Профессиональное здоровье менеджера как психологическая проблема
Проблема физического и психического здоровья, профессионального долголетия ярко заявляет о себе применительно к деятельности менеджера, на которого возлагаются функция управления и ответственность за успешную работу вверенного ему коллектива, организации. Значение хорошего здоровья и гигиенического образа жизни для делового человека понималось уже в начале формирования менеджмента, поскольку такая деятельность требует постоянных энергетических затрат и нередко сопряжена с волнением и переутомлением.
Современные менеджеры обязаны с первого взгляда угадывать свой шанс на рынке, но практически не уделяют внимания семье и детям, они должны держать под контролем любые ситуации, однако почти каждый второй из них подвержен ежедневному стрессу, они претендуют на то, чтобы управлять эффективно своими организациями, хотя почти 90% из них вынуждены доделывать свою работу дома1. Один из крупных французских бизнесменов, управляющий международной промышленной компанией, на вопрос журналиста о том, каков распорядок его рабочего дня, поведал следующее: «Встаю в 5.30, делаю зарядку и обязательно проплываю в бассейне 300 метров. Затем в 7 утра приступаю непосредственно к работе: принимаю сводки своих управляющих из-за рубежа, просматриваю прессу. В течение дня провожу совещания, встречаюсь с представителями других фирм и компаний. Примерно 250-270 дней в году не бываю дома, так как большой бизнес требует множества поездок. Надо знать своих потенциальных покупателей, их запросы, изучать рынок. Когда нахожусь дома, то мой рабочий день заканчивается в 22.00. Как и у всех настоящих бизнесменов, у меня не бывает выходных, а тем более отпусков»2. Признавая, что современный менеджер вынужден трудиться по 12-14 часов в сутки и что время его стоит очень дорого, тем не менее один из крупнейших американских авторитетов в этой области Ли Якокка предостерегает руководителей от работы на износ и последствий пренебрежения своими семьями ради дела.
Менеджер, может быть, как никто другой (принимая во внимание особенности его профессии), должен проявлять постоянную заботу о собственном здоровье, о своей психической и физической форме как гарантии успешной деятельности.
1 Михеев В. Учитесь властвовать собой: западные исследования о профессии менеджера // Известия. 1989. 21 мая. С. 5.
2 Бизнес — это работа // Аргументы и факты. 1989. № 18. С. 6.
Различные болезни желудка, хронические головные боли, бессонница, склероз и невроз — таковы наиболее типичные профессиональные недуги современных руководителей. Пока в обеспечении здоровья менеджера доминирует традиционный подход. В его рабочем расписании предусматривается время для занятий оздоровительными видами физкультуры, среди которых предпочтение отдается бегу, плаванию, теннису. Выбор той или иной формы оздоровления может зависеть от индивидуальных вкусов. Важно, избрав для себя приемлемую систему укрепления здоровья, придерживаться в дальнейшем такого непременного условия, как постоянность и регулярность занятий.
Ю. Мельник рассматривает способность современного руководителя управлять своим здоровьем как показатель менеджерской компетентности1. По мнению автора, управление здоровьем — это принятие решения о тех или иных способах здорового поведения, основанное на исходной информации о его состоянии. Ю. Мельник приводит данные опроса менеджеров, проходивших обучение в Карельском региональном институте. Оказалось, что большинство руководителей частично или полностью удовлетворены состоянием своего здоровья; считают, что в перспективе их состояние здоровья останется прежним или даже улучшится. При общей положительной оценке своего здоровья респонденты считают, что их образ жизни не всегда способствует укреплению здоровья, практически все отметили наличие тех или иных фактов риска.
Возникает вопрос: насколько адекватно менеджеры оценивают состояние своего здоровья? Данные о связи самооценки здоровья с его объективным состоянием (представленные как в зарубежной, так и в отечественной литературе) весьма противоречивы, так как на уровень самооценки влияет слишком большое количество трудно контролируемых факторов. Таким образом, положительная и достаточно высокая самооценка менеджерами состояния своего физического и психического здоровья является скорее индикатором их субъективного благополучия, чем объективного состояния здоровья (И. Н. Гурвич, 1999. С. 119).
Отсутствие или недостаток компетентности в области управления своим здоровьем, по справедливому замечанию М. Вудкока и Д. Френсиса, является одним из потенциальных ограничений в деятельности менеджера2. Причем самоуправление психическим здоровьем предполагает не только осознание необходимости постоянно за него бороться, но и уверенность в своих возможностях на этом пути, знание себя. Последнее означает, что человек должен уметь «расшифровать» свое психическое состояние и оказывать на него, если потребуется, необходимое воздействие, знать свои наиболее сильные и слабые характерологические особенности, уметь беспристрастно, адекватно оценить подлинный уровень своих физических и психических возможностей.
Управление своим психическим здоровьем предполагает тренировку собственной психики, раскрытие ее резервов и развитие, совершенствование психических процессов (памяти, внимания, воображения и др.), воспитание в себе дисциплины ума и чувств. Следует учить человека активной, осознанной, с ясным пониманием ее целей и характера воздействия психической саморегуляции, овладению ее техникой и приемами как неотъемлемого компонента культуры поведе-
Мелъник Ю. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // Управление персоналом. 1999. № 1. С. 94-96. 2 ВудкокМ., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.
ния. Современный руководитель должен быть уверен в собственных силах, присущих ему возможностях и уметь ими распорядиться. Уверенность в себе, самоуважение, адекватная самооценка, умение управлять своей психикой и держать ее под контролем помогают человеку защитить себя от бытовых и профессиональных стрессов.
В западной литературе довольно широко представлены исследования профессионального здоровья руководителей, основной акцент в которых делается на изучении управленческого стресса и способов его преодоления. Так, например, в исследовании Дж. и Р. Узим (1958), проведенном методом глубинного интервью, с отобранными по случайной выборке 75 успешными руководителями среднего звена, изучался уровень стресса в значимых для индивида сферах деятельности, сопряженных с профессиональной ролью1. При сравнении наиболее успешных менеджеров с общей совокупностью руководителей выяснилось, что уровень переживаемого стресса был у них наименьшим. Авторы объясняют это тем, что успешные менеджеры воспринимали стрессовые ситуации как «вызов», стимулирующий их действия, а также такой отличительной особенностью их поведения, как гибкость. Причем в гибкости выделялись три составляющие: толерантность к иррациональным действиям вышестоящих работников, принятие риска, диссоциация прошлых трудностей и текущих интересов (т. е. «забывание» прошлых ошибок и проблем).
Р. Бурке и Т. Вейер (1980) проанализировали популярную литературу по проблеме стресса, адресованную менеджерам, и обнаружили более сорока стратегий преодоления, рекомендовавшихся как универсальные2. Авторы предлагают методику, в которой выделяются пять основных стратегий:
♦ разговоры с другими;
♦ уход в работу;
♦ смена деятельности;
♦ анализ ситуации;
♦ физический уход из ситуации.
Методика была апробирована на 43 менеджерах. Анализ полученных данных показал, что стратегии преодоления стресса не являются универсальными, т. е. одни и те же способы были эффективны в одних ситуациях и неэффективны в других. Так, ролевая перегрузка и давление с целью повысить производительность лучше преодолеваются анализом ситуации, а неспособность воздействовать на решения вышестоящих руководителей — разговорами с другими. Напротив, неэффективно преодоление ролевой перегрузки с помощью разговоров с другими, а неспособности влиять на решения вышестоящих — уходом из ситуации.
Данные экспериментальных исследований как зарубежных, так и отечественных исследователей позволяют говорить о том, что в качестве способов преодоления профессиональных и жизненных стрессов современные менеджеры часто прибегают к «нездоровым» формам поведения, таким как употребление алкоголя и кофеиносодержащих напитков, а также курение.
1 UseemJ., Useem R. Social stresses and resources among middle management men // Patients, physicians and illness, sourcebook in behavioral science and medicine/ Ed. by E. G. Yaco. Glencoe. 1958. P. 74-79.
2 Burke R.J., Weir T. Coping with stress of managerial occupations // Current concerns in occupational stress/ Ed. by С L. Cooper, R. Payne. New York. 1980. P. 299-335.
Исследование, проведенное в 1996 г. в Санкт-Петербурге, в частности, показало, что по уровню употребления алкоголя лидирующее место среди городского населения принадлежит предпринимателям (И. Н. Гурвич, 1999. С. 184-185). Высокий уровень денежного дохода, оказалось, стимулирует у них частое употребление алкоголя и сочетание его с употреблением наркотиков. Однако следует отметить, что для большинства предпринимателей характерна незначительная давность алкоголизации.
В западных исследованиях приводятся данные, показывающие, что управленческая деятельность создает достаточно благоприятные условия для развития алкоголизма. В качестве факторов риска для развития алкоголизма на рабочем месте в литературе выделяются следующие особенности производственной среды:
♦ гибкость рабочего графика и возможность индивидуально планировать свой рабочий день;
♦ работа вне сферы возможного прямого наблюдения со стороны как начальства, так и подчиненных;
♦ отсутствие наглядности результатов производственной активности;
♦ употребление алкоголя как часть выполняемой рабочей роли (представительские функции, презентации, банкеты и др.);
♦ работа «на износ».
Названные особенности, как видим, вполне подходят для описания деятельности современного руководителя, что, в свою очередь, создает потенциальную опасность для его профессионального и личного здоровья.
Зарубежные данные, полученные при интервьюировании менеджеров высшего звена, свидетельствуют о том, что алкоголизация руководителя может быть рассмотрена как важный фактор продвижения по служебной лестнице1 (т. е. как способ социализации, характерный для определенного этапа карьеры). Будучи вначале способным руководителем, такой менеджер постепенно теряет способность к принятию эффективных решений и перестает сам руководить фирмой или ее подразделением. Достигнув высокого поста, такой руководитель обычно окружает себя доверенными лицами, которые контролируют поступающую к нему информацию и таким образом получают доступ к принятию решений. Между руководителем и его подчиненными формируются симбиотические отношения, так как с их помощью он сохраняет свой статус в организации, престиж, комфорт и возможность продолжать пьянство.
В. М. Волков с соавторами провели исследование показателей умственно-сенсорной работоспособности менеджеров нескольких московских коммерческих фирм2. Актуальность и практическая значимость исследования обусловлена тем, что для профессиональной деятельности менеджера характерен высокий уровень умственно-сенсорного напряжения. Установлено, что одним из факторов риска для профессионального здоровья руководителя сегодня является использование персонального компьютера. Исследование показало, что работа на ПК уже через
1 Roman P. M., Trice H. M. The development of deviant drinking behavior: occupational risk factors // Archives of environ mental health. 1970. Vol. 20. № 3. P. 424-435.
2 Волков В. М., Чумаков Б. Н., Сутормин В. А. и др. Исследование показателей умственно-сенсорной работоспособности менеджеров московских коммерческих фирм // Медицина труда и промышленная экология. 1992. № 2. С. 41-44.
20-30 мин приводит к ухудшению функционального состояния организма и в первую очередь зрительного анализатора. Причем чем больше времени человек проводит за компьютером, тем значительнее ухудшение его состояния. Исходя из полученных данных авторы разработали рекомендации по научной организации труда менеджера коммерческих фирм, которые способствуют повышению зрительной работоспособности.
В своей работе по психогигиене К. Гехт рассматривает и психогигиенические аспекты управленческой деятельности1. Автор акцентирует внимание на том, что руководитель служит примером для подражания, объективным и субъективным авторитетом в организации. А сила примера ведет к тому, что стиль управления и образ жизни руководителя отражаются на поведении членов коллектива. Здесь, в частности, имеют значение и распорядок рабочего дня, и приверженность здоровому (спорт, активный отдых, правильное питание и др.) или нездоровому (употребление алкоголя, курение, переедание и т. д.) образу жизни. Особо подчеркивается, что труд, если он приносит радость и удовлетворение, является важным фактором укрепления здоровья работающего человека, и наоборот.
Негативное влияние профессиональной деятельности на здоровье человека можно проиллюстрировать на следующем примере. В 1988 г. группа японских медиков и юристов организовала телевизионную «горячую линию» кароши.Термин «кароши» ввел в научный обиход медик Тецунойо Уэхата около 15 лет назад. Кароши — это такое состояние, при котором производственный процесс отрицательно воздействует на психику, нарушая все рабочие ритмы человеческого организма и приводя к накоплению усталости в организме. В переводе с японского языка он означает «смерть от перерабатывания». Так, полученные данные свидетельствуют о том, что сейчас девять из десяти работающих японцев (в том числе и менеджеров) страдают от хронической усталости; большинство японских менеджеров не полностью используют свой ежегодный отпуск; а среднестатистический японец тратит 12 часов и более в сутки на работу и дорогу туда и обратно.
Распространенность духовных ценностей (дзэн-буддизм, йога и др.) в деловой этике и в системе обучения управлению пока характерна только для Японии. Метод «дзэн», позволяющий активизировать резервы человеческой психики, все шире практикуется в этой стране для стимулирования творческой энергии менеджеров. Уже сегодня в Японии ведется целенаправленная работа по подготовке менеджеров XXI в. И одно из основных требований к ним — выносливость, крепкое здоровье.
Следует отметить, что данные о профессиональном здоровье современных российских руководителей в литературе практически отсутствуют. Поэтому остановимся на одном из экспериментальных исследований.
Отношение менеджеров к своему здоровью.Основной целью данного исследования было выявление психологических особенностей отношения менеджеров к своему здоровью как к фактору профессиональной деятельности. На основе опросника «Отношение к здоровью» было исследовано 162 руководителя (из них 75 женщин и 87 мужчин, 72 руководителя высшего и90 — среднего звена)2.
Концепция «психологии отношений»использовалась как теоретико-методологическая основа изучения профессионального здоровья менеджеров, так как:
1 Гехт К. Психогигиена / Пер. с нем. М., 1979.
2 Березовская Р. А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник СПбГУ. 1999. Сер. 6. № 2.
♦ отношение менеджеров к здоровью является отражением их индивидуального опыта, формируется в процессе индивидуального развития и воспитания и, раз образовавшись, никогда не исчезает полностью, а лишь может затормаживаться или перестраиваться;
♦ отношение к здоровью выполняет функцию регулятора поведения и оказывает существенное влияние на образ жизни человека; следовательно, его изучение способствует выявлению системы внутренних механизмов поведения современных руководителей.
Отношение к здоровью — это «система индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей»1. Формирование отношения к здоровью — процесс весьма сложный, противоречивый и динамичный, детерминированный как личными особенностями, так и социальной средой, в которой человек живет и в которой осуществляется его деятельность, а также состоянием его здоровья. Обладая всеми характеристиками, присущими психическому отношению, отношение к здоровью содержит в себе три основных компонента, которые тесно взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга:
♦ когнитивный компонент, включает в себя знания о здоровье, осознание его роли и влияния на жизнь, понимание основных факторов риска и антириска;
♦ эмоциональный компонент, отражает особенности переживания состояния здоровья и ситуаций, с ним связанных;
♦ поведенческий компонент, характеризует особенности поведения человека, способствующие адаптации или дезадаптации к изменяющимся условиям окружающей среды, а также выработку определенной стратегии поведения, связанной с изменением состояния здоровья.
Таким образом, отношение к здоровью, на наш взгляд, может быть рассмотрено как одна из основных «мишеней», на которую должно быть направлено психо-коррекционное воздействие психолога, работающего в области психологического обеспечения профессионального здоровья менеджеров. При этом дифференцированный подход к психокоррекционной работе должен опираться на всестороннее изучение особенностей отношения менеджеров к своему здоровью.
Обобщая данные, полученные в ходе экспериментального исследования, можно сделать ряд выводов, касающихся основных закономерностей отношения менеджеров к своему здоровью.
В индивидуальной иерархии ценностей большинства менеджеров здоровье как терминальная ценность занимает менее значительное место, чем работа (или карьера). Для 60% современных руководителей доминирующей потребностью является «возможность сделать карьеру». Менее 40% опрошенных руководителей включили здоровье в первую тройку жизненных ценностей.
Анализ места здоровья в системе инструментальных ценностей показал, что в индивидуальной иерархии современных руководителей оно также занимает достаточно низкое место, т. е. хорошее здоровье не расценивается большинством менеджеров как средство достижения жизненно важных целей.
1 Отношение населения к здоровью / Отв. ред. И. В. Журавлева. М., 1993. С. 32-33.
Большинство руководителей не могут четко сформулировать, какой смысл они вкладывают в понятие «здоровье». Менее 50% опрошенных менеджеров смогли определить в нескольких словах свое понимание данного термина. Полученные определения можно условно разделить на три подгруппы.
1. Здоровье определяется как состояние, характеризующееся хорошим самочувствием и отсутствием болезней (например, здоровье — это гармония и внутренняя уравновешенность; здоровье — это бодрость и хорошее настроение).
2. Здоровье определяется как фактор, обеспечивающий возможность интенсивной и плодотворной деятельности (например, здоровье — это возможность погрузиться в любимое дело, совершенно забывая о себе).
3. Здоровье определяется как нечто, не нуждающееся в заботе до тех пор, пока не появляются симптомы недомогания (например, хорошее здоровье — это когда ты о нем не задумываешься и организм не напоминает о неполадках).
Менеджеры следующим образом распределили факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на их здоровье: образ жизни, особенности питания, профессиональная деятельность и недостаточная забота о собственном здоровье. Следует отметить, что подобная точка зрения вполне соответствует современным научным представлениям о факторах, детерминирующих состояние здоровья.
По мнению менеджеров, профессиональная деятельность оказывает существенное влияние на их здоровье. Наиболее стрессогенными для руководителей являются: постоянное нервное напряжение, высокий уровень ответственности, дефицит времени, большой объем работы, межличностные конфликты (как с подчиненными, так и вышестоящим руководством), а также сидячий характер деятельности. Многочисленные экспериментальные исследования в области изучения управленческих стрессов в основном подтверждают результаты самоотчетов менеджеров.
Большинство менеджеров не имеют четкого представления о том, какие особенности управленческой деятельности оказывают позитивное влияние на состояние их здоровья. В специальной литературе к факторам, оказывающим протективное влияние на профессиональное здоровье, относят, например, чувство юмора, удовлетворенность работой, включенность в организацию, крепкие семейные отношения и др.
Анализ эмпирических данных свидетельствует о том, что большинство менеджеров практически не уделяют внимания заботе о собственном здоровье. Единственное, что им удается предпринимать относительно регулярно, — это использовать ежегодный отпуск. Время от времени некоторые из них также пытаются правильно питаться, бороться с вредными привычками (курение, употребление алкоголя), посещать бассейн или тренажерные залы, а также соблюдать режим труда и отдыха. Практически никто из менеджеров не практикует специальных оздоровительных систем.
В случае ухудшения физического или психического самочувствия современные управленцы чаще всего либо просто не обращают внимания на недомогание (по-видимому, до тех пор, пока ситуация не становится критической), либо предпринимают самостоятельные попытки справиться с этим, основываясь на прошлом опыте. Результаты опроса показали, что абсолютное большинство менеджеров не склонны обращаться за профессиональной помощью (как медицинской, так и психологической) в подобной ситуации, что, как нам кажется, связано с отсутствием у них культуры самосохранительного поведения.
Более серьезно и ответственно менеджеры подходят к проблеме преодоления профессиональных стрессов. В качестве основных методов преодоления они называют: анализ ситуации, вызвавшей стресс; систематизацию своего рабочего времени; встречи и разговоры с друзьями; отдых. В данном случае также просматривается тенденция решать возникающие в процессе профессиональной деятельности проблемы самостоятельно, без привлечения посторонней помощи.
В отношении к своему здоровью менеджеров-женщин и менеджеров-мужчин наблюдается больше сходства, чем различий. В целом для них характерно пассивное отношение к своему здоровью и непонимание его важности для эффективного осуществления профессиональной деятельности.
К основным различиям в отношении к своему здоровью менеджеров старшей (после 30 лет) и младшей (до 30 лет) возрастных групп относятся:
♦ на ценностно-мотивационном уровне статистически значимые различия заключаются в более высокой оценке инструментальной ценности здоровья в старшей возрастной группе; возможно, это связано с большим опытом переживания болезненных состояний;
♦ молодые менеджеры в большей степени, чем их старшие коллеги, склонны считать, что забота о здоровье может лишить их возможности в полной мере получать удовольствие от жизни;
♦ на поведенческом уровне различия обнаружены в способах снятия профессионального стресса: молодые руководители отдают предпочтение занятиям спортом, старшие — систематизации своего рабочего времени.
Должностной статус также оказывает влияние на психологические особенности отношения менеджеров к своему здоровью:
♦ менеджеры высшего звена в большей степени склонны высказываться в пользу приоритета дела и работы над здоровьем, чем менеджеры среднего звена; возможно, это связано с более высоким уровнем ответственности за результаты деятельности организации;
♦ в случае недомогания менеджеры высшего звена чаще предпочитают игнорировать его признаки, а следовательно, не обращаться за профессиональной помощью;
♦ несмотря на то что менеджеры высшего звена лучше осознают, какое влияние оказывает их образ жизни и профессиональная деятельность на здоровье, а также понимают необходимость о нем заботиться, их поведение характеризуется большей пассивностью и безответственностью, чем у руководителей среднего звена; их отношение к здоровью является более потребительским: здоровье для них — ценность скорее инструментальная, с помощью которой они могут добиваться других жизненно важных целей.
Итак, можно предположить, что основная причина невнимания менеджеров к своему здоровью заключается не в том, что они не хотят заботиться о здоровье, а в том, что они не осознают ту важную роль, которую играет здоровье (как физическое, так и психическое) в эффективном осуществлении управленческой деятельности. Таким образом, одной из важнейших задач работы психолога в данном случае должны быть усилия по актуализации потребности менеджера в здоровье, в противном случае у современных управленцев и не появится мотивации заботы о своем здоровье. Особенности каждодневного поведения менеджеров предопре-
деляет, скорее, мотив избегания заболевания, т. е. забота о здоровье преимущественно в случае ухудшения его состояния.
Другой причиной пассивного отношения менеджеров к своему здоровью является недостаточный уровень знаний в этой области. Анализ представлений менеджеров о своем здоровье показал, что наиболее адекватные представления у современных руководителей есть только о том, что негативно воздействует на их здоровье, в то время как знаний о факторах, укрепляющих здоровье (в том числе профессиональное), несмотря на огромное количество популярной литературы, разнообразных программ радио и телевидения, посвященных здоровью и здоровому образу жизни, практически нет. Кроме того, важно иметь в виду, что у современных руководителей, в сущности, не сформированы представления о том, что такое здоровье вообще, т. е. отсутствует «внутренний эталон», с которым можно было бы сравнивать свое актуальное состояние и оценивать уровень здоровья. В целом отношение менеджеров к своему здоровью характеризуется пассивностью и безответственностью. Действительно, практически никто из опрошенных руководителей регулярно не занимается поддержанием своего здоровья, не практикует специальных оздоровительных систем, не использует техники релаксации и т. д. Современные руководители весьма настороженно относятся к медикам и психологам, обращаясь за профессиональной помощью лишь в крайних случаях. А так как навыки самосохранительного поведения у них не сформированы, сталкиваясь с проблемами в области здоровья (как физического, так и психического), они склонны их игнорировать или даже отрицать.
Для того чтобы изменить подобное отношение менеджеров к своему здоровью, необходимо разработать ряд комплексных мер, направленных на коррекцию всех трех уровней: ценностно-мотивационного, когнитивного и поведенческого. Причем если воздействие на ценностно-мотивационный и поведенческий уровни весьма трудоемко и требует достаточно длительного времени, влияние на когнитивный уровень организовать относительно проще. Прежде всего необходимо включить в программу профессиональной подготовки менеджеров специальный курс, целью которого было бы просвещение будущих руководителей относительно того, что такое здоровье, каковы механизмы его формирования, каковы факторы риска и антириска, а также какова роль хорошего здоровья в успешной профессиональной деятельности. Надо знакомить менеджеров с основными методами поддержания и укрепления своего здоровья, как физического, так и психического. Формирование правильного отношения к здоровью должно опираться на соответствующие социальные нормы. Поэтому весьма перспективным может быть выявление особенностей влияния средств массовой информации на формирование образа успешного менеджера и их коррекция с целью внедрения культуры самосохранительного поведения в стиль жизни современного руководителя. Вспомним, какой образ предстает перед нами в отечественных фильмах и книгах: обычно это человек, «сгорающий на работе», который курит для снятия напряжения и неумеренно употребляет алкогольные напитки, чтобы расслабиться.
Таким образом, интерес к проблеме здоровья менеджеров с каждым годом становится все более заметным. Анализ обширной информации, появляющейся в последние годы по проблемам теории и практики управления, показывает, что, несмотря на констатацию важности здоровья менеджеров для успешной профессиональной деятельности, данная проблема остается малоизученной. Тем не менее
результаты экспериментальных исследований позволяют говорить о том, что психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера тесно связано с проблемой сохранения его физического и психического здоровья. Точнее, здесь целесообразно говорить о взаимосвязи: с одной стороны, очевидно, что состояние здоровья оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности, с другой — профессиональная деятельность воздействует на здоровье профессионала. Коротко перечислим, что обусловливает повышенное внимание к здоровью менеджеров.
♦ Среди множества социально-психологических факторов, влияющих на состояние здоровья, наиболее весомое воздействие оказывает профессиональная деятельность.
♦ Профессиональная деятельность влияет на состояние физического и психического здоровья неоднозначно, т. е. она может как ухудшить его, так и улучшить.
♦ Профессиональная управленческая деятельность является одной из наиболее стрессогенных, а следовательно, предъявляет к здоровью профессионала повышенные требования (выносливость, работоспособность, эмоциональная устойчивость и др.).
♦ Среди менеджеров широко распространены такие психосоматические заболевания, как хронические головные боли, бессонница, расстройства пищеварения, для них также характерен повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.
♦ Умение заботиться о своем здоровье (как физическом, так и психическом) рассматривается сегодня как профессионально важное качество руководителя, как нертьемлемая часть менеджерской компетентности.
Данные о профессиональном здоровье менеджеров, полученные в процессе экспериментальных исследований, имеют большое теоретическое и практическое значение. На практике они используются прежде всего для научнообоснованной разработки программ укрепления профессионального здоровья в современных организациях.