Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше)

Э.Эриксон.

Эриксон концентрировался, главным образом, на роли социальных взаимодействий в формировании личности, поэтому его подход назван теорией психосоциального развития.В основе выделения стадий развития лежит то, что Эриксон называл эпигенетическим принципом.Это биологическая концепция, указывающая, что во всех живых организмах заложен некий «основной план» (groundplan), определяющий или, по меньшей мере, задающий условия для развития на всем протяжении жизни данного организма.

Ключевым понятием теории Эриксона является эго-идентичность— основное чувство понимания того, кто мы, выражаемое в терминах Я-концепции и образа Я. Некая особая часть каждого из нас базируется на культуре, в которой мы растем. Ее началом становятся наши взаимоотношения с теми, кто заботится о нас в младенчестве, а продолжением — взаимодействия с другими людьми вне дома по мере нашего роста и взросления.

Стадии психосоциального развития по Эриксону

Доверие или недоверие (от рождения до 1 года)

Потому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, а к ним относятся с заботой и вниманием, обращаются с ними достаточно последовательно, у малышей складывается общее впечатление о мире как о месте безопасном и достойном доверия. С другой стороны, если их мир неоднозначен, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

Автономия или стыд и сомнение (от 1 до 3 лет)

Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся самостоятельно кушать и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-то самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

Инициатива или чувство вины (от 3 до 6 лет)

Дети переносят исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит как из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются конструктивньгм способам взаимодействия с людьми и вещами, становятся инициативными. Однако если их строго критикуют или наказывают, они часто чувствуют себя виноватыми за свои поступки.

Трудолюбие или чувство неполноценности (от 6 до 12лет)

Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетентности ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. Особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

Идентичностьили смешение ролей (от 12 до 18 лет или старше)

До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, спортсмена или музыканта и т. п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

Близость или изоляция (от 18 или старше до 40)

В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. Близость включает в себя нечто большее, чем просто сексуальная близость. Это способность отдать часть своей «души» другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

Генеративность или стагнация (от 40 до 65 лет)

В период взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, можно уделить больше внимания другим людям, оказать им помощь. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди могут бесконфликтно направить свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению непременно удовлетворить свои психологические потребности, уберечь свой покой и т. п.

Целостность эго или отчаяние (от 65 лет и старше)

На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то результатом является обретение им чувства целостности Эго. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

Стадия Психосексуальные стадии и модусы действий   Психосоциальный кризис   Радиус значимых отношений Основные сильные качества личности Центральная патология, Основные антипатии Родственные принципы социального порядка Связанные ритуализации Ритуализм
1.Младенчество Орально-респираторная, сенсорно-кинесттетическая (инкорпоративные модусы) Базовые вера и надежда против базовых чувств недоверия и безнадежности Мать Надежда Уход Космический порядок Обожествляющая Идолизм
2. Раннее детство Анально-уретральная, мускулярная (модусы удержания) Автономность против стыда и сомнения Родители Воля Навязчивость Закон и порядок Рассудительная Легализм
3.Возраст игры Инфантилдьно-генитальная, локомоторная (модусы вторжения -включения в себя) Инициатива против вины Семья Целеустремленность Заторможенность Идеальные прототипы Драматическая Морализм
4. Школьный возраст Латентность Предприимчивость против чувства неполноценности Соседи, школа Умение Инертность Технологи-ческий порядок Формальная (техническая) Формализм
5.Подростковый возраст Пубертатность Идентичность против смешения идентичности Группы сверстников и группы отверженных. Модели лидерства Верность Отрицание Идеологиче-ское мировоззре-ние Идеологиче-ская Тоталита-ризм
6. Юность Генитальность Интимность против изоляции Друзья, партнеры по сексу, соперничеству, сотрудничеству Любовь Исключитель-ность Образцы взаимодей-ствия и соперниче-ства Группирования Элитаризм
7. Взрослость (Произведение потомства) Генеративность против стагшнации Разделенный труд и общий дом Забота Отверженность Общепри-нятые образование и традиции Связанная с воспитанием нового поколения Автори-таризм
8. Старость (Обобщение чувственных модусов) Целостность против отчаяния «Человече-ство - мой род» Мудрость Презрение Мудрость Философская Догматизм

Ж. Пиаже.

Теория когнитивного развитияоперирует понятиями мышления, рассуждения и решения задач с акцентом на характер динамики этих процессов, начинающихся в младенчестве.

С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру.

Ключевой чертой теории Пиаже являлось представление об активном участии психики, мышления человека в процессе научения. Если информация или некий опыт, с которым сталкивается человек, вписывается в существующие у него ментальные рамки, они ассимилируются.Если они не вписываются в эти рамки, мозг может либо просто отвергнуть их, либо совершить аккомодацию.Ассимиляция — это интерпретация нового опыта на основе существующих ментальных структур, называемых схемой или схемами,без значительного их изменения. Аккомодация, напротив, представляет собой изменение имеющихся схем для интеграции старого и нового опыта. Большинство ситуаций научения предполагают взаимодействие двух процессов: мы интерпретируем то, что переживаем, исходят из того, что уже знаем, и, поскольку новый опыт редко в точности соответствует старому, мы, кроме того, отмечаем и прорабатываем различия.

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Наши рекомендации