Тест интерперсональных отношений (ТиЛи)

Авторы базы знаний и компьютерной методики - к. п. н. С. В. Тка-ченко,к.т.н.К.Р.Червинская.

Предназначен для определения на основе концепции Т. Лири ха­рактера межличностных отношений (выделяет восемь типов межлич­ностного поведения и их сочетания) и личностных особенностей, су­щественных для интерперсонального взаимодействия, выявляет зоны актуальных личностных конфликтов, уровень и направленность меж­личностных притязаний, а также причины нарушения общения в ма­лых группах; позволяет определить степень удовлетворенности собой вмежличностныхконтактахиизменениесоциально-психологических свойств личности под влиянием различных факторов.

Используется во всех психодиагностических ситуациях, когда ис­следуются индивидуальные и социально-психологические свойства личности, наиболее часто - в психологическом и семейном консуль­тировании, в профотборе, в социально-психологических исследовани­ях коллективов и групп, групповой и индивидуальной психотерапии различных контингентов больных.

П р и м е р 1. Протокол работы компьютерной психодиагностической ме­тодики ТиЛи получен в результате тестирования испытуемой С, 34 лет, объект описания «Я реальное». Испытуемая обратилась за психологической консуль­тацией в связи жалобами на постоянное ощущение внутреннего напряжения, неудовлетворенности собой, взаимоотношениями в семье и производствен­ном коллективе.

Самоописание испытуемого отличается умеренными значениями и нали­чием отчетливых акцентов на чертах II и VII октант.

Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как недо­верчивого и отзывчивого человека.

Ведущими чертами характера считает, с одной стороны, такие свойства, как скептичность, щепетильность, склонность к обидчивости, а с другой сто­роны - доброта, мягкосердечие, способность сопереживать и сочувствовать окружающим, готовность помогать и заботиться о других.

Такая противоречивая самооценка свойственна лицам с проблемой подав­ляемой враждебности (стремление к эмоционально-теплым отношениям в сочетании с недоверчивостью).




Компьютерная психодиагностика

П р и м е р 2. Протокол работы компьютерной психодиагностической ме­тодики ТиЛи получен в результате тестирования испытуемого П., 28 лет, объект описания «Я реальное». Испытуемый находился на стационарном лечении в клинике восстановительной терапии психически больных Института им. В. М. Бехтерева. Направлен на психологическое исследование для уточнения особенностей актуального психического состояния и индивидуальных осо­бенностей личности в связи с задачами клинической диагностики и опреде­ления задач и методов психотерапии и социальной реабилитации.

Самоописание испытуемого отличается высокими значениями и наличи­ем отчетливых акцентов на чертах VI, IV и V октант.

Таким образом, испытуемый воспринимает себя одновременно как кон­формного, подозрительного и покорно-застенчивого человека.

Такая противоречивая самооценка свойственна лицам с проблемами до­верия, отличающимся повышенной ранимостью в сочетании с чрезмерной потребностью в любви и опеке.

Результаты исследования, вероятно, свидетельствуют об акцентуации ха­рактера испытуемого.

ПримерЗ. Протокол работы компьютерной психодиагностической ме­тодики ТиЛи получен в результате тестирования испытуемой Л., 44 лет, объект описания «Я реальное». Испытуемая обратилась за психологической консуль­тацией в связи с проблемами социального взаимодействия в производствен­ном коллективе (работает преподавателем физики в общеобразовательной школе) и семейными конфликтами (постоянные ссоры с мужем, «не находит общего языка» с дочерью-подростком, которая стремится освободиться от гиперопеки матери).

Самоописание испытуемого отличается умеренными значениями и нали­чием отчетливых акцентов на чертах II и III октант.

Из этого следует, что испытуемый воспринимает себя как независимого и жесткого человека.

Ведущими чертами своего характера считает такие свойства, как чувство собственного достоинства, уверенность в себе, стремление к соревнованию с окружающими, независимость в поступках и оценках, а также чувство спра­ведливости в сочетании с искренностью, прямолинейностью, непосредствен­ностью в поведении.

Полученные данные могут быть свойственны спонтанным и напористым в общении лицам, отличающимся недостаточной конформностью и, возмож­но, завышенной самооценкой.

МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА 1. Прогрессивные матрицы Рейвена

Авторы компьютерной версии - к. п. н. И. Н. Гильяшева; програм­мист Л. Г. Савицкий.

Предназначена для измерения уровня интеллектуального развития индивида путем определения его способности к установлению логи-

Приложения

ческих отношений в абстрактном невербальном стимульном материа­ле. Определяемся показатель общего уровня интеллекта (коэффици­ент интеллекта), выраженный в стандартных единицах.

Используется в клинической психодиагностике для отграничения умственной нормы от патологии, выявления диагностически значи­мых нарушений познавательной деятельности (например, при органи­ческом поражении головного мозга), а также при исследовании здоро­вых лиц с целью выявления уровня интеллектуального развития и способности к планомерной систематической умственной деятельно­сти в связи с разнообразными задачами индивидуальной и профессио­нальной диагностики.

Наши рекомендации