Тема: «Динамика конфликта»
Конфликт – это процесс, иногда мгновенный, чаще всего достаточно длительный. Независимо от длительности конфликта существуют характерные особенности его протекания, связанные как с условиями внешнего мира, так и с условиями субъективного характера.
Так как это процесс, то он состоит из целого ряда этапов (фаз, стадий), имеющих характерные признаки, сигналы, позволяющие определить позиции противоположных сторон, типовых отношений между ними.
Переход от одного этапа к следующему может быть продолжительным или коротким, что зависит от индивидуально-психологических особенностей участников конфликта, значимости личностных целей и интересов, от восприятия ситуации, по поводу которой возникает конфликт.
Под динамикой развития конфликта понимается внезапная или постоянная смена отношений между взаимодействующими участниками, зависящая от специфики их межличностных отношений, характерологических особенностей участников и значимости преследуемых ими целей с учетом влияющих на них факторов действительности.
В целом динамика развития конфликта предполагает следующие этапы:
1) Возникновение;
2) Предконфликтная ситуация (осознание);
3) Инцидент;
4) Развитие конфликта (эскалация);
5) Кульминация;
6) Разрешение (затухание);
7) Постконфликтная ситуация.
Существует множество точек зрения относительно структурных компонентов, позволяющих описывать конфликт в динамике, их количество и содержание.
Феденко (1981 г.) | Белкин и др. (1995 г.) | Инкуратов (1996г.) | Суммова (1996 г.) | Фролов (1996 г.) |
1. Возникновение 2. Напряженность, повод 3. Конфликт 4. Разрешение | 1. Предрасположение 2. Зарождение 3. Созревание 4. Осознание | 1. Латентная (возникновение) 2. Демонстративная фаза (осознание) 3. Агрессивная 4. Батальная 5. Финал конфликта (разрешение) | 1. Напряжение 2. Инцидент 3. Осознание 4. Завершение | 1. Предконфликтная 2. Конфликт 3. Разрешение конфликта |
1. Возникновение конфликтной ситуации (предконфликтная ситуация) – фиксирует возникновение реального противоречия в интересах, потребностях и целях сторон. Так как оно еще не осознано и нет никаких конфликтных действий, то данная ситуация - потенциальный (латентный) конфликт. Противоречия являются результатом действия преимущественно объективных причин, которые в сочетании с субъективными факторами создают возможность возникновения конфликтов. Объективные факторы – это реально существующие в действительности обстоятельства. Они связаны главным образом с условиями бытия, к которым относятся, например, соц. неравенства, классовые противоречия, конкурентные отношения на рынке.
Конфликты внутри организации и между ними часто вызываются ограниченными ресурсами, недостаточно четким распределением обязанностей, ответственностей, плохой коммуникацией.
К объективным условиям относится: уровень образованности, интеллектуального развития, диапазон возможностей и способностей личности, ее установок и потребностей.
2. Осознание предконфликтной ситуации – этот этап связан с восприятием реальности как конфликтной, с пониманием необходимости принимать решение с каким-либо действием. Конфликт становится реальностью, поскольку только при восприятии ситуации как реальной – конфликт становится реальностью.
На этой стадии в поведении человека в большей мере проявляется раздражительность, неприязнь.
3. Конфликтное взаимодействие – самая острая и эмоционально напряженная стадия конфликта. Конфликтное взаимодействие начинается с инцидента и иногда может им и закончиться вследствие:
1) конфликтанты расстаются и больше не встречаются;
2) конфликт антам удаётся договориться и разрешить свои разногласия;
3) происходит «острый конфликт», когда один из участников угрожает другому смертью или приводит к гибели одного из участников, но при «нормальном ходе» развития конфликта наступает его следующая фаза – эскалация.
4. Эскалация – в этой фазе конфликт шагает как бы по ступенькам, реализуясь в серии отдельных актов, действий и противодействий конфликтующих сторон.
Симптомы эскалации:
1) более длительные, чем предполагалось, обсуждение проблемы;
2) повторение одних и тех же аргументов в поддержку своей позиции;
3) чрезмерное подчеркивание последствий недостижения согласия;
4) использование угроз для защиты своей позиции;
5) возрастание напряжения и враждебности в группе, втянутой в конфликт;
6) отсутствие эффективных решений;
7) создание коалиции.
Процессы эскалации создают трудности для выработки взаимоприемлемых решений, способствуют затягиванию конфликта и требуют усилий для его разрешения. Эскалация может быть непрерывной – то есть характеризующаяся постоянно возрастающей степенью напряжения и силой ударов, которыми обмениваются конфликтанты, волнообразной – напряжённость то усиливается, то спадает.
Эскалация может быть крутой, т.е. быстро переходящая до крайне резких проявлений враждебности, и вялой – медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном уровне. В последнем случае имеет место хронический затяжной конфликт (чаще всего завершается сам собой).
5. Кульминация – эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну или обе стороны к действиям, наносящим серьёзный ущерб делу, которое их связывает, организации, в которых они сотрудничают, общности, в составе которой они живут, или при внутриличностном конфликте ставящей под угрозу целостность личности.
Кульминация – это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-либо взрывном эпизоде. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим, или по крайней мере одной стороне становится ясно, что продолжать его больше не следует.
Кульминация подводит стороны к осознанию того, что необходимо прервать как дальнейшее обострение, так и усиление враждебных действий – искать выход каким-либо другим путем.
Эскалация необязательно заканчивается кульминацией. Нередко стороны начинают предпринимать меры по погашению конфликта, не дожидаясь пока он дойдет до кульминации.
6. Завершение конфликта – этап заключающийся в прекращении, окончании конфликта по любым причинам. Он должен протекать в следующих формах:
- разрешение;
- затухание;
- перерастание в другой конфликт;
- преодоление конфликта (центр тяжести переносится на устранение конфликта, а не устранение причины его появления).
Разрешение конфликта - одна из форм завершения конфликта, совокупность положительных действий и (или) решений участников конфликтов, предполагающая нахождение обоюдноприемлемых решений проблем и прекращающая противоборство участников мирными или силовыми средствами, ведущих к гармонизации взаимоотношений.
При завершающем этапе конфликта необходимо использовать два понятия:
1) цена конфликта;
2) цена выхода из конфликта.
ЦК = Э + Д + С
Э – затраты энергии, времени, сил на конфликтную деятельность;
Д – ущерб, наносимый недружелюбным действием;
С – потери, связанные с ухудшением общей ситуации (развал общего дела, беспорядок, застой, утрата друга, общего престижа)
Это можно перевести в денежное выражение, но это интуитивное понятие, которое необходимо сравнивать с другими интуитивными понятиями.
ЦВК = У – П
ЦВК – это разница между утратами, с которыми сопряжены выход их конфликта (утрата приобретения, статуса, затраты на реорганизации, нахождение новых возможностей, уступки другим сторонам), и приобретениями (освобождение сил для других дел, открытие новых возможностей).
Если П > У, то выгода от прекращения конфликта очевидна.
Если У > П, то целесообразно сопоставить ЦК и ЦВК. Если ЦК < ЦВК, то выход дается слишком дорогой ценой, значит попытка продолжить борьбу имеет смысл.
7. Постконфликтная ситуация – на этой стадии происходит корреляция самооценок конфликтантов, претензий и отношений. По утверждению психологов именно на этой стадии можно проводить искренний, объективный и конструктивный разбор происшедшего с четким разбором перспектив дальнейшего взаимодействия. По объективным особенностям постконфликтная ситуация в значительной степени отличается от той, которой спровоцирован конфликт.
Влияние происшедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию называется последствиями конфликта, которое может быть: 1) позитивным, конструктивным; 2) деструктивным.