Фонды оценочных средств
Фонды оценочных средств, позволяющие оценить результаты обучения по данной дисциплине, включают в себя:
§ комплект тестовых заданий (тесты готовятся студентами по каждой теме практического занятия в подгруппах по 4 - 6 человек, затем реализуются на текущем практическом занятии на остальных подгруппах. По следующей теме готовит следующая подгруппа и т.д.) в итоге будут размещены на рабочем столе компьютера преподавателя (преподаватель формирует по вариантам использует для отработки пропущенных занятий);
§ наличие презентационных проектов у каждого студента по каждой теме практического занятия (папка в электронном варианте с отдельным файлом по каждой теме на флеш – карте студента, либо на бумажном носителе).
§ основные понятия, по которым проводятся диктанты, выдаются преподавателем на лекции в форме презентаций, а также выделены черным цветом в лекциях (папка с лекциями предоставляется каждому студенту в электроном варианте);
§ собственный психологический портрет и его качественная интерпретация (методики на определение особенностей явлений психики предоставляются преподавателем на практических занятиях в соответствии с темой на электронном, либо на бумажном носителе);
§ вопросы к зачету (папка с лекциями, требованиями вопросами к зачету предоставляется каждому студенту в электронном варианте в начале курса).
Вопросы к зачету
1. Объект, предмет, задачи, методы и структура современной психологии.
2. Методология психологии. Место психологии в системе наук.
3.Методы психологического исследования, их классификация.
4. Понятие о психике человека, развития психики, функции психики. Объективная реальность, субъективная реальность.
Психика и особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности.
Понятие деятельности, основные характеристики, виды структура, процессы.
Понятие активности, основные характеристики, виды
Понятие о сознании, структура, свойства, функции, состояния, виды.
9. Понятие «бессознательного». Неосознаваемые явления в психике, классификация, виды. Соотношение сознания и бессознательного.
10. Психологическая защита, Понятие, причины возникновения, виды.
11. Самосознание. Я – концепция: понятие, структурные компоненты и особенности их соотношения, становление Я – концепции.
12.Онтогенез как процесс развития индивидуального организма. Свойства индивида, определение индивидуальности, субъекта, личности.
13. Филогенез личности. Человек как биологический объект.
14. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития, свойства развития, критерии построения возрастной периодизации.
15.Особенности, характеристики, проблемы личностных кризисов.
16. Возрастные особенности и их проявление в поведении и деятельности младшего школьника, подросткового возраста, юношеского возраста, на этапе взрослости, в период геронтогенеза.
17. Направленность личности. Потребность как источник активности личности. Виды потребностей. Иерархия потребностей по А. Маслоу.
18. Мотивационная сфера. Мотив и мотивация, ценностные ориентации, потребности. Мотивы отклоняющегося поведения.
19.Атрибуция ответственности. Поступок и принятие решений.
20. Познавательные психические процессы. Общая характеристика.
21. Отражение, сохранение, переработка информации. Ощущение и восприятие, их характеристики.
22. Внимание как регулятор познавательных процессов. Функции внимания, основные виды и свойства.
23. Понятие о мышлении. Этапы, виды, операции мышления. Роль речи в мышлении. Виды, функции, характеристики речи.
24. Понятие о воображении. Виды и функции воображения. Понятие о представлении, их свойства.
25. Понятие памяти. Виды, типы, процессы, закономерности, индивидуальные особенности памяти.
26. Проблемы определения и основные подходы к дихотомии «норма» и «патология. Психическое здоровье.
27. Понятие о характере. Акцентуации характера, классификации, критерии и виды.
28. Общее представление об эмоциях. Классификация, функции, основные эмоциональные состояния в регуляции поведения человека.
29. Чувства, их виды, закономерности формирования. Культурные нормы проявления эмоций и чувств.
30. Психические состояния, основные характеристики, параметры описания и оценки, функции, структура. Классификации и систематизации психических состояний.
31. Стресс (понятие, причины, условия, виды, черты, фазы). Пограничные психические состояния и расстройства. Стрессоустрйчивость.
32. Общие подходы к определению понятия интеллекта. Модели и структура интеллекта. Проблема и критерии развития интеллекта.
33. Понятие о темпераменте, физиологические основы, типы темперамента.
34.Понятие о способностях, подходы, виды. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки развития способностей.
35. Понятие креативности. Креативные качества личности.
36. Одаренность, талант, гениальность. Методы и методики диагностики креативности.
Контрольные работы
Контрольная работа 1: анализ и обсуждение психологического портрета, подготовленного по итогам семинарских и практических занятий № 3-10.
Критерии оценивания
1. Контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме тестирования. Составление тестов и тестирование проводится по завершению изучения студентами каждой темы лекционного занятия дисциплины. Тесты готовятся студентами по каждой теме практического занятия в подгруппах по 4 - 6 человек, затем реализуются на текущем практическом занятии на остальных подгруппах студентов. По следующей теме готовит следующая подгруппа и т.д. В итоге каждая подгруппа готовит в виде тестов по одному практическому занятию. Занятие рассчитано на временной промежуток от 20 до 30 минут (в зависимости от количества тестовых заданий). Тесты выполняются индивидуально без использования вспомогательных учебных материалов, в письменном виде. При выполнении тестов достаточно указать вариант правильного ответа (один) без дополнительных комментариев.
Критерии оценки:
60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»,
80% правильных ответов – оценка «хорошо»,
100% правильных ответов – оценка «отлично».
2. Наличие презентационных проектов у каждого студента по каждой теме практического занятия (папка в электронном варианте с отдельным файлом по каждой теме на флеш – карте студента, либо на бумажном носителе). Студенты на каждом практическом занятии, используя ноутбуки, предоставляют преподавателю проекты. Проверка занимает 10-15 минут и в ходе ее преподаватель отмечает в журнале наличие проекта.
Критерии оценки:
освещено 60% вопросов – оценка «удовлетворительно»,
освещено 80% вопросов – оценка «хорошо»,
освещено 100% вопросов – оценка «отлично».
3. Основные понятия, по которым проводятся диктанты, выдаются преподавателем на лекции в форме презентаций, а также выделены черным цветом в лекциях (папка с лекциями предоставляется каждому студенту в электронном варианте). Диктант выполняется в письменном виде.
Критерии оценки:
60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»,
80% правильных ответов – оценка «хорошо»,
100% правильных ответов – оценка «отлично».
4. Собственный психологический портрет и его качественная интерпретация готовится студентом поэтапно в соответствии с темами практических занятий в письменном виде. Методики на определение особенностей явлений психики предоставляются преподавателем на практических занятиях в соответствии с темой на электронном носителе. Методики через учебную сеть выводятся на экраны ноутбуков, но выполняются в тетрадях. На основании данных по результатам каждой методики студентом предоставляется собственный психологический портрет.
Критерии оценки:
выполнено 60% методик – оценка «удовлетворительно»,
выполнено 80% методик – оценка «хорошо»,
выполнено 100% методик – оценка «отлично».
5. Итоговая аттестация зачет. Билет включает два вопроса.
Критерии оценки:
освещено 60% материала – «не зачтено»,
освещено от 60% до 100% материала – «зачтено».
Пропуск семинарских и практических занятий предполагает отработку по пропущенным темам. Неотработанный (до начала экзаменационной сессии) пропуск более 50% семинарских занятий по курсу является основанием для недопуска к итоговой аттестации.