Психического развития и нарушений интеллекта
№ п/п | Дифференциальные признаки | Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) | Дети с ЗПР |
1. | Характер анатоми-ческих поражений головного мозга | Наличие глубокого, диффузного (разлито- го) поражения головного мозга или – сочетание диффузного поражения с очаговыми поражениями коры головного мозга или подкорковых областей* | Отсутствие диффузного поражения головного мозга. Наличие очаговых ор- ганических поражении головного мозга средней или легкой степени. Наличие функциональных нарушений деятель ности центральной нерв ной системы. |
2. | Состояние двигательной сферы | Наличие (как правило) выраженных в той или иной степени отклонений в развитии двигательной сферы (нарушений координации движений, недоразвития мелкой ручной моторики и др.) | Нарушения со стороны двигательной сферы нерезко выражены или отсутствуют. Может отмечаться отставание в физическом развитии. |
3. | Уровень развития познава- тельной деятельности | Отмечается стойкое снижение или отсутствие познавательных интересов; отсутствие инициативы и самостоятельности в учебной и других видах познавательной деятельности; мотивы учебной деятельности формируются с большим трудом; нарушено центральное звено познавательной деятельности – способность к анализу и обобщению полученной информации, а также способность к отвлеченному мышлению и абстрагированию. | Отмечается проявление инициативы и самостоятельности в некоторых видах деятельности (прежде всего – игровой и предметно-практической, реже – в некоторых видах учебной деятельности). Выявляется наличие избирательных интересов к определенным видам деятельности или отдельным предметам окружающей действительности. Способность к анализу и обобщению полученной информации в основном сохранена. Деятельность восприятия и мышления, связанная с анализом наглядной и словесной информации, нуждается в направлении и поддержке со стороны педагога; необходима постоянная активизация познавательной деятельности. | |||
4. | Психологические особенности, выявляемые в различных видах деятельности | |||||
Дети с нарушениями интеллекта | Дети с ЗПР | |||||
А) | способность к восприятию помощи | Мало используют предлагаемую помощь или не используют ее совсем. | Большинство детей способны адекватно воспринимать оказываемую помощь и правильно ее использовать. | |||
Б) | темп усвоения знаний, навыков, способов действий, приемов деятельности | Резко замедлен; необходимо постоянное «подкрепление» (повторный показ, объяснение и т.п.); затруднено усвоение не только навыков умственных действий, но и навыков практической деятельности. | Снижен по сравнению с нормой; навыки практической деятельности (пред- метно-практические действия) усваиваются относительно легко и быстрее, чем навыки умственных действий; Отмечается неспособность к длительному умственному напряжению; продуктивность интеллектуальной деятельности снижена в связи с нарушением функций внимания и неспособностью к длительному умственному напряжению. | |||
В) | прочность усвоения знаний (навыков, способов действий) | Усвоенные знания (способы действий, навыки) без постоянного их использования в практической деятельности быстро утрачиваются. Относительной стойкостью обладают навыки, формирующиеся на основе механической памяти. | Способность к усвоению и сохранению знаний, умений, навыков в целом приближается к норме. Могут отмечаться избирательные нарушения процесса запоминания той или иной информации (чаще – словесной, в отвлеченной форме) | |||
Г) | темп перехода от одного уровня деятельности к другому | Резко замедлен; без специально организованной помощи часто невозможен; овладение «абстрактно-логическим уровнем» деятельности, даже при оказании педагогической помощи, часто оказывается недоступным. | Несколько замедлен, в частности, переход от «образно-действенного» к «абстрактно-логическому» уровню деятельности. | |||
Д) | способность к переносу полученных навыков в новые условия деятельности или на другие виды деятельности. | Перенос полученных навыков, способов действий в новые условия деятельности крайне затруднен, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого. | Имеется у большинства детей с ЗПР; как правило, на первоначальном этапе требуются указания и объяснения педагога. | |||
В отличие от умственно отсталых дети с ЗПР (6-7-летнего возраста) могут понять смысл несложных рассказов, сказок; разложить картинки серии в определенной последовательности, составить небольшой по объему рассказ по их содержанию, используя при выполнении задания помощь педагога.
Дети с временной задержкой психического развития способны использовать оказываемую им при выполнении учебных заданий педагогическую помощь; они усваивают предлагаемые приемы решения задания и могут переносить их на выполнение других, сходных заданий. У детей-олигофренов эти способности формируются крайне медленно и с большим трудом.
Умение воспринимать и использовать оказанную помощь и осуществлять перенос усвоенных навыков на выполнение новых заданий определяет общий более высокий уровень обучаемости детей с ЗПР, по сравнению с умственно отсталыми детьми (что находит свое воплощение в объеме усваиваемого материала, темпе обучения и др.). Это позволяет многим детям с ЗПР через некоторое время успешно обучаться по программе массовой школы.
Особые трудности представляет отграничение от умственно отсталых детей тех детей с ЗПР, у которых более отчетливо выступают признаки недоразвития познавательной деятельности.
Однако при некотором недоразвитии сложных форм мышления, у детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, более сохранны моторика, речь, пространственные представления.
По данным Т.А.Стрекаловой (1981), дети с ЗПР к концу дошкольного возраста могут достаточно успешно классифицировать простые предметы по таким наглядным признакам, как форма и цвет. По сравнению с нормально развивающимися детьми, дети с ЗПР с гораздо большим трудом выделяют в качестве общих признаков величину и материал предметов и слабо владеют понятиями второй ступени обобщенности. Однако они значительно превосходят по уровню мыслительных операций умственно отсталых детей, которые не могут самостоятельно выделять общие признаки предметов.