Понятие мотивации и когнитивной переработки потребностей в концепции Ж. Нюттена

Мотивация

Индивид действует также как и дышит — регулируя специфические процессы. Регуляция может быть как автоматическая, так и сознательная. Даже иррациональное побуждение сделать что-то обычно преобразуется в цель и план достижения этой цели (например, у убийц).

Мысленная ассоциация (сближение понятий об объекте) не имеет мотивационной силы, но может приводить к канализированию существующей потребности или информировать субъекта о средствах достижения цели.

Три популярные модели, призванные объяснить роль мотивации во внешнем действии:

1) механизм энергетической разрядки (фрейдизм);

2) процесс подкрепляемых связей (бихевиоризм);

3) мысленная переработка потребностей в цели и поведенческие проекты (когнитивизм).

разные комбинации трёх.

В данной модели мотивация — регулятор [как], а не инициатор [почему] — непрерывная динамическая ориентация, регулирующая постоянное взаимодействие между индивидом и его поведенческим миром/средой. Представляет собой активный процесс направления поведения к предпочитаемым ситуациям и объектам.

Пока цель не достигнута.закрыта, субъект воспринимает расхождение (несоответствие) между актуальной ситуацией и желаемой целью. Это расхождение само по себе действует на поведение не как мотивационная сила, а как информация о том, что потребность еще не удовлетворена, и, следовательно, субъект сохраняет мотивацию и должен продолжать свою целенаправленную деятельность. Несоответствие, так же как и ожидаемый результат, не заменяет мотивацию.

Процесс мотивацииПоведенческая переработка потребностей: Когнитивная переработка потребностей:

Мотивация создает разные мотивационные состояния; первая конкретизация — стандарт;

Мотивацоные состояния перерабатываются в поведенческие проекты; постановка цели — условия выхода;

Подходящие действия удовлетворяют.снижают потребностное напряжение.

Повышение-понижение мотивации

Типы отношений средство-цель:

последовательное (один-за-другим) согласование действий по шагам;

паралелльная несогласованая серия действий = синергия;

выполнение определенных условий (кроме ждать) не относящихся к поведению.

Чем больше альтернативных путей достижения цели, тем меньше мотивация к каждому конкретному средство-цель. Обычно выбирают самый простой (из доступных) путь к цели, кроме ситуаций желания получить общественное признание своего мастерства и восхищения сложности моих действий.

* воспринимаемый уровень инструментальности: вероятность что я успешно выполню каждое из действий в последовательности ПЛЮС вероятность что выполнеными успешно они приведут к ожидаемой цели.

Тенденции (одновременно, так как живем в динамизме):

стремится к разрядке, состоянию баланса и отдыха;

стремится нарушить баланс и порождает все более сложные структуры и напряжения.

Восходящая фаза мотивации

общее напряжение -> целенаправленное напряжение -> стандарты

Процесс самоподкрепления: индивид устанавливает для себя новые критерии того, какую цель (какого результата) он хочет достичь. Связанно с способностью к самопознанию. Расхождение появляется в воображении индивида, смысловой реальности и пока он не введёт его в среду оно не вещественно. В отличие от потребностного общего напряжения появляется состояние целенаправленного напряжения, которое может сохраняться, хотя конкретная цель.стандарт временно забыта.

Поисковая и конструктивная активность:

через имитацию, сделать как другие;

подражание только близкому, понятному;

через внутрение видинье результат = тренировка действия;

от восприятия к воображению = манипуляция невидимым.

Нисходящая фаза мотивации

цель-средство/поведенческий проект -> действие < -> коррекция

Учимся делать и не-делать что-то в зависимости от мотивации. Изначально когнитивное упражнение построение сети стандартов становится каналом управления, настройки инструментальной активности. Замечаем что связь исчезает, расходится — перестраиваем сеть и меняем поведение.

Расхождение не является источником мотивации и не заменяет ее — это сигналинг о том, что надо продолжать активность для достижения стандарта (меняя цель или поведение). Как уже упоминалось легко меняются только малозначительные цели. Главные цели могут всю жизнь быть мечтами и не поменяются даже при полной нереалистичности их реализации.

Процесс самоподкрепления: одобрение или нет своего поведения = самопохвала ИЛИ самонаказания. Важные цели и планы часто «прорисовываются» в ходе действия и обрабатываются только постепенно.

Поведенческая динамика >> когнитивная переработка >> персонализация мотивов >> саморегуляция поведения

цели — конструкты для конкретизации потребностей;

главные цели должны быть достигнуты;

обуславливание и канализирование в определенное поведение;

появление инстурментальной мотивации.

Наши рекомендации