Конституциональные теории личности

Концепции опираются на идею о детерминации поведения личн. конституционными особенностями. Под конституцией понимаются структура организма чел., врожденные физиол. характеристики. Идеи биол. обусловленности индивидуальных различий развивали Гиппократ, Л. Ростан, Г. Виола, Кречмер, Шелдон, К.Конрад.

Кречмер выделил четыре типа конституции: астенический, атлетич., пикнич., диспластический. Астеник отличается хрупким телосложением, высоким ростом, линейными пропорциями, плоской грудной клеткой, узкими плечами. Пикник выглядит тучным, у него наблюдается избыток жировой ткани, выраженное развитие периферич. частей тела, округлость форм. Для атлетика характерна развитая мускулатура, крепкое телосложение, широкие плечи и узкие бедра. Пропорции и характерные особенности диспластика трудно поддаются описанию.

Типам конституции ставилась в соответствие предрасположенность к определ. психическому заболеванию. Кречмер заметил, что маниакально-депрессивный психоз чаще встречается у пикников, а шизофрения – у астеников и реже у атлетиков, эпилепсия – преим. у атлетиков и астеников. Наблюдения показывали, что у здоровых людей могут проявляться черты, близкие к характерным признакам заболевания. На основе анализа связи конституционных характеристик с психол. особенностями Кречмер выделил три типа темперамента здоровых людей: шизотимик, циклотимик, иксотимик (диспластик не соотносится с определ. типом темперамента). Шизотимик характеризуется замкнутостью, склонностью к абстрактным рассуждениям, плохим приспособлением к социальному окружению. Циклотимик – эмоц. человек, умеющий устанавливать контакты и склонный к практич. деятельности. Иксотимик описывается как сдержанный, ригидный, мелочный.

Кречмер постулировал прямое соответствие конституциональных характеристик и типа темперамента: циклотимия приписывалась пикнику, шизотимия – астенику, иксотимия – атлетику. Физиол. и психол. особенности имеют общие основания в нейро-гуморальной системе регуляции организма. Однако поведение чел. определяется и др. факторами: системой отношений и ценностей, особенностями воспитания и др.

Фактор конституции рассматривается как определяющий и в концепции Шелдона. Конституционные характеристики анализировались в ней как "система координат" для описания поведения чел. С т. з. Шелдона, биол. структура (морфогенотип) лежит в основе внеш., поддающихся наблюдению физич. характеристик индивида (фенотип). Морфогенотип определяет не только физич. особенности, но и поведение.

Соматотип – конкретное проявление морфогенотипа, общая линия фенотипов, разворачивающаяся во времени. Метод его выявления – "тест определения соматотипа". Он основан на измерении физич. характеристик и экспертном анализе стандартных фотографий. Проанализировав обширный материал, Шелдон выявил три осн. характеристики, определяющие соматотип: эндоморфизм, мезоморфизм, эктоморфизм. Они были поставлены в соответствие с преим. развитием трех эмбриональных слоев: эндодермального, мезодермального, эктодермального.

Тип описывается как численное соотношение трех характеристик по семибалльной шкале. Преобладание эндоморфизма (7-1-1) ведет к развитию у чел. внутр. органов, мягким, шаровидным внеш. формам. "Чистый" мезоморф (1-7-1) обладает развитыми мышечными тканями, прямоугольными очертаниями тела и его частей. Человек с доминированием эктоморфизма (1-1-7) отличается худобой, линейными пропорциями тела; у него велики размеры головного мозга. Теоретически возможное число соматотипов 343. Однако было обнаружено несколько более двух третей от этого числа.

Помимо первичных, выделены вторичные компоненты физич. характеристик. Среди них дисплазия (негармоничная, неравномерная смесь гл. компонентов в разных частях организма), гинандроморфия (степень, в которой физич. характеристики индивида соответствуют таким же характеристикам у представителей др. пола. Г-индексом оценивается гермафродитизм), "чистота породы" (Т-индекс, характеризующий эстетич. привлекательность телосложения).

На основании статистич. анализа были выделены три типа темперамента. Первый тип был назван висцеротоником и характеризовался стремлением к расслаблению, любовью к комфорту, удовлетворением от приема пищи, крепким сном, поведением, направленным на одобрение окружающих, потребностью в общении, контактностью, легкостью в выражении чувств. Наиболее яркие черты второго типа – соматотоника – уверенность в движениях, горделивая осанка, свободный голос, потребность в разрядке энергии, физич. активности, энергичность, выносливость, психол. нечувствительность, прямота в обращении с людьми, потребность доминировать, низкая эмпатия, агрессивность, храбрость, стремление к риску, склонность к приключениям, потребность в активных действиях в трудную минуту. Для третьего типа – церебротоника – свойственны скованность, неловкость в движениях, сдавленный, заторможенный голос, беспокойный неглубокий сон, чувствительность к боли, быстрые, импульсивные реакции, избегание стандартных действий, страх перед обществом, робость, нерешительность, скрытность, застенчивость, потребность в одиночестве в трудную минуту, субъективизм в мышлении, склонность к рассуждениям.

Обнаружено соответствие между конституциональным и психол. типом. Объяснение этой связи может состоять в ряде факторов: 1) генетич. обусловленность физиол. и психол. характеристик; 2) тенденции формировать сходный жизн. опыт у людей с одинаковым конституционным типом (в культуре очерчиваются и закрепляются стереотипы реагирования для людей с разными типами телосложения и каждый конкретный индивид действует на основе этих ожиданий); 3) взаимное влияние психол. характеристик с одной стороны, а также фенотипа и соматотипа чел. – с другой.

Психические заболевания Шелдон также разделял на три группы и выделил три диагностич. компонента: аффективный выражает тенденцию к маниакально-депрессивному психозу; параноидный соответствует параноидному психозу; гебоидный представляет гебефренич. форму шизофренич. психоза. Заболевания рассматриваются как недостаток, гл. компонент темперамента. Однако проведенные автором исследования носят ориентировочный характер и последующие работы подтверждают их лишь частично.

Конституционная теория не явл. собственно концептуальным построением с системой теор. аксиом и посылок, а представляет собой определ. подход, акцентирующий внимание на биол. факторах в системе личност. детерминант.

АНТИПСИХИАТРИЯ
(Р.Д.Лэйнг)

А. – одно из направлений экзистенциального психоанализа , основоположником которого явл. Лэйнг. В основе концепции Лэйнга лежит понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т. е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собств. реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности др. людей.

При частичном или полном отсутствии такой уверенности состояние первичной (или осн., базисной) онтологич. защищенности нарушается, и у чел. возникает тревога или беспокойство, которое испытывается как наличие угрозы собств. существованию в качестве личн. Лэйнг описывает три осн. формы такой тревоги, которые нуждаются в терапии.

1. Поглощение, т. е. страх любого отнесения к кому-либо или чему-либо, даже к самому себе. Неуверенность в стабильности своей автономии заставляет чел. бояться потерять при взаимоотношении с др. людьми свою автономную идентичность. При этом чужой любви, как правило, опасаются больше, чем чужой ненависти. Осн. маневром, используемым для сохранения своей идентичности, явл. изоляция.

2. Взрыв, т. е. переживание мира как готового в любой момент обрушиться и уничтожить идентичность, восприятие любого контакта с реальностью как страшной угрозы, поскольку реальность взрывоопасна. Реальность, угрожающая поглощением или взрывом, явл. преследователем.

3. Оцепенение и деперсонализация. Оцепенение – особая форма страха, вследствие которого чел. цепенеет, т. е. обращается в камень, а также "магическое действие", которым некто пытается обратить чел. в камень, действие, направленное на отрицание личност. автономии чел., овеществление, деперсонализацию его личн. Люди, рассматриваемые в этом аспекте, склонны чувствовать себя более или менее деперсонализированными и одновременно предрасположенными к тому, чтобы деперсонализировать других.

Онтологически незащищенная личн. не обладает чувством целостности и ощущает себя изначально расщепленной на дух и тело, идентифицируя себя чаще всего с "духом". Такие личн. чувствуют себя невоплощенными и переживают свое "Я" в большей или меньшей степени отделенным от тела, которое ощущается скорее одним из объектов в мире, чем центром собств. бытия. Невоплощенное "Я" становится гиперсознанием и пытается утверждать свои собств. образы, свой отдельный внутр. мир. Такие ощущения характерны для шизоидных личн. и шизофреников, при этом создается система воплощенных "ложных Я", заменяющих при взаимодействии с др. людьми внутр. и невоплощенное "Я" чел. Лэйнг уделял много внимания изучению шизофрении и результаты этих наблюдений обобщил в своей концепции личн. В последних работах он вообще отбрасывает границу между нормой и патологией, считая, что по-настоящему больна не личн., а общество, превращающее чел. в психотика посредством т. н. двойной связи (когда к чел. одновременно предъявляются исключающие друг друга требования). При этом шизофреник, с т. з. Лэйнга, не только не явл. по-настоящему больным, но даже нормальнее многих "нормальных" обитателей этого мира. Такая позиция характерна для концепции "А.".

ЛОГОТЕРАПИЯ
(В.Э.Франкл)

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Наши рекомендации