Тема 9. Социология и психология конфликта

Основы конфликтности личности и конфликт. Конфликтность личности и ее проявление в общении. Конфликт и его сущность. Структура и составляющие конфликта. Субъектность конфликта. Предмет конфликта. Истинный и ложный конфликты. Ценностно- и целеориентированные конфликты и острота противостояния сторон. Типология и особенности конфликтов. Личностные, межличностные, групповые, институциональные конфликты.

Динамика, эскалация и развитие конфликта. Напряженность в отношениях и общении. Латентная стадия как этап формирования конфликта. Манифестация конфликта. Мирный этап развития конфликта и особенности общения и взаимодействия (противодействия) в нем. Эскалация конфликта, соотношение конфликтных ситуаций и конфликтогенов. Активная фаза конфликта и его разрешение. Юридическая составляющая в конфликте. Итоги и последствия конфликта.

Тема 10. Регулирование и разрешение конфликтов.

Поведение и взаимодействие сторон в конфликте. Право на конфликт. Психогенность конфликта. Социальные факторы и их влияние на динамику и остроту конфликта. Техногенность конфликта. Мотивация поведения в конфликте. Вербальное общение в конфликте: язык и средства. Особенности восприятия и коммуникаций. Формы общения и воздействия сторон в конфликте. Третья сторона. Воздействие и регулирование в конфликте. Механизм управления конфликтом.

Способы и формы разрешения конфликтов. Деструктивное воздействие на конфликт. Проблема агрессии в конфликте и подавления конфликта. Способы ухода от конфликта в общении. Методы исключения конфликта и его направленного формирования. Конструктивное воздействие на развитие конфликта, способы и формы включения его в отношения и общение. Формы и способы снижения уровня напряженности и конфликтности в процессе общения и взаимодействия. Разрешение конфликта. Позитивно-ориентированные конфликты. Релаксация сторон. Общение постконфликтного свойства и его специфика.

Тема 11. Переговоры в общении.

Переговоры, их условия, функции и роль. Понимание, определение и содержание переговоров. Переговоры в условиях конфликта и конфронтации. Переговоры в условиях сотрудничества. Переговоры для принятия согласованных решений. Двусторонние и многосторонние переговоры. Функции переговоров. Информационная и коммуникативная функции. Функции регуляции, координации, контроля и другие. Психологические условия успеха на переговорах и факторы воздействия на них.

Переговорный процесс, его проведение и обеспечение. Согласование интересов и целей. Доверие в переговорном процессе. Рефлексия и Эмпатия в переговорном процессе. Баланс сил и возможности сторон. Динамика переговорного процесса. Этапы подготовки, ведения, анализа результатов. Способы подачи позиций и тактические приемы. Компромиссы. Посредничество, арбитраж, медиация в переговорах. Решение в переговорном процессе.

Тема 12. Правовые составляющие общения и взаимодействия.

Право в общении.Содержание и понимание права, его психологическое восприятие участниками общения. Суверенная составляющая права. Нормативная и регламентирующая составляющие общения. Нормативная база общения. Представительность, уполномоченность и правомочность субъекта общения. Право объекта воздействия в общении. Проблема ответственности и ее содержание. Санкции.

Нормативно-правовое регулирование различных форм общения. Формализация, нормативизация, институционализация общения. Присутствие и воздействие государства. Санкционирующая составляющая и санкции. Правовое поведение и право-ориентированное действие. Правовые последствия взаимодействия и общения.

Тема 13. Технологии эффективного воздействия и управления.

Технологии и приемы воздействия в общении. Паралингвистика и экстралингвистика как совокупность невербальных средств и приемов. Паралингвистика: качество и методы направленности речи. Лексика и богатство красноречия. Экстралингвистика. Экспромты, реакции и приспособление речевого свойства. Ассоциативность и способы ее направленного применения, формы воздействия. Убеждение и манипуляции в общении. Подражание и заражение. Нейролингвистическое программирование: психологическое и речевое воздействие и управление психикой. Речевые стратегии и приемы когнитивного плана.

Организационные, процедурные и динамические методы управления общением. Нормативные и процедурные факторы воздействия. Способы и формы перевода общения с неформального на нормативно-подчиняющее и наоборот. Система «Паблик релейшн», ее составляющие, использование, возможности. Рекламистика, технологии брендинга. Организационные формы направленного воздействия и реагирования. Скрытые формы управления общением. Защитные механизмы и приемы их использования в недобросовестном или криминально-ориентированном общении.

Наши рекомендации