Раздел IV. Управление персоналом

Оглавление

Предисловие ко второму изданию.............................................7

Раздел I. Эволюция менеджмента

Глава 1. Основные понятия(Г. С. Никифоров) ............................10

1.1. Менеджмент. Менеджер..............................................10

1.2. Психология менеджмента............................................ . 12

Литература............................................................14

Глава 2. Теория и практика психологии менеджмента: исторический аспект

(Г. С. Никифоров, Л. Г. Почебут)...........................................15

2.1. Теории европейского менеджмента.....................................15

2.2. Теории американского менеджмента....................................20

2.3. Практика американского менеджмента..................................28

2.4. Практика японского менеджмента......................................33

Литература ............................................................41

Глава 3. Управленческая мысль в России...............................42

3.1. Особенности развития российского общества (П. И. Смирнов)..............42

3.2. Предпринимательство в России (Г. С. Никифоров, П. И. Смирнов, И, О. Фа-тиева) .............................................................52

Литература ............................................................66

Раздел II. Организация

Глава 4. Управленческие философии и стратегам(С. И. Макшанов)............68

4.1. Понятие философии и стратегии организаций ...........................68

4.2. Организационные стратегии...........................................70

Литература ............................................................72

Глава 5. Внутриорганизационное обеспечение менеджмента (Я.К. Власов).......73

5.1. Концепция организации..............................................73

5.2. Концепция управления ресурсами .....................................77

5.3. Типология организационных концепций .................................80

Литература ............................................................84

Глава 6. Психология коммуникации в организации(В. М. Снетков) ............85

6.1. Коммуникация как структура .........................................86

6.2. Коммуникация как процесс ...........................................94

Литература ...........................................................106

Глава 7. Управление инновациями в организации(Я. Ю. Хрящева)............108

7.1. Понятие инновационной деятельности.................................108

7.2. Источники инновационных возможностей..............................111

7.3. Подразделения, обеспечивающие инновационную деятельность............113

7.4. Методы и средства инновационной деятельности........................ИЗ

Литература ...........'................................................114

Глава 8. Переговоры в управлении организацией(А. В. Липницкий) ...........115

8.1. Сущность и классификация переговоров...............................115

8.2. Модели переговоров ................................................123

8.3. Переговорные стили ................................................128

8.4. Трудности в переговорах: тупики, конфликты, манипуляции ..............132

Литература ...........................................................134

Глава 9. Управленческое консультирование (консалтинг)(Е. В. Кудрова).......135

9.1. Понятие управленческого консультирования как сферы человеческой деятельности ....................................................... 135

9.2. Требования, предъявляемые профессией к управленческому консультанту . . 137

9.3. Психологические механизмы взаимодействия консультанта и клиента...... 139

9.4. Понятие «система клиента»...........................................140

9.5. Основные этапы процесса консультирования ...........................141

9.6. Методы работы консультантов .......................................146

Литература ...........................................................147

Глава 10. Менеджмент в некоммерческих организациях(Я. В. Ходырева).......148

10.1. Некоммерческий сектор: определение.................................148

10.2. Функции и цели третьего сектора....................................148

10.3. Виды НКО и концепции третьего сектора.............................149

10.4. Эволюция взаимодействия государственного, коммерческого и некоммерческого секторов в России и за рубежом................................151

10.5. Специфика менеджмента в НКО.....................................154

10.6. Человеческие ресурсы в некоммерческих организациях...................156

10.7. Менеджер в некоммерческой организации.............................159

10.8. Финансовые и правовые ресурсы в некоммерческой организации .........161

Литература ...........................................................162

Раздел 111. Менеджер

Глава 11. Психологический отбор менеджеров(С. А. Маничев)...............164

11.1. Профессиональные функции менеджеров .............................164

11.2. Принятие решений................................................179

11.3. Профессионально важные качества менеджера.........................192

11.4. Каталог требований должностных позиций............................200

11.5. Методы диагностики профессионально важных качеств менеджеров.......206

Литература ...........................................................233

Глава 12. Профессиональная подготовка менеджеров(С. И. Макшанов)........234

12.1. Требования к личности менеджера...................................234

12.2. Профессиональная подготовка менеджеров............................239

Литература ...........................................................245

Глава 13. Тренинг в менеджменте(С. И. Макшанов).......................246

13.1. Тренинг в профессиональной подготовке менеджеров...................246

13.2. Методические аспекты тренинга менеджеров ..........................252

13.3. Психодиагностические возможности тренинга .........................262

Литература ...........................................................268

Глава 14. Профессиональные деформации персонала(С. П.Безносое)...........269

Литература ...........................................................281

Глава 15. Психическое выгорание у менеджеров и его преодоление (Я.Е. Водопьянова) ......................s..............................282

15.1. Синдром психического выгорания и его симптомы (совместно с Е. С. Стар-ченковой) .......................................................... 282

15.2. Модели изучения психического выгорания (совместно с Е. С. Старчен-ковой) ............................................................ 291

15.3. Производственный стресс и синдром выгорания........................294

15.4. Личностные и профессиональные факторы психического выгорания ......298

15.5. Синдром психического выгорания у менеджеров .......................305

15.6. Профилактика выгорания и психологическая помощь «выгоревшим»......308

Литература ...........................................................312

Глава 16. Профессиональное здоровье менеджера(Г. С. Никифоров, Р. А. Березовская) .......................................................314

16.1. Профессиональное здоровье менеджера как психологическая проблема .... 314

16.2. Психологическое обеспечение профессионального здоровья менеджера .... 323

16.3. Профессиональное долголетие менеджера.............................330

Литература ...........................................................332

Глава 17. Тендерные аспекты менеджмента(Я. В. Ходырева) ................333

17.1. Положение женщин на рынке труда и в бизнес-слое ....................333

17.2. Тендерные различия в менеджменте..................................335

17.3. Факторы, препятствующие вхождению женщин в бизнес-слой............337

17.4. Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки........................................348

Литература............................................................351

Раздел IV. Управление персоналом

Глава 18. Стратегия отбора персонала(А. Ф. Денисов).....................354

Литература...........................................................373

Глава 19. Кадровый мониторинг(Я. Ю. Хрящева) ........................374

19.1. Наем и адаптация персонала в организации ...........................374

19.2. Аттестация .......................................................377

19.3. Планирование карьеры.............................................379

Литература...........................................................381

Глава 20. Обучение персонала(Я. Ю. Хрящева).......................... 382

20.1. Основные подходы к обучению персонала.............................382

20.2. Виды (формы) обучения персонала ..................................384

Литература ...........................................................387

Глава 21. Психологические основы организации труда(С. В. Кошелева) ........388

21.1. Личностный поход к управлению человеком и его деятельностью ..;......388

21.2. Половозрастные особенности человека и их учет в организации производственной деятельности и управлении персоналом................391

21.3. Оптимизация режима и условий труда................................394

21.4. Психологическая совместимость и оптимизация взаимодействия персонала 401 Литература ...........................................................406

Глава 22. Психологические аспекты индивидуальной карьеры(В. А. Чикер) .....407

22.1. Психологическое содержание понятия «карьера» .......................407

22.2. Основные стадии и этапы индивидуальной карьеры ....................420

22.3. Методика оценки карьерных ориентации Э. Шейна.....................424

Литература .................................. 427

Наши рекомендации