Сравнительное достоинство психологического метода
Особенности в характере и речи заики и отличие его от нормального человека. Как достигается цель излечения дидактическим способом и психологическим. Гипноз. Ход лечения по психологическому методу и результат лечения.
Рациональное основание психологического метода не только положено на изучении клинической картины заикания, но и подтверждается еще следующими наблюдениями и фактами из жизни заики и нормального человека.
I. Заика говорит совершенно хорошо, когда он один и спокоен.
П. Нормальный человек никогда не прибегает к каким-либо усиленным дыханиям во время речи, она у него совершается не только естественно, но и бессознательно.
III. Заика говорит хуже или страшно затрудняется всякий раз, когда испытывает какое-либо волнение; это хорошо знает каждый заика и всегда говорит: «Я заикаюсь, когда взволнован».
IV. Каждый нормальный человек заикается тоже в минуту наисильнейшего гнева, страха, конфузливости, неожиданности, но следы этой заикливости в нем не остаются, по тому что это случается редко и сам пострадавший легко ориентируется и всегда скажет: «Да я испугался, потому и заикнулся».
V. Когда заика всецело охвачен эмоцией: будет ли это радость, гнев, злоба и при этом эмоция сильно воплотится во всех выразительных местах, так что нет места появлению навязчивого представления «я заикнусь», — он говорит тоже хорошо.
Такое же слияние своей личности с чужой бывает и на сцене, если, случается, заика изображает какой-нибудь тип.
VI. Кому затем не известно, что речь нормального человека в таких случаях, как разговор с высокопоставленным важным лицом, в незнакомом обществе, при публичном выражении мысли, или, наконец, после того как ему сделают замечание насчет недостатков его речи, например, укажут на повторение разных присловиц, вставок (значит, вот, понимаете и т. д.), — речь у него тотчас расстраивается, делается затрудненной, с паузами, то медленной, то торопливой. В это время речь делается актом более сознательным, внимание к себе становится неприятно-навязчивым.
VII. Если мы увидим не сцене актера, изображающего очень боязливого человека, увидим его боязливую фигуру, услышим дрожащий голос и т. д., но не услышим заикливой, поспешной речи, свойственной страху, то положительно должны сказать, что актер неверно изобразил боязливого человека. То же впечатление получится ив том числе, когда тот же актер внесет в картину общего страха смелое лицо или голос.
Из этого видно, что речь нормальная подвергается воздействию таких же психических факторов, как и у заик. Разница только в том, что все у заик преувеличено, напряжено и проявляется в судорожной, более яркой форме, следовательно, и тут заикание, как и всякий сложный психоневроз, представляет только лишь патологические уклонения от нормы и ничего не создает нового, чего бы не было в зачаточном состоянии у здорового.
Таким образом и создаются у заик такие, по-видимому, резкие особенности, отличающие его от здорового человека. Мы считаем нужным перечислить их.
1) Он имеет хронические привычные фобии и в долгой борьбе с ними отразил свое поведение в наружном и внутреннем облике всей личности.
Он выработал в борьбе со своим страданием необычайную психическую чувствительность, отчего он постоянно настороже и всегда возбужден. Каждый пустяк в глазах нормального человека для него событие, — могущее возбудить реакцию страха (судорогу, сердцебиение): одна улыбка, чужой взгляд, мысль спросить кого-либо, пойти в магазин и прочее.
3) Естественно у него развились и необычайная сознательность и внимание к своей речи (доходящая до навязчивости), — а это одно уже препятствует сделаться его речи легким и бессознательным навыком.
4) Масса уловок.
5) Благодаря всему этому имеется постоянно судорожная речь в зависимости от силы душевного волнения.
На основании всех этих указанных черт нужно признать, что у заики речь такова, каков он сам, потому что внешние выражения, как и всегда и везде, строго соответствуют характеру внутреннего содержания, что мы и видим на примерах эмоции. В данном случае нужно изменить внутреннее содержание такой эмотивной личности и тогда, само собой, как необходимое роковое последствие, будет измененная речь.
А в таком виде, в каком представляется вся личность заики, сложившаяся в течение иногда 10—30 лет страдания, она может и должна реагировать на всякие впечатления, встречи с людьми, разговоры с ними и т. д., связанные роковым образом с употреблением речи, — всегда трусливо, подозрительно, недоверчиво, напряженно, с прибавкой большого умственного и физического усилия.
Немудрено, вся такая центральная иннервация соответственно отражается и на качестве произнесения речи, т. е. она будет торопливой, с паузами, толчками или же совершенно судорожной, а ощущение последней в свою очередь отразится в уме и создаст новые навязчивые мысли к существующей уже раньше: «Я сейчас заикнусь».
Всякий заика наперед знает не только во время приступа судорог, но и задолго до него, на каком именно слове он заикнется, и вместо того, чтобы ослабить свое уже начавшееся двигательное возбуждение, он стремится к уловке, чтобы избавиться от предстоящего трудного слова, порожденного этим возбуждением, и очень рад, если это ухищрение удалось ему, потому что, по его мнению, собеседник не узнал про его заикание, и выходит, что он заботится о производимом впечатлении (т. е. об интересах постороннего, его мнении, одоб рении) больше, чем об излечении себя от того двигательного и умственного возбуждения, которое и было единственной причиной заикания. Похвальное мнение, быть может, он и получит на короткое время о своей способности к речи в глазах мало наблюдательного слушателя, но зато он лишний раз увеличил склонность к новому такому же возбуждению и углубил сильнее свою боязнь перед этим трудным словом.
И вот, не зная себя, не зная строгой зависимости между своим душевным возбуждением и связанными с ним речевыми расстройствами, он и направляет все свои наличные усилия и старания, всю изобретательность ума на скрывание наружных проявлений внутреннего процесса, а не работает над собой, не предупреждает самый психический процесс. Естественно, он увеличивает свои затруднения, так как причинный момент остается и даже с течением времени развивается все больше и больше.
Стало быть, его работа выходит бесплодной и вредной, ибо ставит главной целью не себя, не причину страдания, а одно желание показаться в глазах окружающих не заикой, иначе сказать, несчастный больной претендует на роль, к которой он не способен.
Если мы подобным образом подвергнем анализу психологическое содержание таких душевных форм восприятия и настроений, как «подозрительность», или «мнительность», или состояние «ожидания», то опять и здесь найдем массу мотивов для заикливой речи. Это сделается еще понятней, когда мы припомним состояние речи у нормального человека, когда он находится под влиянием общего внимания и наблюдения со стороны окружающих, незнакомых лиц в обществе.
У заик такие переживания, конечно, интенсивнее, ярче и сопровождаются не запинанием только, не рассеянностью мысли и прерыванием течения, но и положительной остановкой мысли и судорожными приступами речи. После таких объяснений значения и состава психологических состояний воли и чувства и мысли вообще не трудно понять и личность заики.
Еще не объясняя больному сущности его болезни, мы остановимся только на одной внушаемости его натуры, тогда легко понять и такой опыт.
Когда перед вами свежий случай заикания, еще не лечившийся нигде, то можно сказать больному такое словесное внушение: «Забудьте дыхание, будьте спокойны, вы можете говорить хорошо, только не спешите», — он тотчас же действительно заговорит хорошо, точно так же как если бы он был дома один. В это время процесс речи делается бессознательным, так как пациент не чувствует дыхания и связанного с ним напряжения, а импульсы волевые для речи получаются спокойными и изнутри, и снаружи.
Следовательно, к чему тогда вся система сложных дыхательных упражнений, когда эффект хорошей речи достигается так просто, без всякой подготовки?
Разумеется, такая речь в присутствии доктора продолжается все время, например 5—10 минут, и не будет такой в другом месте, потому что волевые импульсы еще не укреплены для речи продолжительной, разговорной в обществе, но так как на основании психологического изучения они хорошо известны, так как известно далее, из каких областей возникают последние, и какие уклонения их от нормальных получаются в психике больного, то развить их и укрепить не трудно в дальнейшем ходе лечения.
Если так дело обстоит с психологическим методом, то посмотрим, что в состоянии сделать «дидактический метод» в лечении такой сложной болезни, как заикание.
Оказывается, он достигает этой задачи при помощи только сложной системы дыхательных, голосовых, артикул ятор-ных упражнений, чисто механических средств, причем психотерапия остается совсем на заднем плане или же ее совершенно нет, это в силу ложного воззрения, что расстройство дыхательных и речевых движений — главное в картине заикания.
Несчастный больной в течение значительного периода времени должен упражнять силу своих легких в ожидании излечения. Он должен постоянно только и думать об этом во всех случаях своей речи. Получит ли он освобождение от своих навязчивых мыслей, фобий, работает ли он над своей
мнительностью, узнал ли он, как освободиться от своих трудных слов и нахождения новых и т. д.? ,
Разумеется, нет, но он зато научится разным новым уловкам, которые, быть может, облегчат его на некоторое время, как обнадеживающие средства, но вскоре опять ему изменят, и следовательно, выработанная посредством таких долгих, бесполезных, чисто акробатических упражнений «искусственная речь» опять вернется на старую дорогу и сделается такой же, как и прежде, если еще не хуже.
Быть может, в немногих случаях иногда и достигается небольшой успех, да и то не благодаря «дидактическому методу», а вопреки ему, — так как пациент случайно, сам набредет ощупью на новый путь избавления развитием в себе самостоятельности и самовоспитания воли или как-нибудь изменит свое суждение или поборет в себе мнительность и неуверенность в своем поведении.
Это и подтверждается ежегодно фактами лечившихся и неизлеченных пациентов, которые обращаются ко мне.
Над ними приходится работать гораздо больше и труднее, чем над свежими случаями, так глубоко в памяти у них засели дыхательные упражнения. Просто удивительно, как мало такие пациенты осведомлены на счет психологического знания причины и происхождения своей болезни, все только и сводится к расстройству дыхания как главному источнику происхождения болезни, но удивление наше проходит, как только мы раскроем книгу их руководителей.
Мы там действительно не найдем никаких не только полных, а даже и скромных указаний по части психологического понимания болезни и такого же лечения. Дело ограничивается только шаблонными фразами, что заикание есть, правда, душевное страдание, происходит от страха, но как связать такие отдельные факты с психологическими приемами лечения, об этом, конечно* ни слова; сообщается и об уловках, но их значение в процессе заикания безусловно не понимается.
Напротив, даются такие доброжелательные советы, как избавиться от трудного слова: «Если затруднение на согласных звуках, что чаще (?) наблюдается на буквах д и т, то нужно только заставить произнести соответствующий звук мягче, а последующий гласный звук с большим протяжением, другими словами, произнести слово так, как будто первый согласный звук совершенно отсутствует», а при произнесении «гласного звука а рекомендуется рот насколько можно раскрывать больше приблизительно, как при зевоте с предварительным глубоким и быстрым вдыханием».
Таких поистине курьезных советов немало, и нужно быть слишком большим невеждой и воображать, что такими приемами можно помочь заике избавиться от трудного звука, который, как известно, есть продукт боязливой воли и воображения заики. Ну теперь, вместо того, чтобы бросить уловку, он станет обходить трудное слово при помощи новой, рекомендованной даже авторитетным руководителем.
Отлагая до другого раза подробный разбор этих поистине курьезных руководств для лечения заикания, мы коротко скажем, что такие и подобные им приемы путают несчастного заику, и никогда не приведут к достижению полного излечения, несмотря на все заверения авторов в своих успехах и широкие бесцеремонные рекламы в виде «благодарственных писем излеченных пациентов».