Профессиографические методы

Анализ документации.Ознакомление с монографиями по тех­нологии данного производства, статьями в периодических изда­ниях, с руководствами, инструкциями, наставлениями дает воз­можность выявить наиболее общие особенности деятельности: основные профессиональные задачи, важнейшие операции, характеристики режимов труда. Из этих же документов можно получить первоначальные сведения о конструкции рабочего места. Знакомство с этими особенностями деятельности, а также с профессиональной терминологией является необходимым условием разработки плана наблюдения и схемы беседы со спе­циалистами. Изучение текущей документации (журналов де­журств, медицинской документации, всевозможных актов и т. д.) наряду с другими источниками дает материал для ста­тистического анализа сложных ситуаций, производственного брака, аварий, случаев травматизма, отсева работающих.

Анализ анкет, служебных характеристик, отчетов - один из приемов личностного подхода при изучении деятельности. Он используется, например, для определения лучших и отстаю­щих работников при сравнительном анализе специалистов.

Метод опроса. В зависимости от цели исследования, от круга лиц, подлежащих опросу, от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы или с помощью анкетных бланков. Преимущество беседы перед анкетным vетодом в том, что при беседе можно выяснить все непонятные технические вопросы, беседа позволяет изменить формулировку вопроса, если он воспринят недостаточно пра­вильно. При этом обращаются не только к высококвалифициро­ванным специалистам, но и к менее квалифицированным, чтобы изучить трудности, с которыми встречаются люди, приступаю­щие к работе или испытывающие в ней неудачи. Трудности опро­са заключаются в том, что даже люди, успешно работающие на производстве много лет, не всегда могут дать себе отчет в ха­рактере своих действий. Иные существенные для работы под­робности кажутся специалисту настолько самоочевидными, что он о них даже не упоминает. Поэтому следует проделать боль­шую подготовительную работу, чтобы в процессе беседы выявить секреты мастерства.

Анкетирование – получение письменных ответов на постав­ленные вопросы – может быть двух типов. Можно проводить анкетирование по типу «свободного ответа» (ответ пишется в произвольной форме); по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты первого типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но тре­буют большего времени для заполнения и не гарантируют точ­ного ответа. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что целью анализа не является повышение норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон про­фессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблю­дению и экспериментальной проверке.

Метод наблюдения.Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описа­ние действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными задачами и результатами труда. Наблю­дению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ про­фессиональной деятельности проводится в тесной связи с изуче­нием ее производственно-технической структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические требования, вы­двигаемые профессией, но и установить, какие моменты профессиональной деятельности обусловливают те или иные требования к работающему человеку.

Важным принципом наблюдения является сравнительный подход при изучении профессии. В зависимости от целей профессиограммы сравнительному наблюдению и анализу подвер­гаются рабочие с высокой и низкой производительностью труда, с большим производственным опытом и новички, дающие высо­кокачественную продукцию и допускающие брак. Сравниваются динамика дневной и месячной выработки, качество продукции, особенности и последовательность приемов у разных работников при выполнении одних и тех же операций. Это дает возмож­ность лучше уяснить особенности и причины успеха и затрудне­ний при овладении профессией, а также более четко выявить психологическую структуру профессиональной деятельности в целом.

Наблюдение обычно сопровождается хронометражем, т. е. измерением времени трудовых операций. Проведение хрономет­ража позволяет определить длительность отдельных трудовых операций, частоту их повторяемости за определенные временные интервалы, интенсивность рабочего процесса, продолжитель­ность пауз между отдельными операциями. Хронометраж и фо­тографию рабочего дня (наблюдение и запись в порядке фак­тической последовательности всех затрат времени на работу, регистрацию перерывов и потерь времени в течение всей рабо­чей смены) удобно вести с помощью специально подготовленных бланков со шкалой времени слева по вертикали. Основные эле­менты деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюде­ния в соответствующую временную графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного листа все данные переносятся в сводку одноименных элементов.

Данные наблюдения обычно дополняются объективными данными, полученными с помощью регистрационно-измерительных методик (киносъемка, циклография, тензометрия), данными соматографии, позволяющей охарактеризовать рабочие позы в зависимости от размещения средств контроля и управле­ния.

Самонаблюдение и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самеотчета специали­ста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего.

В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т. е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала.

Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблю­дателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Сначала самоотчет охватывает узкий круг объектов, потом этот круг расширяется. Как показывает практика, после определен­ных трудностей, связанных с привыканием к новым условиям, специалисты оказываются в состоянии сообщать о своих раз­мышлениях и действиях без нарушения структуры деятельности. В некоторых случаях словесная объективация деятельности помогает специалистам осознать те моменты, на которые они прежде не обращали внимания, и оказывает положительное влияние на успешность деятельности.

Во втором варианте использования самонаблюдения в про-фессиографии сам психолог становится учеником и системати­чески изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позво­ляет проследить специфические трудности и особенности овла­дения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода. Трудовой метод применим лишь по отношению к тем профессиям, которые являются сравнительно несложными и обучение которым не требует больших затрат времени. При изучении других профессий этот прием может выступать в форме трудовых проб, когда исследователь овла­девает отдельными, наиболее важными или доступными, звенья­ми профессиональной деятельности.

Несмотря на ряд недостатков трудового метода (запись переживаний и фактов трудового процесса проводится по окон­чании рабочего дня, когда исследователь, он же испытуемый, уже утомлен, что отрицательно влияет на качество записи; если же записи ведутся в ходе работы, то это нарушает трудо­вой процесс и делает его 'неравнозначным обычному и т. д.), добытый с его помощью аналитический материал может рас­сматриваться как вполне достоверный в силу того, что психолог не предполагает о существовании тех или иных психических актов у работающего, а точно знает о них, поскольку пережил их «а собственном опыте. Так, С.Г. Геллерштейн, изучавший в конце 20-х годов профессию поездного диспетчера, сумел вскрыть значение мыслительных процессов в его деятельности, требования к скорости их протекания. Высоко оценивая работу С.Г. Геллерштейна, В.Н. Пушнин подчеркивает, что ценные результаты были получены исследователем именно потому, что автор, используя трудовой метод, получил возможность анали­зировать профессию изнутри, на собственном опыте чувствуя значение того или иного компонента в исследуемой трудовой деятельности.

Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с по-мощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профес­сионально-важными. Результаты экспериментального исследова­ния сопоставляются с профессиональной успешностью при по­мощи метода корреляции. Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работни­ки - относительно низкие, то это доказывает значение исследо­ванного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспе­риментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными.

Если предварительной психограммы нет, то с помощью экс­периментального метода нащупывают психологическую сущ­ность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выво­дам. Нельзя вместо тщательного предварительного анализа профессии с самого начала прибегать к экспериментальной оценке случайно выхваченных психических свойств, почему-либо связываемых с данной деятельностью.

Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине электровоза и т. п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться вне со­знания участников эксперимента; в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимен­та. В других случаях (например, при изменении структуры изу­чаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое исследование тре­бует особенно тщательной подготовки.

Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факто­ров, действие которых не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость получения макси­мальной информации в предельно короткий срок во избежание помех производственному процессу.

Личностные методы

Если анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и дру­гих элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессио­нальной успешности, могут иметь множество различных прояв­лений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных опросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника. Такими свойствами могут быть нейтротизм, экстраверсия - интраверсия (несколько упро­щенно понимаемые как степень склонности к общению и разно­образию впечатлений) по опроснику Айзенка. Более сложную картину личности работника получает исследователь, обратившийся к шестнадцатифакторному опроснику Кеттела.

Считая опросник Кеттела «одной из наиболее серьезных попыток описания факторной фенотипической структуры лично­сти», Г.В. Суходольский отмечает вместе с тем, что при работе с малыми выборками получаемые этим методом коэффициен­ты профессиональной успешности статистически недостовер­ны.

Следует обратить внимание на одну особенность личностных опросников, общую для опросников Айзенка, Кеттела, MMPI (Минесотский многофакторный личностный опросник), разра­ботанных зарубежными психологами и психиатрами: «диагноз личности», полученный с помощью этих опросников, довольно неустойчив, заметно изменяется с изменением жизненных обсто­ятельств опрашиваемого. Для медицинского психолога и представителей ряда других специальностей такая особенность личностных опросников выступает как достоинство, для целей професеиографии она выступает как недостаток.

Более стабильную информацию о личности дает метод неза­висимых характеристик К.К. Платонова. В соответствии с разработанной программой опрашиваются товарищи по рабо­те, непосредственное начальство, другие работники, в силу тех или иных обстоятельств хорошо знающие изучаемого специа­листа,- всего 5-7 человек.

Количественные оценки, полученные методом независимых характеристик, поддаются дальнейшей статистической обработ­ке, например корреляционному анализу, направленному на вы­явление структуры свойств, типичной для той или иной группы работников.

Наши рекомендации