Концептуальный анализ знаний. В общем случае процедура концептуального анализа знаний предполагает построение
В общем случае процедура концептуального анализа знаний предполагает построение модели предметной области и идентификацию механизмавывода.Этотпроцесссостоитизследующихшагов(п. 3.2.3).
1. Формирование системы понятий.
2. Выявление взаимосвязей между понятиями.
3. Установление семантических отношений.
Конкретизируем эту последовательность на примере создания компьютерной интерпретации результатов тестирования по методике ММР1.
1. Формирование системы понятий.На начальном этапе в состав си
стемы понятий вошли вербальные психологические характеристики
испытуемого. Для формирования системы понятий был использован
так называемый текстологический метод (см. п. 3.2.2). Эксперт ото
брал всевозможные руководства по интерпретации данных теста MMР1
и совместно с инженером по знаниям выписал все употребляемые в
этихруководствахпсихологическиехарактеристики.Результатомэтой
работы явились карточки, описанные выше.
Использование именно этого метода обусловлено теми соображениями, что наиболее полный словарь всех характеристик личности содержится все-таки в руководствах. К тому же это наиболее быстрый способ формирования системы понятий.
2. Выявление взаимосвязей между понятиями.Исходным материалом
для работы явились карточки, полученные при формировании систе
мы понятий.
Установление взаимосвязей между характеристиками личности наиболее ярко иллюстрирует необходимость разработки и применения методов работы с экспертами. На прямой вопрос о том, как, к примеру, связать «тревожность» с «экстравертированностью» или с такой характеристикой личности, как «проявление агрессивности обратно пропорционально социальной дистанции», психолог дать ответ затруднялся. Кроме того, даже при беглом взгляде на огромное количество карточек
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
(их оказалось около 1050), можно было отметить две особенности, которые существенным образом затрудняли дальнейшую работу. Первая особенность - это полная разнородность характеристик личности. Естественно, что искать взаимосвязи легче при наличии однородности единиц смысловой информации. Вторая - это обилие синонимии, которая появилась вследствие того, что при выписывании психологических характеристик на карточки были использованы различные руководства по интерпретации теста MMР1, иногда описывающие одно и то же свойство разными словами. Наличие большого количества синонимов затрудняло процесс выявления других взаимосвязей.
Для установления взаимосвязей между психологическими характеристиками были использованы оба варианта метода сортировки карточек (п. 3.2.4).
Эксперимент 1. Сортировка карточек по заданным критериям. В качестве критериев сортировки были выбраны пункты (или вопросы) психодиагностического заключения. Психолога попросили разложить карточки по разделам («карманам») психодиагностического заключения. К сожалению, после частично проделанной работы стало ясно, что это вариант тупиковый, так как получаемая классификация оказывается перекрестной. Одни и те же карточки можно было разложить по разным «карманам», и психолог затруднялся, какому «карману» отдать предпочтение.
Эксперимент 2. Неудача предыдущего эксперимента навела на мысль выполнить сортировку карточек, используя в качестве критерия интуитивное понимание психологом близости характеристик личности. Этот критерий оказался более удачным. Работа была проделана. Карточки (понятия) оказались сгруппированы, а сами группы получили название «контекстов».
Таким образом, под «контекстами» понимаются группы вербальных психологических характеристик, каждая из которых отражает некоторое представление психолога об их близости.
Каждому контексту было дано название. Имена контекстов тоже были сгруппированы и соотнесены с разделами психодиагностического заключения. Контексты строились так, чтобы каждая характеристика личности попала в один и только один контекст. Если внутри контекста характеристики личности укладывались в шкалу, то их расположение упорядочивалось следующим образом.
П ри ме р. Имя контекста: характеристики поведения, отражающие самовосприятие и самооценку (проекция в социальном поведении образа «Я»).
Компьютерная психодиагностика
Характеристики личности:
1. Робость.
2. Застенчивость.
3. Скромность.
4. Отсутствие застенчивости.
5. Хвастливость.
6. Беззастенчивость.
Эксперимент 3. Группировка контекстов. В данном случае выяснилось, что некоторые контексты хорошо группируются в более крупные блоки, которым, соответственно, можно дать имена.
П р и м е р.Имя одной из группировок контекста: Эмоциональность Контекст ..Динамические особенности эмоций:
□ повышенная эмоциональная реактивность;
□ высокая способность к вытеснению тревоги.
Контекст2. Особенности эмоциональной экспрессии:
□ яркость эмоциональных проявлений.
Ко н т е к с т 3.Характеристики эмоционального реагирования на фрустрацию; фрустрационная толерантность:
□ пониженная помехоустойчивость;
□ неустойчивость в стрессе.
После проделанной таким образом работы появились понятия более высокого уровня обобщенности, которые в конце концов довольно легко можно было разложить по разделам психодиагностического заключения.
3. Установление семантических отношений.Для выяснения типа взаимосвязей (семантических отношений) между именами контекстов (метапонятиями) и соответствующими психологическими характеристиками был использован описанный в п. 3.2.4 прямой метод установления семантических отношений.
Эксперимент 4. Психолога попросили связать имя контекста с соответствующими характеристиками личйости. Другими словами, необходимо было составить полное предложение, в котором имя контекста и характеристики личности, определяющие этот контекст, были бы связаны между собой некоторым глаголом-связкой.
Пример. Имя контекста: эгоцентрическая-социоцентрическая направленность личности. Характеристики личности:
1. Обнаженный эгоцентризм.
2. Эгоцентризм.
Глава 3. Конструирование компьютерных психодиагностических методик
3. Эгоизм.
4. Равнодушие к чужим проблемам.
5. Холодный индивидуализм.
6. Высокая степень выраженности индивидуальности в поведении.
7. Тенденция к подавлению эгоцентрических мотивов в поведении.
8. Отказ от реализации эгоцентрических установок в сложной ситуации.
9. Склонность к альтруистическим проявлениям.
Ю.Альтруизм.
Предложение: Эгоцентрическая направленность личности проявляется в (1), или в (2), или в (3) и т. д. (цифрами обозначены соответствующие номера характеристик).
Глагол-связка: «проявляется в»
После проделанной над каждым контекстом изложенной выше процедуры оказалось, что глаголы-связки в основном такие: «проявляется в», «характеризуются», «определяют» и др. Отсюда вытекаеттип взаимосвязи между именами контекстов и соответствующими характеристиками личности: отношение принадлежности.
На языке описания концептуальных моделей предметной области в виде графических изображений, представленном в п. 2.4, такая структура будет изображаться в виде кластера (рис. 3.22).
Кроме того, анализ структуры каждого контекста позволил выделить контексты двух типов: «четкая шкала» и «размытая шкала».
Четкая шкала представляет собой тип контекста, характеристики личности которого составляют шкалу. В этом случае тип взаимосвя-
Контекст