Межличностные отношения
Межличностные отношения,по мнению А.В.Петровского, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредствуются содержанием, целями, ценностями и организацией совместной деятельности и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе.
Отношения могут быть официальными и неофициальными. Официальные отношения складываются между людьми на должностной основе. Они определяются законодательными актами, должностными инструкциями и др. Неофициальные отношения складываются на базе личных симпатий, интересов.
Групповые нормы - совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.
Самочувствие личности в группе - общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который у нее доминирует в результате длительного пребывания в данной группе. Для определения самочувствия большинства членов группы, в психологии используют понятие психологический климат.
Мотивы межличностного выбора в группе - система мотивов, образующая психологическую основу индивидуальной предпочтительности. Особенности мотивов межличностного выбора в группах могут служить показателем уровня ее развития. В диффузных группах - эмоционально-личностные симпатии и антипатии, ориентация на внешние стороны выбираемого. В развитых группах - межличностные выборы обусловлены ориентацией преимущественно на моральные и деловые качества партнера, то есть на его личностные особенности, формирующиеся и проявляющиеся в совместной деятельности.
Межгрупповые отношения - совокупность социально-психологических явлений, характеризующих субъективное отражение (восприятие) многообразных связей, возникающих между социальными группами, а также обусловленный ими способ взаимодействия групп.
Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
Выделяют следующие виды референтных групп - реальные и условные, положительные и отрицательные, нормативные и сравнительные. Для личности референтная группа выполняет две функции: нормативную (группа выступает в качестве источника норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций человека) и сравнительную (группа выступает в качестве эталона, с помощью которого личность может оценить себя и других).
Структура группы определена внутригрупповыми отношениями. Позиция, статус, внутренняя установка, роль описывают социально-психологическую структуру группы. Также, кроме перечисленных структуру группы описывают в понятиях композиции (характеристика, отражающая своеобразие индивидуального состава группы, которая бывает однородная, или гомогенная и неоднородная, или гетерогенная) и каналов коммуникаций (система межличностных связей), обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим, которая может быть: централизованная (фронтальная, радиальная, иерархическая) и децентрализованная (цепная, круговая, полная).
А.В. Петровский создал концепциюперсонализации. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильном обществе он называл фазами развития личности. Выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция. Источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе, в системе общественных отношений.
В процессе общения происходит психологическое воздействие личности на группу и наоборот. Человек в той или иной ситуации может проявлять конформность, негативизм или принципиальность, позитивизм, коллективизм.
Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства. Конформность может быть внешней и внутренней.
Негативизм - немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Психологическая основа негативизма - установка субъекта на несогласие, отрицание определенных требований, форм общений, ожиданий членов той или иной социальной группы, на протест по отношению к данной группе и отвержение той или иной личности как таковой.
Коллективизм - принцип организации взаимоотношений и совместной деятельности людей, проявляющийся в осознанном подчинении личных интересов общественным интересам, в товарищеском сотрудничестве, в готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга. Характерен для групп высокого уровня развития.
На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, каждый человек получает свой социометрический статус. Американский психолог Д. Морено разработал психологическую теорию общества и создал методику «Социометрия» для оценки межличностных эмоциональных связей в группе. Социометрический статус имеет определенные градации – от положительного к отрицательному. В результате социометрической процедуры составляется матрица, социограмма, вычисляются социометрические коэффициенты групповой сплоченности. Люди, которые получают наибольшее количество выборов (шесть и более выборов), пользуются наибольшей популярностью, симпатией, именуются «звездами». Если человек получает среднее число выборов (4-5 выборов), его относят к категории «предпочитаемых». «Принятые» - люди, которых выбрали 1-3 раза. «Аутсайдеры» - те, кто не получил ни одного выбора и с ними не хотят общаться другие . Полученные результаты не подлежат огласке, а необходимы для коррекционной работы психолога. Если в группе большинство входит в две первые категории («звезды» и «предпочитаемые») – то в ней благоприятный психологический климат, если многие люди имеют низкий статус («принятые», «аутсайдеры») – то психологическая атмосфера тяжелая, нужна помощь психолога.
Референтометрический метод - способ выявления референтности членов группы для каждого входящего в нее индивида. Он включает две процедуры:
1. Предварительная (вспомогательная) процедура: с помощью опросного листа выявляются позиции (мнения, оценки, отношение) каждого члена группы по поводу значимого объекта, события или человека.
2. Вторая процедура выявляет лиц, позиция которых, отраженная в опросном листе, представляет наибольший интерес для других испытуемых.
Испытуемый проявляет высокую избирательность в отношении тех лиц в группе, чья позиция для него в данный момент наиболее актуальна.
Референтометрический метод позволяет выявить мотивы межличностных выборов, предпочтений в группе.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое межличностные отношения?
2. Что такое концепция персонализации?
3. В чем сущность методики «Социометрия»?
4. В чем особенности референтометрического метода?