Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период поздней античности

В поздней античности психологические знания развивались в рамках течений идеалистической философии (гностицизм, неоплатонизм и др.). Социальная база – кризис рабовладельческого способа производства, концепция человека в христианском мировоззрении.

Новые тенденции: Повышение интереса к внутреннему миру, самосознанию. Новые представления о соотношении душевных способностей (примат воли и чувств над разумом). Новые представления о путях душевного совершенствования.

Плотин (205-270): учение о происхождении индивидуальной души от мировой в процессе эманации, излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной лестницей ступеней совершенства. Душа – посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Своеобразная природа души – знание о себе самой. Плотин, один из наиболее ярких неоплатоников, интерпретирует Платона в духе, близком раннему христианству. Для Плот. логос, демиург, мировая душа - это что-то ежедневно практически достигаемое. Каждый ч. всю жизнь постоянно должен стремиться своей индивидуальной волей к мировой душе как к благу. У Плат. идея блага была высшей идеей, вокруг которой строилась иерархия остальных идей. Понятно, что «благо» уже по своему содержанию явл. не просто абстракцией хорошего, а именно тем, к чему чел. стремится. Но у Плот. это стремление не просто стихийная мотивация действий, а сознательная программа усилий чел. Усиление напряженности в конфликтном земном мире привело к абстрагированию любви и выносу ее в божественный мир, далекий от непосредственного соц. окружения индивида.

Аврелий Августин «Блаженный» (354-430): Патристика; ввел положение «Я мыслю, следовательно, я есть». Феноменология способностей души: Внешние чувства; Память; Аффекты и страсти; Ум и воля. Дал глубокий самоанализ конкретных поступков, состояний, сокровенных переживаний. А. придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом.Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешнего, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем А. доказал принципиальную непознаваемость Бога. Разрыв в иерархической сложности между Богом и человеком приводит А.а к признанию необходимости веры без понимания. Платоновские «идеи» как прообразы вещей теряют у А. свое самостоятельное существование и трактуются как идеи в уме Бога, замысливающего и создающего мир. Учение Платона об Эросе как энергетическом наполнении природы преобразуются у А. в учение о любви к Богу. Платону определяется его историческое место в роли предшественника христианской философии. Очистившимся душам приписывается возможность вечного блаженства в слиянии с Богом. Так Августин толкует платоновский образ контакта душ с идеальным миром. Истинный катарсис, очищение и наслаждение, достигаются душой в ее приобщении к Богу.

Интерес к воле усиливается в поздней античности®полемика Августина и монаха Пелагия. Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу. Воля бывает: Плотская: действие распространяется на утилитарную деятельность в эмпирическом мире; она причина греховных морально порочных действий. Духовная: устремлена на жизнь в духе. Только бог может сделать из человека высокоморальное существо без всяких усилий с его стороны.

Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли. Августин уделял большое внимание жизни чувств и сердца в философском, нравственно-практическом и религиозном опыте.

Пути совершенствования души: покаяние, аскеза, отречение от всего земного (а не воспитание как у Платона и Аристотеля)

Фион Александрийский (идея логоса - божественного начала, кот. существует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягощена земн. чувствами + представление об зкстазе - единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека).

В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо него на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.

11. Состояние психологического знания в Средние века.

В эту эпоху с V по XVI в. и первую половину XVII в. складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы».

Возрастает интерес к самосознанию и самопознанию. Внутреннее чувство как средство самосознания.

Большой вклад внес Пьер Абеляр. Его работы – «История моих бедствий», «Пеерписки Абеляра и Элоизы» – носящие характер исповеди, являются образцом глубокого самоанализа. Она помогает проникнуть во внутренний мир человека Средневековья, в котором сочетаются лично­стные качества индивида и его надличностные свой­ства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально.

Большое значение играет религия. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме.

В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты.

Накопление положительных знаний о психике в Средние века резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изуче­ние душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкрет­ный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни.

Но вместе с тем развиваются знания об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые)Здесь следует отметить деятельность ара­бов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.): Авиценна (Ибн Сина)(«Канон врач-й науки»: орган д-и - мозг; (Ар-ль - сердце; душа - форма; спос-ти растит., жив., раз-й д.; роль д. над тел-ми ф-ми; исп-е элем-в экспер-та; воспит-е души)дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышле­ния с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате. Им являет­ся мозг. Альгазенв «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длитель­ность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощу­щением должен пройти известный промежуток време­ни, необходимый для передачи возбуждения по нерв­ным проводникам.Аверроэс (Ибн Рушд)(комм-р Арист-ля) некоторые «силы души» прямо называл продуктами телесных органов; развил учение Ар-ля о пассивном и активном разуме; о душе; отк-л сет-ку как осн. элем-т проц-са прел-я лучей. Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы гречес­кую философию и развила ее дальше, подготовив ма­териализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств есте­ственными причинами, о зависимости психики от ус­ловий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отча­сти утверждению господства аристотелевской психо­логии, ставшего с XIII в. абсолютным.

Схоластика. Три течения: 1.Номинализм: общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена. Реально существуют только определенные вещи.

2.Реализм: общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы.

3.Концептуализм: хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах.

Зрелая сх-ка (13 в., расцвет): Фома Аквинский(1226— 1274) («Сумма теологии») - видный схоласт, система которого стала ведущим направлени­ем католицизма. Современные последователи этого учения - неотомисты. Решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению. Душа одна, обладает бытием, отдельным от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души: разум, воля и пр.;растительные (вегетативные); животные. Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя. Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания. Бог – высш. и конечн. цель по­зн-я: познается через божественное откровение - разум на службе у веры. Ф. Акв-й признавал врожд-е общие схемы, кот. называл принц-­ми позн-я, влож-ми самим богом. 1 из мех-в позн-я - спец-я опер-ия - интенцион-стъ: как актив-ть и предм-ть позн-я есть внутр. сво-во человека, прирожд. ему; прид-т опр-ю напр-ть акту воспр-я и позн-ю. (идеал-й хар-р позн-я). Разум имеет примат над волей; цель выбирает интел-кт. Конеч-й ист-к чел. реш-й - Бог. Вся сов-ть поз-х спос-й – «естест-й свет разума». Лич-ть – раз-я часть души: разд-е разума и веры.

Дунс Скот (1265-1308) и Уильям Оккам (1300-1350) ставили деят-ть воли выше разума. «битва Оккама»: пол-е, напр-е против умнож-я различ. принц-в, привл-х для объяснен-я различн. явл-й. Оккамрассмат-т единую душу, борясь с психол. конструк-й Фомы Акв. (мн-во душ-х спос-ей). Единая душа имеет различн. ф-ции, а душ. силы - разн-е назв-я для разл. актов души.

Знач-е мистич. уч-ий:М-м в исламе - суфизм (сов-ть мистич. практ-к, напр-х на дух-е разв-е и сов-е); Cр.век-й Китай - Чань-Буддизм. У мистиков (Майстер Экхарт- нем. теолог; (13 – нач. 14 в)) сх-ка пер-т в мист-ку. Ввод-ся представ-е о религ-но-мистич. переж-х, бога нев-но познать, он пост-ся путем мистич. интуиции, непоср-но (возм-ть внерац-го позн-я, наряду с поз-м в форме пон-й); душа – искорка божья в чел. – тожд-во глубины чел. духа и бож-ти. 1) Особ-е эмоц-е сост-е восторга; 2) Псих-я этика пов-я в мисте: пркатика самой ж.: простота, до аскетизма: дух-му сво-ю не прот-т акт-я ж. Единство душ. сил познан-я и воли - целост-ть, внедр-я в чел. богом (отк-ся в рел-м переж-ии от первон-го бож-го света в чел.). Якоб Беме (17 в., мистик) сплет-т бож-е, душ-е и тел-е бытие; гов-т о «муках материи». Мистики восх-ли практич. Д-ть, во имя любви к ближ. Экхарт - произ-я о нищите и о Марфе и Марии. Фромм + Джеймс: Э. проан-л разл-я м-ду 2-мя спос-ми сущ-я - обл-м и бытием (уст-ка на акт-ть) - спец-е истор-ки опр-е пон-е лич-ти в Ср. вв.

Наши рекомендации