Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы

1. «Повтори позу». Ребенок повторяет за психологом позу (затем
несколько поз), в создании которой участвует все тело.

2. «Хастш. Ребенок воспроизводит одну за другой ряд ручных поз, каждая из которых фиксируется в течение 20—30 сек. (двух-трех циклов дыхания); обязательное условие — полная сосредоточенность на каждой позе. Это упражнение хорошо выполнять несколько раз в
день 5—7 мин. Хасты выполняются в той же последовательности, что и на рисунке 7.

Глава 1. Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы - student2.ru

Рис. 7

Хотелось бы добавить, что мы вообще недостаточно уделяем внимания традиционным методам коррекции, базирующимся на позно-жестовой (общетелесной и особенно — мануальной) компо­ненте. Читатели могут убедиться в их необычайной эффективности, используя литературу (в частности, приведенную в настоящем изда­нии) по йоге, даоским лечебным жестам, танцевальной терапии, цигуну и т.п.

3. «Угадай часть тела и запомни ее название».Дотроньтесь (по­гладьте, помассируйте, потрите и т.д.) до какой-либо части тела ребенка (например, до локтевого сустава) и предложите ему вслепую показать ее на себе, затем, открыв глаза, на вас; назвать ее. Это необ­ходимо проделать со всеми частями тела, а затем сделать то же с 2—3 точками.

После того как ребенок запомнит все названия, сыграйте в ту же игру, поменявшись ролями. Или иначе: дотроньтесь до своего тела и попросите его показать на себе и назвать этот участок. Более сложный вариант: взрослый дотрагивается до одной (нескольких) частей тела с одной стороны, а ребенок должен показать и назвать ее с другой стороны тела. Желательно, чтобы в процессе выполнения этого уп­ражнения в работу включались все части тела: лицо, пальцы рук и ног, спина и т.д.

4. «Телесные фигуры, буквы и цифры». Придумайте вместе с ре­бенком, как можно изобразить пальцами рук, а также всем телом фигуры, буквы и цифры. Обязательно проиграйте все варианты перед зеркалом. В этой игре могут участвовать несколько человек, тогда «те­лесные» буквы и цифры будут составляться всеми детьми одновре­менно.

5. «Рисунки и буквы на спине и на ладонях». «Нарисуйте» пальцем на спине ребенка одну из знакомых ему фигур (треугольник, круг, квадрат и т.д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную,
наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бу­маги. То же проделайте сначала на его правой, а потом левой руке, «рисуя» на обеих сторонах кисти.

При изучении числового ряда и алфавита особенно полезно «на­писание» букв и цифр последовательно на спине и руках (на обеих сторонах) с последующим их называнием и прописыванием.

6. «Предметы с различной фактурой поверхности». Покажите, назовите и дайте потрогать ребенку материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). После этого предложите ему ощупать вслепую мате­риал двумя руками, потом одной рукой и найти такой же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем —другой.

7. «Тактильное домино». Правила игры те же, что и в обычном домино, но игральные «кости» особые: например, справа — наждач­ная бумага, слева — глянцевая поверхность; справа — бархатная бу­мага, слева — мех; справа — ребристая поверхность «в клеточку»,
слева — гладкая и т.п. Сначала правила игры усваиваются с открытыми глазами, а затем отыскивание игральных «костей» происходит с закрытыми глазами; произвольно, только правой или левой рукой.

Усложнение задания: фактура поверхностей должна отличаться незначительно. Хорошо, если материал для игры вы сделаете вместе с ребенком.

8. «Игра с палочками». Предложите ребенку комплект палочек разной длины (2—7 см), толщины и фактуры. Пусть он с закрытыми глазами разложит их на однородные кучки.

9. «Ощупывание и распознавание предметов». Положите в непроз­рачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, мо­нету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Ребенок должен на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом он должен ощупы­вать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Усложнение игры: после того как предмет узнан, ребенок нахо­дит такой же среди других во втором мешочке сначала той же, а по­том другой рукой.

10. «Доски Сегена». Используется модифицированный вариант этого известного теста. Он проводится в 4 этапа: 1) выполняется всвободном режиме; 2) выполняется только одной рукой (правой,потом левой); 3) левая рука работает с фигурами, а правая опознает гнезда; 4) правая рука работает с фигурами, а левая — с гнездами.
Глаза ребенка при этом закрыты.

11. «Ощупывание фигурок». Вырежьте из наждачной или бархат­ ной бумаги фигуры (буквы, цифры) различной формы (звездочку,кружок, треугольник, квадрат и т.д.) и величины (большие и малень­кие). Нарисуйте такие же фигурки на листе бумаги.

Попросите ребенка:

— на ощупь опознать фигуру и, не глядя, найти такую же среди других этой же, затем другой рукой;

- с закрытыми глазами ощупать фигуру, а затем, открыв глаза,указать на нее в ряду нарисованных;

- одной рукой ощупать фигурку, а затем нарисовать ее в воздухе или на листе бумаги сначала той же, а потом другой рукой.

12. «Распознай буквы — получишь слово». Из объемной азбуки со­ставьте слово (из 3—4 букв) и предложите ребенку, последовательно ощупав все буквы, прочитать его. Более сложным является вариант, когда буквы даются в произвольном порядке: их нужно опознать, на­
звать и запомнить, а затем составить из них слово.

Наши рекомендации