Возрастная психология как отрасль психологии
Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии.
Возрастная психология как отрасль современной психологической науки: предмет, задачи и методы исследования. Возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека как объект возрастной психологии. Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни как предмет возрастной психологии.
Основные проблемы возрастной психологии. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Факторы развития человека и их понимание в возрастной психологии. Биологизаторское и социологизаторское направления. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитанияна развитие человека. Проблема соотношение задатков и способностей. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.
Методы возрастной психологии.
Специфика исследований возрастного развития человека. Выбор условий проведения исследования возрастного развития. Лабораторные условия, зависимая и независимая переменные в них. Естественная обстановка. Выбор экспериментального плана для изучения изменений, происходящих с течением времени. Основные методы организации исследования развития человека. Метод продольных срезов (лонгитюдный план). Метод поперечных срезов. Комбинированный (когортно-последовательный) план. Методы сбора данных. Прямое наблюдение. Анализ индивидуальных случаев. Тесты достижений и способностей. Методики самоотчета. Проективные методики. Интерпретация данных психологического исследования возрастного развития и определение границ выводов. Проблема дефиниции. Проблема обобщения. Проблема смешения понятий корреляции и причинности. Методы регистрации перинатальных форм активности плода (в условиях многоплодной беременности). Методы психологического исследования младенцев. Методика исследования младенцев на примере теста Бейли (шкала развития младенцев по тесту Бейли, вторая редакция – BSID, 1993). Методы исследования феноменов Ж.Пиаже. Задачи Ж.Пиаже на сохранение постоянства объекта: задачи на сохранение объема и количества, задача на сохранение длинны, задача на классификацию. Методы исследования детей с использованием рисуночных тестов. Методика Гудинаф-Харриса «Нарисуй человека». Методики «Дом, дерево, человек» и «Рисунок семьи». Методики исследования интеллекта. Тест Векслера (детский и взрослый вариант). Диагностика характера подростка. Методика Н.Я. Иванова-А.Е. Личко – ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков).
Источники и психологические закономерности психического развития в онтогенезе.
Общие закономерности психического развития в онтогенезе. Соотношение эволюционных и революционных возрастных изменений психологии и поведения людей. Биологические и средовые факторы развития. Гетерохронность и противоречия индивидуального развития. Сочетание эволюционных и инволюционных моментов в развитии. Цикличность развития. Закон чередования, периодичности разных типов деятельности. Особенности психического развития на различных возрастных этапах. Пренатальное развитие, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, среднее детство, подростковый и юношеский период. Взрослость, развитие в среднем возрасте. Геронтогенез. Детерминация психического развития. Биогенетические и социогенетические направления в зарубежной психологии. Деятельностный, культурно-исторический, системно-эволюционный подходы к проблеме психического развития.
Концепции периодизации возрастного развития.
Обзор основных теорий развития. Социальные и биологические детерминанты - исторические альтернативы. Научные основы психологии развития (Ч. Дарвин, В. Прайер, А. Бине, Дж. Болдуин, С. Холл). Формирование основных школ психологии развития. Теории психического развития. Биогенетический подход. Теории рекапитуляции. Психоаналитический подход к развитию ребенка. Социогенетический подход.
Психология развития XX века. Концепция Э. Эриксона. Когнитивные теории. Генетическая психология Ж. Пиаже. Персоногенетический подход. Экологическая модель развития. Дж. Боулби, теория привязанности (этечмента) и эмоционального развития. Работы Ч. Харлоу и их влияние на теорию привязанности Дж. Болби. Основные принципы психологии развития. Континуальный характер развития. Антиципирующий характер развития. Уровневая организация развивающихся процессов. Теория стадий и переходов в развитии. Эпигенетический ландшафт Уадингтона как метафора процесса развития. Сензитивный период как механизм генетико-средового взаимодействия. Понятие критического и сензитивного периода. Модель сензитивного периода. Генетико-средовая детерминация развития психических процессов. Созревание и развитие. Эволюционно-системный подход в психологии развития. Субъектно-деятельностный подход. Методы психологии развития. Культурно-историческая теория психического развития Л.С. Выготского. Механизм психического развития ребенка. Социальная ситуация развития ребенка. Ведущая деятельность. Кризис развития. Психологическое новообразование. Концепция психического развития ребенка д. Б. Эльконина.
Психическое развитие как созревание (А. Гезелл). Психодинамические концепции периодизации психического развития (З. Фрейд, А. Адлер, Э Эриксон, С. Гроф). Стадийность психического развития в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина. Принципы онтогенетического развития Б.Г. Ананьева.
Характеристика ведущих видов деятельности и их роль в развитии психики.
Ведущая деятельностькак критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Исследования А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина по выяснению зависимости психических процессов от характера и строения внешней, предметной деятельности. Исследования, посвященные анализу основных типов ведущей деятельности в онтогенезе (в особенности книги В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина),
Критерии выделения психологического возраста по Д.Б. Эльконину: социальная ситуация развития; основной, или ведущий тип деятельности человека в этот период; основные новообразования развития; кризисы как переломные точки на кривой возрастного развития, отделяющие один возраст от другого.
Признаки ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву): возникновение и дифференциация в форме ведущей деятельности новых видов деятельности; формирование и перестройка в этой деятельности психических функций; зависимость от ведущей деятельности наблюдаемых в этой деятельности изменений личности.
Две группы ведущих деятельностей (по Д.Б.Эльконину). Группа ведущих деятельностей, ориентирующих ребенка на нормы отношений между людьми: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника и интимно-личностное общение подростка. Ведущие деятельности, благодаря которым усваиваются общественно выработанные способы действий с предметами и различные эталоны: предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста, учебная деятельность младшего школьника и учебно-профессиональная деятельность старшеклассника.
Ведущие формы общения. Ситуативно-личностное общение. Ситуативно-деловое общение. Внеситуативно-познавательное общение. Внеситуативно-личностное общение.
Проблема кризисов возрастного развития в психологии.
Возрастное развитие человека. Понятие кризиса возрастного развития в психологии. Возрастные изменения и проблема кризиса развития. Л.С. Выготский о кризисах возрастного развития. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Кризис доверия - недоверия (в течение первого года жизни). Кризис автономии - сомнений и стыда (2-3 года). Кризис инициативности - чувства вины (от 3 до 6 лет). Кризис трудолюбия - комплекса неполноценности (от 7 до 12 лет). Кризис - личностного самоопределения в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет). Кризис -интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет). Кризис - забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами). Кризис - удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).
Кризисы возрастного развития от младенчества до юношеского возраста.
Новорожденность как кризисный этап в жизни ребенка. Роды и кризис новорожденности. Процесс родов. Новорожденный. Период приспособления к новым условиям жизни. Шкала Апгар. Возможности новорожденного. Рефлексы новорожденного. Опыт деторождения. Бондинг. Комплекс оживления как основное новообразование критического периода. Слуховое сосредоточение.
Кризис 1 года. Особенности психического развития ребенка 12-ти месяцев. Аффективные реакции ребенка. Своеобразная автономная речь - главное приобретение переходного периода между младенчеством и ранним детством.
Кризис 3-х лет. Симптомы Э. Келер кризиса 3-х лет. Негативизм. Упрямство. Строптивость. Своеволие. Обесценивание взрослых. Протест – бунт. Тенденция к самостоятельности. Феномен Я – сам. Сущность перестройки взаимоотношений с взрослыми.
Кризис 6-7 лет; его феноменология и причины. Л.И. Божович о кризисе 7-ми лет. Распад прежних и становление новых форм событийности. Зарождение персональности. Рождение социального «Я ребенка». Л.С. Выготский о кризисе 7-ми лет. Обобщение переживаний ребенка. Варианты развития 6-7-летних детей по А.Л. Венгеру. Вербализм. Тревожность. Демонстративность.
Пубертатный кризис (кризис подросткового возраста) (12-14 лет). Причины возникновения, характер подросткового кризиса. Основные фазы протекания кризиса подросткового возраста. Потребность в самоутверждении. Пути преодоления кризиса подросткового возраста. Кризис независимости. Кризис зависимости. Понятие идентификации в подростковом возрасте. Идентификация и эгоидентичность во взглядах Э. Эриксона. Четыре основных типа развития неадекватной идентификации: уход от близких взаимоотношений; размывание времени; размывание способности к продуктивной работе; негативная идентичность. Патологические варианты развития в кризисе подросткового возраста. Нарушение оценки своего физического облика. Нарушению самооценки. Нарциссический кризис. Эгоцентризм.
Кризис ранней юности (кризис 17-18 лет). Проблема самоопределения в ранней юности. Чувство индивидуальности, непохожести. Переживания отчуждения. Аффект неадекватности. Характеристики на эмоциональном, когнитивном и психосоциальном уровнях. Внутреннее психологическое и внешнее отчуждение в юношеском возрасте. Аномическая депрессия. Аномия и факторы ее обусловливающие. Э. Дюркгейм об условиях развития аномии.
Кризисы взрослой жизни и старости.
Классификация кризисов взрослости: нормативные, социальные, ненормативные.
Кризис интимности – изоляции. Проблема достижения идентичности и близости в ранней взрослости. Идентичность – изоляция. Близость – одиночество. Любовь как фундаментальная человеческая эмоция.
Кризис «чувства реальности». Проблема соответствия уровня профессионального образования и личностной зрелости молодого человека уровню технологий и социальной жизни общества. Гетерохронность психического и социального созревания. Активное формирование системы ценностей. Принятие себя и ответственности за свой выбор. Поиски собственного стиля жизни. Психологическая защита молодых людей. Половозрастные различия первой фазы взрослости. Помощь в осуществлении личностного роста и самореализации.
Кризис середины жизни. Самоактуализация середины жизни - дилемма «свободного» и «необходимого». Генеративность как центральная проблема середины жизни. Концепция С.Л. Рубинштейна о двух способах существования. Индивидуальность как главное завоевание зрелости, сознание ответственности и стремление к ней. Физическая зрелость, психологическая и личностная зрелость. Характер взаимовлияния свойств и качеств, физического и духовного у человека. Личностные смыслы. Особенности психологической защиты в зрелом возрасте.
Кризис среднего возраста. Между двумя поколениями. Семья как опустевшее гнездо. Роль когнитивного развития человека в избежании кризиса среднего возраста. Мудрость. Акме.
Кризис идентичности в поздней взрослости. Выход на пенсию и особенности его переживания чловеком. Физическое увядание.
Смерть как кризис человеческой жизни. Теория «разобществления». Сознание конечности своего собственного существования. Страх смерти.