы диссонантное отношение. Или другой пример: если человек уже “увяз” в долгах и в то же время покупает новый автомобиль, соответствующие когнитивные элементы будут диссонантны друг с другом. Диссонанс может быть вызван тем, что человек что-то узнал в процессе наблюдения и тем, что ожидал увидеть, составляя программу наблюдения, тем, что что-то считается ненормальным и необычным или любой другой причиной.
Может быть полезно дать ряд примеров, где диссонанс между двумя когнитивными элементами возникает по разным причинам, т.е. где два элемента являются диссонантными вследствие разных значений словосочетания “следует из” в вышеприведенном определении диссонанса.
1. Диссонанс может возникнуть из-за логической непоследовательности. Если кто-то верит, что человек в ближайшем будущем совершит путешествие в другие галактики и в то же время считает, что человек не в состоянии покинуть Солнечную систему, то эти две когниции диссонантны друг с другом. Отрицание одной когниции следует из другой на основе логической непоследовательности в процессах собственного мышления индивида.
2. Диссонанс может возникнуть на основе норм культуры. Если человек на официальном обеде берет руками выскальзывающую косточку курицы, знание того, что он делает, диссонантно со знанием этикета официального обеда. Диссонанс существует просто потому, что в нашей культуре установлено, что консонантно, а что – нет. В какой-либо другой культуре эти две когниции могут вовсе не быть в диссонансе.
3. Диссонанс может возникнуть вследствие того, что какое-либо частное мнение иногда включается, по определению, в более общее мнение. Так, например, если человек является членом демократической партии, но на данных выборах предпочел кандидата республиканской партии, когнитивные элементы, соответствующие этим двум мнениям, диссонантны друг с другом, так как понятие “быть членом демократической партии” включает в себя, как часть этого понятия, голосование за кандидата демократической партии.
4. Диссонанс может возникнуть на основе прошлого опыта. Если бы человек стоял под дождем и тем не менее не обнаруживал никаких признаков того, что он мокнет, эти две когниции были бы диссонантными потому, что он по опыту должен знать, что человек, стоящий под дождем, мокнет. Если вообразить человека, который никогда не видел дождя, эти две когниции, по-видимому, не были бы диссонантными.
Безусловно, не все диссонантные отношения равны по величине. Необходимо выделить степени диссонанса и установить, чем определяется сила данного диссонантного отношения.
Одна очевидная детерминанта величины диссонанса заключается в характеристиках тех элементов, между которыми существует отношение диссонанса. Если два элемента находятся в диссонансе друг с другом, величина диссонанса является функцией значимости этих элементов. Чем более эти элементы значимы для человека или чем более высоко они им оцениваются, тем большей будет величина диссонантного отношения между ними.
Так, например, если некто дает десять центов нищему, прекрасно зная, что этот нищий в действительности не испытывает нужды, диссонанс, который существует между этими двумя элементами, является довольно слабым. Ни один из этих двух элементов не является особо значимым или особо важным для этого человека. Значительно больший диссонанс возникает, если, к примеру, студент не готовится к очень важному экзамену, зная, что имеющийся у него запас знаний, по-видимому, недостаточен для этого экзамена. В этом случае элементы, которые являются диссонантными друг с другом, являются более значимыми для человека и величина диссонанса соответственно будет большей. Психолог-исследователь, потративший много сил и времени на доказательство определенной истины, может столкнуться с наблюдением противоположной зависимости, разрушающей все построенные на протяжении многих лет доказательства и выводы.
Теперь рассмотрим общий контекст диссонансов и консонансов в отношении к одному конкретному элементу. Для того чтобы дать определение, предположим, что все элементы, релевантные рассматриваемому, одинаково важны и сформулируем следующее определение: общая величина диссонанса между данным элементом и остальными когнитивными элементами человека зависит от доли релевантных элементов, которые диссонантны данному.
Так, если подавляющее большинство релевантных элементов консонантны, скажем, элементу поведения, то диссонанс с этим поведенческим элементом является слабым. Если по отношению к числу элементов, консонантных поведенческому элементу, число диссонантных элементов велико, общий диссонанс будет иметь ощутимую величину. Конечно, величина общего диссонанса будет также зависеть от значимости или ценности тех релевантных элементов, которые находятся в консонантных и диссонантных отношениях с рассматриваемым элементом.
Уменьшение диссонанса
Существование диссонанса приводит к возникновению стремления уменьшить или устранить диссонанс. Сила стремления уменьшить диссонанс является функцией величины диссонанса. Другими словами, диссонанс действует таким же образом, как и состояние возбуждения, потребности или напряжения. Существование диссонанса ведет к действию, направленному на уменьшение диссонанса, также, как, например, чувство голода ведет к действию, направленному на утоление голода. Кроме того, так же, как и при действии возбуждения, чем больше диссонанс, тем более выраженным будет избегание ситуаций, которые могли бы увеличить этот диссонанс.
Для того чтобы уточнить, как проявляется стремление уменьшить диссонанс, необходимо рассмотреть различные способы, посредством которых он может быть уменьшен или устранен. В общем, если между двумя элементами существует диссонанс, этот диссонанс может быть устранен изменением одного из этих элементов. Важным является то, как могут осуществляться эти изменения. Существуют различные возможные способы, с помощью которых это может быть выполнено, в зависимости от типа наличных когнитивных элементов и от общего когнитивного контекста.