Клас-ия потреб-тей в отеч. психологии (П.В.Симонов, А.В.Петровский, С.Б.Каверин. И.А.Фурманов)
Сущ-ют различ. классиф.потреб-ей чел-ка, кот. строятся как по зависимости организма личности от каких-то объектов, так и по нуждам, кот. он испытывает. Симонов разделил потреб-ти на 3 основ. группы:1. Потреб-ти жизнеобеспечения (витальные потребности) направлены на сохранение организма( пищевая, питьевая, оборонит потреб-ти, потреб-ть в сне, двигательной нагрузке, полож. ощущениях) 2. Социальные потреб-ти обеспечивают сосуществование чел-ка с др. людьми и способствуют не только сохранению индивидуума, но и сохранению рода. Различают половые, родительские, потреб-ть в группе и формировании групповых иерархических взаимоотношений. 3. Потреб-ти саморазвития ориентированы на буд. и их значение закл. в подготовке организма к возможным условиям существования. Потреб-ть саморазвития(потреб-ть в свободе, (подражательную) потреб-ть, потреб-ть в игре, потреб-ть в новой инфо. Круг потреб-ей, а также некот. способы их удовлетворения заложены в генетической программе чел-ка. В каждой из этих групп выделяются потреб-ти сохранения и развития, а в группе социальных — еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потреб-ей способствуют исходно самостоятельные потреб-ти в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей. И.А. Фурманов , опираясь на идею взаимодействия индивида и среды как основу эффективной адаптации, предлагает след классиф. потреб-ей: 1)потреб-ть в физич. совершенствовании.Доминирование данной потреб-ти свидетел-ет о направленности на приобретение жизненно необход. Физич. качеств, развитие силы, ловкости, выносливости ;2)потреб-ть в духовном совершенствовании-может указывать на стремление чел-ка к овладению культ. и общечелов-ми ценностями, на ориентацию на эстетические, этические и моральные стандарты;3)потреб-ть в труд. деят-ти.Доминирование этой потреб-ти свидет-ет об активном стремлении участвовать в труд. деят-ти при условии справедливой оплаты ее результатов;
4)потреб-ть в дружбе.Указывает на стремление найти наст. отзывчивых друзей, способных прийти на помощь в трудную минуту;5)потреб-ть в эмоции. близости. Свидетел-ет о желании встретить чел-ка, с кот. можно поделиться сокровенными мыслями;
6)потреб-ть в уважении и поддержке со стороны окружающих- свидетельст-ет о необход. признания и получения уважения и поддержки от ближайш. окружения;6)потреб-ть в развлечениях.Явл. естеств. стремлением чел-ка снять психич. напряжение, расслабиться и получить полож. эмоции. Понятно, что желание весело проводить свободное время, найти развлечение по душе можно удовлетворить различными путями;
7)потреб-ть в комфорте-указывает на стремление к благоприятному жизнеобеспечению, материальному благополучию и душевному спокойствию;
8)потреб-ть в познании. По силе этой потреб-ти можно судить об устремлениях к получению прочных знаний и образования. Основной харак-кой потреб-ти в познании явл. любознательность. Обычно она выражается в интересе к определ. кругу предметов, склонности к глубокому изучению той или иной области знаний, любви к чтению книг и спец. литер-ры;9)потреб-ть в лидерстве.Свидетел-ет о стремлении к первенству и доминированию. Может выражаться в попытках контролировать, оказывать влияние и направлять действия окружающих, а также подавлять и ограничивать активность др.;
10)потреб-ть в противополож. поле. Интерес к вопросам секса у большей части людей естествен и понятен. Однако доминирование данной потреб-ти не следует оценивать од- нозначно и объяснять только биологически обусловленными устремлениями к установлению половых отношений. Стремление пользоваться популярностью, вниманием и благосклонностью у лиц противополож. пола часто имеет и более широкий, соц. смысл; 11)потреб-ть в оказании помощи окруж..Она лежит в основе стремлений к сопереживанию окружающим и проявлению милосердия. Доминирование этой потреб-ти хар-ет чел-ка как всеобщего утешителя, друга страждущих, скорбящих и нуждающихся, а также свидетел-ет о желании заботиться о др., оказывать морал. и материальную поддержку; 12)потреб-ть в достижениях.Свидетел-ет о желании преодолеть, побороть, опередить др., сделать что-то быстрее и лучше их, достичь высокого уровня в каком-либо деле, быть последовательным и целеустремленным. Необх. отметить, что поведение, ориентированное на достижение, может побуждаться мотивами двух видов: достижение успеха и избегание неудачи.В принципе, нет таких людей, кот. не волновали бы собственные успехи и не тревожили неудачи в зависимости от того, какие мотивы у них преобладают и как осуществляется ими выбор тактики действий; 13)потребность в автономии.Хар-ся как стремление к получению самостоятельности и независимости; 14)потребность в престиже. –хар-ся стремлением подростка к получению признания окруж., желанием покорить др, привлечь к себе внимание, удивить своими достижениями и личностными качествами. Отличительной особенностью также является жажда популярности, достижение высокого соц. статуса. Кроме того, это может свидетел-ть и о высоком уровне притязаний. Потребность в престиже следует рассма. вместе с другими побуждениями, напр, с потреб-ми в труд. деят-ти, духовном совершенствовании, познании,