Q Ну что же, остается обсудить оптические формы аграфий

Да. Главное при оптических аграфиях то, что графема на­рушается как зрительный, зрительно-пространственный образ. Так, поражение нижнетеменных отделов приводит к оптико-пространственной аграфии, то есть у больного сохраняется гра­фический образ буквы, но нарушается пространственное рас­положение ее элементов. Например, такой больной путает «в» и «б», «е» и «э», «п» и «и». Эти ошибки носят название литераль­ных пространственных параграфий. Поэтому при диагностике такого больного нейропсихолог должен попросить написать под диктовку похожие друг на друга в пространственном отноше­нии буквы, слова с похожими буквами.

Другая форма оптической аграфии заключается в «...утере обобщенного оптического образа буквы, обозначающего конк­ретный звук. Графема <...> перестает выполнять функцию обо­значения определенного звука» (Цветкова, 1988, с. 180—181). Та­кие больные могут ориентироваться в буквах только одного ал­фавита; затрудняются в выделении существенных компонентов (микрознаков) буквы, так как образ буквы размывается. Этот вид аграфии может наблюдаться в синдроме предметной агнозии.

q Мы обсуждали нарушения чтения, возникающие при поражени­ях правого полушария мозга, а могут ли при такой латерализа-ции патологического процесса возникать и нарушения письма?

Конечно. Во-первых, в письме могут обнаружиться прояв­ления левостороннего пространственного игнорирования, то есть оно будет располагаться только в правой части листа или с заметным сдвигом вправо. Во-вторых, при самостоятельном письме или при списывании могут возникать «зеркальные» на­писания букв и ошибки вследствие перепутывания близких по зрительным признакам графем. В-третьих, у правополушарных больных появляются ошибки в «простых» вариантах письма, например, в написании ударных гласных.

q Следовательно, при поражениях правого полушария особым об­разом нарушаются и чтение, и письмо. А встречаются ли при правополушарных поражениях другие речевые нарушения?

Да. Об этом писал еще в 1962 году М. Кричли (Critchley, 1962). По его мнению, при поражении правого полушария часто воз­никает дизартрия, при грубых формах которой может иметь место обеднение речи. Может нарушаться творческая литера­турная работа (М. Кричли наблюдал это у профессиональных писателей). Обнаруживаются затруднения при поиске слов в памяти, которые компенсируются странными, паралогически­ми объяснениями и подробными комментариями. Удлиняются латентные периоды узнавания слов, как при зрительном, так и при слуховом предъявлении. Наблюдаются трудности усвоения нового лингвистического материала (там же). Но наиболее яв­ное нарушение речи при поражениях правого полушария каса­ется ее просодического аспекта. Просодия — это мелодический узор, образуемый вариацией громкости, ритма и ударения в произнесении, придающий определенное семантическое и эмо­циональное значение речи (помимо словаря и грамматики). При поражении правого полушария может резко нарушаться воспри­ятие речевых интонаций, особенно эмоциональных, и различе­ние индивидуальных характеристик голоса, например, разли­чение мужских и женских голосов (Monrad-Krohn, 1963; Котик, 1992).

q И последний вопрос. Как влияет на письмо дисфункция подкорко­вых образований мозга?

В этом случае вам с высокой степенью вероятности встре­тятся проявления дезавтоматизации, тремора, изменения раз­мерности письма в виде микро - или макрографий. Если пора­жены подкорковые структуры в передних отделах мозга, то сле­дует ожидать появления элементарных персевераций (то есть лишних элементов у букв). Характер изменений письма зави­сит и от латерализации патологического процесса. Если нару­шена работа субкортикальных образований правого полушария, мы столкнемся с проявлениями левостороннего невнимания. При дисфункциях на субкортикальном уровне левого полуша­рия в письме могут возникать отдельные фонетические замены (Корсакова, Московичюте, 1985).

Рекомендуемая литература

Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М.: Теревинф, 2002.

Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Зайцев О.С., Гогитидзе Н.В., Ура-ков СВ. Односторонняя пространственная агнозия. — М.: Книга, 1996.

Климковский М. Нарушения слухо-речевой памяти при поражениях ле­вой височной доли: Автореф. дис.... канд. психол. наук. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.

Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. — Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. С. 315-365.

Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 287-288.

Лурия А.Р. Основы нейролингвистики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975.

Лурия А.Р., Соколов Е.Н., Климковский М. О некоторых нейродинами-ческих механизмах памяти // Журнал высшей нервной деятель­ности им. И.П. Павлова. 1967. Вып. 2. С. 195-201.

ЛурияА.Р., ЦветковаЛ.С Нейропсихологический анализ предикатив­ной структуры высказывания // Теория речевой деятельности (Про­блемы психолингвистики) / Под ред. А.А. Леонтьева. — М.: Наука, 1968. С. 219-233.

Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные матери­алы. Составители Е.Ю. Балашова и М.С. Ковязина, — М.: Генезис, 2010. С. 49-56.

Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. — М.: Изд-во Моск. ун­та, 1978.

Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.

Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. — М.: Просве­щение, 1988.

Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. — М.: Просвещение, 1995.

Цветкова Л.С, Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.

Цветкова Л.С, Кёчки М. Понимание речи и его нарушение при афа­зии // Проблемы афазии и восстановительного обучения / Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 45—69.

Critchley М. Speech and speech-loss in relation to the duality of the brain // Interhemispheric relations and cerebral dominance / V. Mountcastle (Ed.). — Baltimore (MD): Johns Hopkins University Press, 1962. P. 208-213.

Monrad-Krohn G.N. The third element of speech: Prosody and its disorders // Problems in Dynamic neurology / L. Halpern (Ed.). — Jerusalem: Hebrew University Press, 1963. P. 101-117.

Глава 12 МЫШЛЕНИЕ

Исследование этой психической деятельности с по­зиций нейропсихологического подхода сопряжено со значительными затруднениями (Лурия, 1973; Хомская, 1987). Мы думаем, это связано с тем, что мышление — очень сложный по строению, многокомпонентный про­цесс. Кроме того, существует много видов мышления, имеющих и общие характеристики, и существенные отличия. В разных классификациях выделяют матема­тическое, наглядно-образное, вербально-логическое, конструктивное, творческое, репродуктивное мышле­ние и т.п. Поэтому исследование этого психического процесса возможно только при условии четкого пони­мания того, какую его разновидность мы хотим изучать, и использования, глубоко продуманного методическо­го комплекса. Надо также учесть, что функция мышле­ния как бы интегрирует в себе работу других психичес­ких процессов — восприятия, внимания, памяти, вооб­ражения. Таким образом, корректная интерпретация особенностей мыслительной деятельности требует уче­та состояния этих разнообразных предпосылок. Систем­ный характер нейропсихологической диагностики пре­доставляет нам такую возможность.

Наши рекомендации