СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ. Акцентуации ‑ варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно
Акцентуации ‑ варианты норм, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим (по А.Е.Личко).
Акцептор действия (предвосхищение) ‑ основное понятие учения П.К.Анохина о функциональной системе порождения и коррекции любого поведенческого акта.
Анализ продуктов деятельности (творчества) ‑ опосредствованное изучение психологической реальности через распредмечивание (восстановление деятельности по ее результату).
Ананказмы (от греч. ананке ‑ судьба, принуждение) или обсессии (от лат. блокада, осада) ‑ спонтанные, идущие изнутри навязчивые переживания и действия, которые, в отличие от фобий, не требуют для своего возникновения каких-то конкретных условий.
Анкетирование ‑ получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы.
Аннулирование (undoing) ‑ вторичная психологическая защита, попытка уравновесить некоторый аффект с помощью отношения или поведения, магически его уничтожающего; преемник типа защиты «всемогущественный контроль».
Асоциальным называется поведение, направленное на разрушение или нанесение вреда существующим социальным системам (по Я.Рейковскому).
Астеник, или лептосоматик (leptos ‑ хрупкий, soma ‑ тело) ‑ «худой и высокий».
Атлетик (athlon ‑ борьба, схватка) ‑ «крепыш» с хорошо развитой мускулатурой, высокого или среднего роста.
Аутизм ‑ уход в себя, в свои переживания от внешнего мира; аутизм как состояние присущ каждому человеку.
Аутистичность ‑ природная склонность чувствовать движение своей души более или менее самостоятельным от тела в своем происхождении, чувствовать свою душу «самособойной» (аутистической) частицей вечного Духа, правящего миром (по М.Е.Бурно). Отрыв от реальности, приводящий к идеалистическому мироощущению.
Аутичность ‑ впечатление внешней замкнутости, причиной которой является не отсутствие коммуникативных навыков, а душевные качества и мотивы.
Беседа ‑ метод получения новой информации посредством свободного общения с человеком.
Биогенетические теории ‑ учения, в которых формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками.
Биографический и автобиографический методы ‑ описание развития человека на протяжении длительного периода времени, основанное на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте.
Валидностъ эксперимента ‑ пригодность, понимаемая как соответствие целей, методов и результатов. Степень приближения данного эксперимента к бесконечному безупречному эксперименту.
Время реакции ‑ время между восприятием раздражителя и ответом на него; свидетельствует о процессуальности психики.
Всемогущий контроль ‑ первичная психологическая защита, основанная на убежденности в возможности контролировать все происходящее.
Гендерная роль ‑ переживание себя мальчиком или девочкой без осознания перспектив своей полоролевой идентичности; возникает у ребенка в период раннего детства. В дальнейшем подкрепляется гендерной схемой.
Гендерная схема ‑ обусловленные полом нормы поведения, представление о превращении мальчика в мужчину и девочки в женщину; является результатом когнитивного развития ребенка и формируется на протяжении первых 6-7 лет жизни.
Гениальность ‑ это интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему воображения, оригинального мышления, изобретения или открытия. Гениальность в значительной мере обусловлена генетическими механизмами, проявляется в сверхконцентрации на значимой деятельности и нередко сопровождается нарушениями физического и психического здоровья.
Гемограмма ‑ вариант генеалогического метода, в котором, наряду с отношениями родства, фиксируют психологические отношения.
Графология ‑ область психогностики, наука о почерке, диагностирующая признаки индивидуальности по написанию букв, наклону, нажиму и другим характеристикам точных движений человека. Больше других ею занимался аббат Мишон.
Гуманитарная парадигма познания ‑ система осознаваемых и неосознаваемых установок, ориентирующая на уникальность рассматриваемого явления, опирающаяся на опыт единичных случаев, не ставящая перед собой задач статистического подтверждения достоверности данных, использующая наряду с понятийным аппаратом язык символов. Гуманитарная парадигма всегда исторична ‑ т.е. стремится к рассмотрению явления в его становлении, анализу и прогнозу последствий.
Действия ‑ феномены, обладающие временной протяженностью (в терминологии В.Штерна).
Деперсонализация ‑ неспособность испытывать чувства, адекватные ситуации; чувство своей эмоциональной измененности.
Депрессивные состояния (от лат. depression, подавление) ‑ состояния подавленного настроения и угнетения потребностей. По К.Ясперсу, выделяют депрессивные реакции ‑ психологически понятные ответы на жизненные стрессы, актуальные для человека независимо от его начального настроения, и фазы ‑ состояния, возникающие сами по себе, эндогенно, как обострение трудных особенностей характера.
Дефензивностъ (от лат. defense ‑ оборонять) ‑ стремление человека при встрече с жизненными трудностями занимать избегающую или оборонительную позицию.
Диатетическая пропорция (пропорция настроения) ‑ по Э.Кречмеру, смесь радости и грусти, обычно присущая настроению циклоида.
Динамичность нервной системы ‑ скорость образования условных реакций.
Дисгармонический инфантилизм ‑ результат неравномерности развития, приводящий к сочетанию подчеркнуто детских и взрослых черт.
Диссоциация ‑ примитивная психологическая защита, заключающаяся в образовании множественной личности, способной реагировать одной из своих частей, приводя к слабой предсказуемости поведения.
Дисфория (от греч. досада, раздражение) ‑ особое состояние психики, состоящее из мрачно-тоскливого настроения, тревожной подозрительности и мрачной злобноватости.
Дифференциальная когнитология ‑ область психологии способностей, обращенная к проблеме генезиса креативности (творческих способностей, талантливости, гениальности человека).
Дифференциальная психология ‑ отрасль науки, изучающая психологические различия между индивидами и группами людей, а также природу, источники и последствия этих различий (наука о закономерностях психического варьирования). Понятие введено В.Штерном в 1900 году.
Дифференциальная психофизиология ‑ наука об индивидуальных особенностях психики человека с точки зрения их обусловленности свойствами нервной системы.
Дневниковый метод ‑ описание развития и поведения человека, произведенное в течение длительного времени экспертом (родителями, воспитателем, коллегой).
Двухфакторные теории психического развития (конвергенции двух факторов) ‑ учения, в которых развитие понимается как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний.
Естественнонаучная парадигма познания ‑ система осознаваемых и неосознаваемых установок, провозглашающая необходимость получения объективных, обобщенных, представленных в понятиях знаний, стремящаяся к установлению причинно-следственных закономерностей при опоре на данные эксперимента. Генезис свойств и закономерностей рассматривается не всегда.
Идентификационная модель средовых влияний на интеллект: наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (МакАски и Кларк).
Идентификация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в отождествлении себя с другим человеком или его отдельными чертами.
Идиографический подход в науке утверждает в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления, применяет метод отдельных случаев (case-method).
Изоляция ‑ вторичная психологическая защита, проявляющаяся в отделении чувств от размышлений.
Интеллектуализация ‑ вторичная психологическая защита, приводящая к отделению аффекта от интеллекта при формальном сохранении чувств.
Импульсивность/рефлексивность ‑ тенденция к более или менее развернутому анализу задачи перед принятием решения, количество понятий, которые человек использует для решения проблемы.
Импунитивная реакция ‑ отвлечение от конфликта и обесценивание его значения.
Интрапунитивная реакция ‑ обвинение самого себя.
Интроверсия ‑ рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к ним (по К.-Г.Юнгу). Затруднения в общении (по Г.Ю.Айзенку).
Индивид ‑ это физический носитель психологических характеристик человека.
Интегральная индивидуальность ‑ особая форма бытия отдельного человека, саморегулируемая биосоциальная система многоуровневых связей, в рамках которой он живет и сохраняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних изменений (по B.C.Мерлину).
Интервью ‑ особая форма беседы, при которой один из партнеров является лидером, а другой ‑ ведомым.
Индивидуальный стиль деятельности ‑ это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личными качествами человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическое (приобретаемое прижизненно) качество, возникающее на основе свойств нервной системы в ответ на требования типов деятельности, привычных для субъекта; интегральный эффект взаимодействия человека со средой.
Интроекция ‑ примитивная психологическая защита, в результате которой идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри; обычно встречается вместе с проекцией и проективной идентификацией.
Ипсилатеральный ‑ расположенный в том же полушарии.
Квалификационный профиль ‑ часть профессиограммы, в которой количественно определены необходимые работнику качества.
Когнитивный стиль в широком смысле слова ‑ способ переработки информации, ее получения, хранения и использования.
Компартментализация (раздельное мышление) ‑ вторичная психологическая защита, задача которой состоит в возможности конфликтующим состояниям сосуществовать без чувства стыда или тревоги.
Компульсии ‑ навязчивые, упорные, нежелательные действия.
Контрлатеральный ‑ расположенный в противоположном полушарии.
Кристаллизованный интеллект ‑ это широкая область интеллекта, включающая умения формулировать суждения, анализировать проблемы и строить обобщения. Этот тип интеллекта развивается с опытом и образованием, опирается на осведомленность и прогрессирует на протяжении всей жизни человека (по Д.Хорну).
Лабильность нервной системы ‑ скорость возникновения и прекращения нервных процессов.
Личность ‑ системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития и обладающее свойствами активности, субъектности, пристрастности, осознанности (по А.Н.Леонтьеву).
Локус контроля ‑ склонность человека возлагать ответственность за все происходящее с ним на внешние обстоятельства или себя самого (понятие введено Дж.Роттером). Интерналы ‑ люди с внутренним локусом контроля. Экстерналы ‑ люди с внешним локусом контроля.
Мезоморфный тип ‑ отличающийся могучим сложением, имеющий квадратную голову, широкие ладони и ступни, склонный к соматотонии (от лат. soma ‑ тело).
Метод ‑ в переводе с греческого путь (познания).
Метод генеалогический ‑ метод исследования семей и родословных.
Метод моральных дилемм ‑ использование историй с незавершенным концом для диагностики уровня морального сознания человека и выявления его способности к моральной аргументации (использовался Л.Кольбергом).
Методы аппаратные – предназначены для изучения психофизиологических основ человеческого поведения, требуют лабораторных условий и специальных приборов; в практической психодиагностике используются редко.
Методы интроспективные ‑ основанные на данных субъективного опыта.
Методы констатирующие ‑ фиксирующие актуальное состояние изучаемого явления.
Методы психогенетические – направлены на выделение факторов среды и наследственности в индивидуальных вариациях психологических качеств.
Методы формирующие ‑ те, в которых конечное состояние изучаемого качества или явления отличается от начального.
Методы экстраспективные ‑ опирающиеся на объективный результат, доступный измерению.
Морализация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в направлении желаний в область моральных обязательств; более зрелая версия защиты расщепления.
Мудрость ‑ это экспертная система знаний, ориентированная на практическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным или неясным вопросам (по П.Бальтесу).
Наблюдение ‑ целенаправленное систематическое восприятие человека, по результатам которого дается экспертная оценка.
Навязчивости ‑ разнообразные тягостные мысли, переживания, действия, желания, страхи, навязывающиеся человеку против его воли (по К.Вестфалю).
Надежность эксперимента ‑ устойчивость результатов во времени.
Номотетический подход в науке ‑ стремление к отражению общих (типологических) свойств явлений и обозначению их в терминах.
Норма ‑ понятие, используемое для оценки темпа и содержания психического развития человека. Основана на статистических данных, клинических показателях, социальных стереотипах и субъективных ожиданиях человека; культурно обусловлена и меняет свое содержание.
Нормальные значения показателей ‑ расположенные в средней части кривой нормального распределения. Обычно их больше, чем субнормальных или супернормальных.
Ноогенные неврозы ‑ неврозы, вызванные фрустрацией экзистенциальных потребностей (по В.Франклу).
Одаренность можно понимать как: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность деятельности, 2) общие способности (в отличие от специфических), обусловливающие широту возможностей человека, 3) умственный потенциал ‑ интеллект, предполагающий широту обобщения, логичность (а не способности к искусствам), 4) совокупность задатков, природных данных, обеспечивающих начальный высокий уровень в какой-либо деятельности (наличие врожденных предпосылок), 5) талантливость (условия для успехов самого высокого уровня).
Основной психофизический закон Фехнера‑Вебера: Е = const In R, где Empfindung ‑ величина ощущения, a Reiz ‑ величина раздражителя.
Отреагирование (действие вовне, отыгрывание, acting out) ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в выражении отношений переноса посредством реального поведения, направленного на другой объект.
Отрицание ‑ первичная психологическая защита, заключающаяся в отказе признавать наличие проблемы.
Пикник (pyknos ‑ плотный, толстый) ‑ «широкий и тяжелый» человек.
Пластичность в структуре темперамента ‑ показатель вязкости или гибкости мышления и поведения, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию (по В.М.Русалову).
Подвижность нервной системы ‑ переделка знаков раздражителей, скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство является основой обучаемости.
Поворот против себя (аутоагрессия) ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя.
Полезависимость/поленезависимость ‑ умение сопротивляться воздействию фоновых признаков при выделении фигуры.
Половой диморфизм ‑ наличие различий в анатомофизиологических признаках у мужских и женских особей.
Половой дипсихизм ‑ наличие различий психических качеств и процессов у представителей различного пола.
Половой дихрономорфизм ‑ временное несовпадение проявления женских и мужских признаков.
Примитивная идеализация (и обесценивание) ‑ первичная психологическая защита, основанная на вере, что некая всемогущая сила обеспечивает защиту.
Примитивная изоляция ‑ первичная психологическая защита, заключающаяся в уходе в другое состояние сознания.
Проективная идентификация ‑ примитивная психологическая защита, являющаяся результатом проекции и интроекции.
Проекция ‑ примитивная психологическая защита, в результате которой внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне; часто встречается вместе с интроекцией и проективной идентификацией.
Профессиограмма ‑ описание социально-экономических, санитарно-гигиенических, психологических и других особенностей профессии.
Профессионально значимый признак ‑ характеристика индивидуальности, которая имеет значение для успешности протекания данной профессиональной деятельности.
Просоциальное поведение служит сохранению и укреплению существующих социальных систем (по Я.Рейковскому).
Психограмма ‑ характеристика требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Синтальность (sintality) ‑ диапазон изменчивости черты внутри группы (по Р.Кеттеллу).
Синтонностъ (от греч. sintonia ‑ созвучность, согласованность) ‑ непосредственность, способность реагировать на состояние других людей и отвечать им в тон настроения.
Склонности ‑ феномены, имеющие хронический и потенциальный характер (в терминологии В.Штерна).
Смещение ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в перенаправлении драйва или аффекта с одного объекта на другой, потому что его направленность изначально скрывается.
Социогенетические теории ‑ учения, в которых формирование индивидуальности понимается как обусловленное внешними условиями (средой), а человек изначально ‑ чистая доска (tabula rasa).
Социоэтология ‑ наука об инстинктивных основах социального поведения.
Специальная теория индивидуальности ‑ это учение о происхождении, функционировании и месте темперамента в общей структуре индивидуальных свойств человека.
Способности ‑ индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Среда ‑ изменяющийся ряд стимулов, на которые индивид реагирует в течение всей жизни.
Срезы «поперечные» ‑ исследование, ведущееся на отдельных и различных по возрасту группах людей; термин введен А.Гезеллом.
Срезы «продольные» (логнитюдные) ‑ исследование, ведущееся на одной и той же выборке в течение продолжительного времени. Использовались в исследованиях Щелованова, Фигурина по фиксации ежедневного поведения детей, самый длинный, Боннский, лонгитюд продолжался 60 лет.
Стиль лидерства (руководства) ‑ способ управления группой или организацией, основанный на типичном методе принятия решения (по К.Левину). Чаще всего выделяют стили автократический (авторитарный, директивный), демократический (кооперативный, недирективный) и свободный (попустительский). В современной психологии управления выделяют также сосредоточенный на поставленной задаче («функциональный» стиль) и сосредоточенный на взаимоотношениях в группе («аффективный» стиль), цели которых открываются самими названиями.
Стиль жизни ‑ уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, определяющих неповторимую картину существования человека (по А.Адлеру). Стиль жизни определяется проблемой (дефектом, изъяном), в результате которого возникает цель, приводящая к появлению присущего человеку индивидуального способа жизни и позволяющая освободиться от чувства неполноценности. Адлер выделял 4 стиля: управляющий, берущий, избегающий и социально-полезный.
Стиль общения ‑ результат образования устойчивых привычных связей между доминирующими потребностями, целями, ценностями и способами общения, психологическое образование, формирующееся в результате взаимодействия с другими людьми и представляющее собой устойчивый способ реализации определенных мотивов.
Стиль родительского воспитания ‑ способ воздействия на детей, характеризующийся уровнем контроля за их поведением и эмоциональной теплотой отношений. Чаще других выделяют авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный стили.
Стиль человека (от греч. stylos) ‑ устойчивая субъектно-специфическая система способов осуществления человеком разных видов активности; интегральная характеристика формально-динамической сферы индивидуальности, проявляющаяся в предпочтении субъектом определенной формы взаимодействия с предметной или социальной средой.
Сублимация ‑ вторичная психологическая защита, состоящая в разрядке аффективного импульса посредством конструктивного, творческого поведения; считается наиболее эффективной защитой.
Субнормальные значения ‑ расположенные в области низких значений кривой нормального распределения.
Супернормальные значения ‑ расположенные в области высоких значений кривой нормального распределения.
Текучий интеллект ‑ это те способности, благодаря которым человек обучается всему новому (т.е. память, индукция, восприятие новых связей и отношений и т.д.). После окончания юношеского возраста его развитие идет на спад. Текучий интеллект отражает биологические возможности нервной системы ‑ ее работоспособность и интегративность (по Д.Хорну).
Темп в структуре темперамента ‑ это скорость моторно-двигательных операций (по В.М.Русалову).
Темперамент ‑ закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности. По В.М.Русалову, темперамент ‑ психобиологическая категория, одно из независимых базовых образований психики, охватывающее все богатство содержательных характеристик человека.
Теория «среднего человека» ‑ статистически подтвержденное социологическое учение, согласно которому человек стремится поступать так, как поступает большинство людей. Создана А.Кетле; критиковалась отечественной наукой за «буржуазность».
Тестикулярная феминизация (синдром Морриса) ‑ наследственная нечувствительность периферических тканей к маскулинизирующему действию мужского гормона семенников, в результате чего развитие организма, обладающего мужским набором хромосом и семенниками, идет по женскому направлению.
Тестирование ‑ краткое, стандартизованное испытание, предназначенное для установления межиндивидуальных, внутрииндивидуальных или межгрупповых различий.
Тревожность ‑ склонность переживать реальные и мнимые опасности, отрицательно окрашенное переживание внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости поисков, горячки, взбудораженности, переходящих в ажитацию, возбуждения, часто имеющего непродуктивный и демобилизующий характер.
Уровень притязаний ‑ те цели и задачи, которые человек считает для себя выполнимыми.
Факторный анализ ‑ один из методов установления качеств, не поддающихся непосредственному наблюдению.
Феномен ‑ явление.
Физиогномика ‑ область психогностики, в которой основой для предсказания поведения человека являются черты личности, мимика и даже просто изображение силуэта человека. Основана Лаватером.
Френология (краниоскопия) ‑ область психогностики, определяющая особенности человека по форме строения черепа. Развивалась Галлем.
Фрустрация (от frustration) ‑ вынужденный отказ, особое состояние или внутренний психический конфликт, возникающий при столкновении личности с субъективно непреодолимым препятствием на пути к достижению осознаваемых или неосознаваемых целей (термин введен 3.Фрейдом).
Функциональная асимметрия и специализация полушарий ‑ характеристика распределения психических функций между правым и левым полушариями.
Фобии (от греч. фобос ‑ страх, боязнь) ‑ навязчивые страхи конкретного содержания, охватывающие человека лишь в определенной обстановке и обычно сопровождающиеся бурными вегетативными проявлениями (пот, сердцебиение, затруднение дыхания и пр.).
Характер ‑ своеобразие склада психической деятельности, проявляющееся в особенностях социального поведения личности и в первую очередь ‑ в отношениях к профессии, людям, самому себе. Это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер ‑ это совокупность проявлений личности на фрустрирующие ситуации, индивидуальный способ разрешения тревожности.
Характерология ‑ форма донаучного познания психики людей, стремящаяся свести различия между людьми к простым типам. Иногда термин используют для обозначения области дифференциальной психологии, посвященной изучению характера.
Черта ‑ это присущая индивидууму предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (по Г.Оллпорту).
Экзопсихика ‑ отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий (по А.Ф.Лазурскому).
Эксперимент ‑ метод целенаправленного манипулирования одной переменной и наблюдения за результатами ее изменения. Виды эксперимента: лабораторный, камерный, естественный, психолого-педагогический, формирующий. Эксперимент может быть индивидуальным или групповым, краткосрочным или длительным.
Экологическая среда ‑ система взаимодействий человека и мира (по У.Бронфенбреннеру). Представляет собой систему из четырех концентрических структур. Микросистема ‑ структура деятельностей, ролей и межличностных взаимодействий в данном конкретном окружении. Мезосистема ‑ структура взаимоотношения двух и более сред. Экзосистема ‑ среда, в пространстве которой происходят значимые события. Макросистема ‑ ценности, законы и традиции культуры, в которой живет субъект.
Экспозиционная модель средовых влияний на интеллект: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (Зайонч и Маркус).
Экстраверсия ‑ обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира (по К.-Г.Юнгу). Влечение к людям и способность легко вступать с ними в контакт (по Г.Ю.Айзенку).
Экстрапунитивная реакция ‑ обвинение других людей и внешних обстоятельств.
Эктоморфный тип ‑ худой и высокий, обладающий слабым развитием внутренних органов, худым лицом, узкой грудной клеткой, тонкими длинными конечностями, обычно отличается церебротонией (от лат. cerebrum ‑ мозг).
Эмоциональность в структуре темперамента ‑ мера чувствительности к расхождению реального и желаемого результата (по В.М.Русалову).
Эндоморфный тип ‑ с большим животом, большим количеством жировых отложений на плечах и бедрах, слабыми конечностями, проявляет склонность к висцеротонии (от лат. viscera ‑ внутренности).
Эндопсихика ‑ основные психические и психофизиологические функции (чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка понятию «формально-динамические характеристики»; в основном задается врожденными биологическими механизмами (по А.Ф.Лазурскому).
Эргичностъ в структуре темперамента ‑ желание умственного и физического напряжения, показатель избытка или недостатка сил (по В.М.Русалову).
Я.-концепция ‑ система наиболее общих установок субъекта на самого себя. Выделяют разные модусы Я-концепции: реальное Я, идеальное Я и так называемое «зеркальное Я» (т.е. Я в глазах других).
L (life record data) ‑ данные, основанные на регистрации поведения человека в повседневной жизни.
Т (objective test data) ‑ данные объективных тестов (испытаний) с контролируемой экспериментальной ситуацией.
Q (questionnaire data) ‑ данные, получаемые при помощи опросников, анкет и прочих стандартизованных методов.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Акимова М.К. Интеллектуальные тесты // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 122-128.
2. Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 172-178.
3. Анастази А. Дифференциальная психология. ‑ М.: Апрель-Пресс, 2001. ‑ 745 с.
4. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и 2. ‑ М.: Педагогика, 1982.
5. Волков П. Разнообразие человеческих миров. ‑ М., Аграф, 2000. ‑ 512 с.
6. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий... // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 262-269.
7. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. ‑ М., 1995.
8. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. ‑ Л., 1988.
9. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. ‑ М.: Международная педагогическая академия, 1994. ‑ 146 с.
10. Гуревич КМ. Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 53-58.
11. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. ‑ М.: Планета детей, 1997. 325 с.
12. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии // Вопросы философии. ‑ 1977. ‑ № 7. ‑ С. 109-125.
13. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 148-152.
14. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Темперамент и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 167-171.
15. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 78-83.
16. Крайг Г. Психология развития. ‑ СПб.: Питер, 2000. ‑ 980 с.
17. Кречмер Э. Строение тела и характер // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 219-247.
18. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 179-198.
19. Леонгард К. Акцентуированные личности. ‑ Ростов/н/Д.: Феникс, 2000. ‑ 530 с.
20. Левитов Н.Д. Проблема характера в современной психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 69-73.
21. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 140-147.
22. Леонтьев А.Н. Индивид и личность // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 15-20.
23. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. ‑ М.: Смысл, 1999. ‑ 534 с.
24. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. ‑ М.: ЭКСМО, 1999. ‑ 407 с.
25. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. ‑ СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. ‑ 132 с.
26. Мейли Р. Факторный анализ личности // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 84-100.
27. Мерлин B.C. Отличительные признаки темперамента // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 160-166.
28. Небылицын ВЛ. Основные свойства нервной системы человека. ‑ М., 1966.
29. Небылицын ВД. Темперамент // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 153-159.
30. Павлов И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 21-23.
31. Психология конституциональных различий у У.Шелдона (резюме) // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 248-251.
32. Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 101-121.
33. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. ‑ М.: Аспект Пресс, 1999. ‑ 445 с.
34. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. ‑ М.: Педагогика, 1988. ‑ 330 с.
35. Русалов В.Н. Опросник структуры темперамента. ‑ М.: Смысл, 1992. ‑ 37 с.
36. Современная психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ‑ М.: Инфра+, 2000.
37. Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э.А.Голубевой. ‑ М.: Педагогика, 1989. ‑ 200 с.
38. Теплое Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 24-31.
39. Теплое Б.М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑. С. 129-139.
40. Теплое Б.М. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 32-38.
41. Шелдон У. Анализ конституциональных различий по биографическим данным // Психология индивидуальных различий. Тексты. ‑ М., 1982. ‑ С. 252-261.
42. Шнейдер Л.Б. Основы психодиагностики. 4.1. ‑ М., 1995.
43. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. ‑ М.: Наука, 1998. ‑ 335 с.
44. Юнг Г.-К. Психологические типы. ‑ СПб.: Ювента; М.: Прогресс, 1995. ‑ 711 с.
45. Юнг Г.-К. Психология бессознательного. ‑ М.: Канон, 1994. ‑ 330 с.
Дополнительная
1. Адлер А. Наука жить. ‑ Киев: Port-Royal, 1997. ‑ 285 с.
2. Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблема природных задатков способностей // Вопросы психологии. ‑ 1980. ‑ № 3. ‑ С. 101-108.
3. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. ‑ М., 1991.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. ‑ М., 1984.
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова ЕД. Методика многостороннего исследования личности. ‑ М.: Фолиум, 1994. ‑ 173 с.
6. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. ‑ М.: 1986. ‑ 421 с.
7. Битянова М.Р. Социальная психология. ‑ М.: МПА, 1994. ‑ 105 с.
8. Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // История советской психологии труда. ‑ М.: Изд-во МГУ. ‑ С. 118-127.
9. Геодакян В А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. ‑ М.: Наука, 1989. ‑ С. 171-189.
10. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. ‑ М., 1970.
11. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. ‑ М., 1992.
12. Дмитриева МА., Крылов АА., Нафтульев AM. Психология труда и инженерная психология. ‑ Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. ‑ 220 с.
13. Дольник В.Р. Жизнь ‑ разгадка пола или пол ‑ разгадка жизни? // Химия и жизнь. ‑ 1995. ‑ № 9-12.
14. Дорфман Л.Я. Стили активности ‑ методологические и теоретические предпосылки интегрального подхода // Стили человека: психологический анализ / Под ред. А.В.Либина. ‑ М.: Смысл. 1998. ‑ С. 34-51.
15. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Ч. 1 и 2. ‑ Саратов, 1990.
16. Зимняя ИЛ. Педагогическая психология. ‑ Ростов/н/Д.: Феникс, 1997. ‑ 780 с.
17. Знаков В.В. Самооценка правдивости и понимание субъектом честности // Психологический журнал. ‑ Т. 14. ‑ № 5. ‑ С. 13-23.
18. Климов ЕЛ. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. ‑ Казань, 1969.
19. Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подрост ков. ‑ Минск, 1988.
20. Кочубей Б.И. Исследования по психогенетике человека // Вопросы психологии. ‑ 1982. ‑ №1. ‑ С. 134-140.
21. Краткий психологический словарь. ‑ М., 1985.
22. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопросы психологии. ‑ 198