Психологические аспекты уголовно-правовых мер по борьбе с экономической преступностью

Уголовное законодательство - эффективное средство борьбы с экономической преступностью в современных условиях. Развивая и совершенствуя его, не следует исходить из публицистических оценок ситуации с преступностью как "разгула" преступности, "беспредела" или из приравнивания ее силы и силы государства ("кто кого"). Конечно, ситуация в сфере борьбы с преступностью вообще и экономической преступностью, в частности, может быть оценена как сложная. Однако – и это главное - ее нельзя рассматривать изолированно от состояния общества в целом. Экономическая преступность - лишь одно из явлений, в которых проявляется уровень социальной стабильности или нестабильности общества и его экономического состояния. Темпы прироста зарегистрированной преступности в последние годы связаны главным образом не с качеством правоохранительной деятельности, а с болезненными процессами перехода общества в новое состояние, хотя это не означает, что состояние правоохранительной деятельности не влияет на развитие ситуации.

Поэтому исходно важна задача формирования у работников, ведущих борьбу с преступностью, понимания важности своей социальной роли и правильной профессиональной ориентации на упорную и действенную борьбу с повседневными проявлениями экономической преступности. Тем более что оптимальным является не многолетнее слежение за деятельностью преступных сообществ, а предупреждение самого их формирования и активная постоянная работа по их разобщению. Здесь к компетенции правоохранительных органов в первую очередь относится использование уголовно-правовых мер двойной превенции: обезвреживание организаторов и "кандидатов" в активные участники сообщества безотлагательным привлечением их к уголовной ответственности за менее тяжкие, но легко доказуемые преступления- незаконное хранение и ношение оружия, хранение наркотиков, хулиганство, угрозы убийством и т. п. Этот метод борьбы с организованными формами преступности эффективно используется полициями зарубежных стран. Необходимо и законодательное установление объема преступной деятельности, позволяющего применить квалификацию"по максимуму".

Характерны психологическое отношение значительной части работников правоохранительных органов к УПК как к внешнему ограничителю, непонимание, что законность и подлинная целесообразность неразделимы, неумение применять нормы общего характера к частным (особенно нетрадиционным) ситуациям, как и использовать базу, которую дает закон для активных действий (например, положения добровольного отказа от совершения преступлений, освобождения от уголовной ответственностив связи с деятельным раскаянием, примечанием 2 к ст. 201 УК РФ в случае причинения вреда преступлением исключительно коммерческой организации идр. ).

В доказывании экономических и связанных с ними должностных преступлений такое профессиональное неумение проявляется в недооценке косвенных доказательств (ценность обнаруженного имущества, жизнь не по легальным средствам, отсутствие объяснений происхождения обнаруженных средств и ценностей, быстрота прохождения документов и реализации решений по определенным операциям и тд. ). Успех крупных дел, например, о взяточничестве (крупных и по нынешним масштабам) должен базироваться на правиле: доказательств должно быть достаточно и без признания обвиняемого.

Профессиональное неумение проявляется и в беспомощности установления мотивации преступника, когда решение по делу ставится в зависимость от того, что говорит обвиняемый о своем мотиве вместо того, чтобы выявить его по характеру деяния, предшествующими последующим действиям, образу жизни, информации о высказываниях в "своем"кругу и т. д.

Столь же негативные последствия наблюдаются и применительно к уровню профессионального умения применять уголовный закон. Неправильно утверждение, что без закона о борьбе с коррупцией невозможно реальное противодействие злоупотреблениям чиновников. Противоречит закону мнение некоторых представителей практики о том, что активные действия по захвату с поличным взяточника или вымогателя, когда заявителю разрешается передача денег или ценностей (признаки которых фиксируются), являются провокацией. Много и иных упущений по применению уголовного законодательства, за чем внимательно следят в преступной среде, обдумывая свое поведение на случай провала.

Задачами дальнейшего радикального усовершенствования уголовного законодательства и правоохранительной практики являются:

• последовательное формирование в сознании работников правоохранительных органов базовых психологических представлений о праве и законности, нравственных ценностях;

• обеспечение приоритетной защиты человека, его прав (этот приоритет отнюдь не создает конфликта с другими целями, ибо эта защита осуществляется именно путем активной борьбы с преступностью, в том числе посягающей на интересы общества в целом);

• максимальная защита законных интересов потерпевших;

• максимальная уголовно-правовая и иная защита свидетелей;

• устранение избыточности уголовно-правовых запретов, невыполнимость которых в правоохранительной практике порождает правовой нигилизм в психологии населения и должностных лиц и позволяет преступникам остаться безнаказанными;

• создание достаточных возможностей для дифференциации и индивидуализации ответственности и наказания с учетом личности виновных, мотивов и последствий их деяний, а также возможностей поощрения органами уголовного судопроизводства положительного посткриминального поведения путем смягчения наказания или даже освобождения от него;

• усиление мер по государственно-правовой защите работников правоохранительных органов (жертвующих нередко своей жизнью ради государственных и общественных интересов), обеспечивающих максимальную ответственность преступников за оказание воздействия на них (шантаж, угрозы, повреждение принадлежащего им личного имущества, похищение их детей, покушения, нанесение телесных повреждений и др. );

• решение комплекса вопросов, вытекающих из необходимости взаимодействия с государствами ближнего и дальнего зарубежья в борьбе с преступностью.

Наши рекомендации