Как ваш ребенок ведет себя с окружающими детьми?

Вы разрешаете малышу делать все, что он захочет, только потому, что он не слышит? У вас вырастет маленький тиран, который ожидает, что все должны иметь к нему снисхождение, а он может иметь все, что хочет, — и самое лучшее. Естественно, такой ребенок не понравится другим детям.

В любом случае малыш не сразу начинает общаться и играть с другими детьми. До двух лет он играет один, но с удовольствием наблюдает за другими детьми, берет их игрушки. В это время он должен знать, что, когда ему дают игрушку и он ее отдает, надо кивком головы сказать «спасибо».

В два года малыш играет около других детей, но не вместе с ними.

И только к трем годам он начинает играть с другими детьми и нуждаться в них. Находясь вместе с ними, он может делать то, что и они: бегать, прыгать, рисовать, играть в куклы. Далее он начинает выполнять свою роль в общей игре.

Старайтесь, чтобы в ваш дом приходило как можно больше детей. Это очень полезно для вашего малыша! Дети любят красоту. Пусть ваш малыш будет всегда аккуратно и красиво одет.

Основное, что усваивает малыш до трех лет по отношению к другим людям, — это следующее: нельзя причинять людям (и животным) боль, нельзя без разрешения брать то, что им принадлежит, нельзя без причины отрывать людей от дела.

Вы, однако, хотите, чтобы ваш малыш вел себя правильно, как полагается во всех тех ситуациях, в которые вы попадаете каждый день, идя в магазин, в гости, завтракая, смотря ТВ. Как может ребенок понять, что хорошо, а что плохо? Что принято делать на людях, а что не принято? Объяснять ему это бесполезно.

Несколько приемов предлагает Фредди Блум, известная журналистка, успешно воспитавшая своего глухого ребенка (ее дочь хорошо говорит, много путешествует, работает программистом). Фредди сама с помощью мимики и жестов изображала ситуации, в которых малышка вела себя неправильно. Затем она же ругала себя, изображала раскаяние и показывала правильное поведение. Это хорошо помогало в воспитании поведения за столом. Если у малыша есть слуховой аппарат (а это необходимо!), в этих ситуациях нужно использовать речь.

То же самое достигалось и с помощью кукольного театра. Были куплены куклы: котята, щенки, обезьяны, клоуны, милиционеры. Родители часами говорили с куклами, которые вели себя то хорошо, то плохо. Им доставалось за плохое поведение в разных ситуациях, и дочка очень любила с ними заниматься, повторяла задания, полученные от сурдолога.

Иногда претензии нужно предъявлять не ребенку, а родителю, который требует от своего малыша вести себя так в обществе, как не могут дети и более старшего возраста.

Вас беспокоят еще две особенности малыша: он как-то по-особому ходит и сосет палец.

Если вы знаете, что ваш малыш не страдает ничем, кроме потери слуха, он не должен отставать от слышащих детей в развитии ходьбы. Он шаркает ногами? Возможно, это потому, что не слышит звуков шарканья. Дружелюбно можно показать ему, как надо поднимать ноги при ходьбе. Можно поиграть с ним в солдаты, маршируя вместе, высоко поднимая ноги. Постепенно малыш научится ходить, не шаркая. Поможет отучиться от шарканья ногами и слуховой аппарат.

Совсем маленькие дети любят сосать все, что им попадается под руку. Таким путем они обследуют предметы. В более старшем возрасте они сосут палец, чтобы снять возбуждение и напряжение, когда взволнованы.

Может быть, они мало сосали грудь в младенчестве? Ничего страшного в сосании пальца нет, хотя это и не очень красиво.

Гораздо опаснее наказывать малыша за это, грубо выдергивать палец изо рта, ругать, надевать варежку. Тогда он будет еще больше нервничать из-за потери вашей любви и у него будет больше причин сосать палец. Лучше подумайте, в чем дело?

Знакомясь с отечественной литературой по воспитанию ребенка с недостатками слуха, посещая коррекционные занятия специалиста-сурдолога, который посодействует вам в подборе слухового аппарата, вы сможете стать квалифицированным воспитателем вашего малыша. Вашу помощь в овладении малышом речью и развитии его психики необходимо начать сразу же, как только вы узнаете, что ваш ребенок плохо слышит. От всей души желаю вам здоровья, терпения, успехов и радости от вашего малыша, которому так нужна ваша любовь.

Е.И. Исенина

Литература

1. Воспитание и обучение глухих дошкольников в детском саду: Экспериментальная программа / Под ред. Э.И. Леонгард. М., 1987.

2. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. Саратов, 1986.

3. Исенина Е.И. Особенности присвоения форм и значений культуры в раннем детстве и качества матери // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995.

4. Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье. М., 1969.

5. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. М., 1990.

6. Леонтъев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

8. Попцова Е.В. Качества матери и психическое развитие ребенка раннего возраста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1995.

9. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье (Экспериментальные материалы): Методические рекомендации для родителей. Под ред. Э.И. Леонгард. Рига, 1988.

10. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.

11. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

12. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1992.

13. Элъконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.

14. Baldwin D. Understanding your baby. Windsor, 1983.

15. Bloom F. Our deaf children. L., 1974.

16. Bums A.D., Davey P.R. About the deaf child. N.Y., 1973.

17. Clark M. Language through living (for learning impaired children). L., 1989.

18. Ewing I.R., Ewing A. W.G. Opportunity and the deaf child. L., 1958.

19. Fiedler M.F. Deaf children in a hearing world: Their education and adjustment. N.Y., 1952.

20. Gordon J.E. Effects of hearing loss on the family constellation // Hearing loss in children: A comprehensive text. Baltimore, 1977. P. 655-663.

21. Kagan G. The second year. The emerge of self-awareness. Cambridge, 1981.

22. Luterman D.M. Counseling parents of the deaf child // Ibid. P. 667-673.

23. Meadow K.P., Urnold E. Deafness and child development. L., 1980.

24. Menejuk P. Effects of hearing loss on language acquisition in the babbling stage // Hearing loss in children. P. 621— 639.

25. Minnett P. Child care and development. L, 1985.

26. Myklebust H.K. Your deaf child: A guide for parents. Springfield, 1960.

27. Parents in action: A handbook of experiences with their hearing-impaired children. Shigton, 1978.

28. Schlesinger H.S., Meadow K.P. Sound and sign: Childhood deafness and mental health. Berkeley, 1972.

29. Willesmen E. Understanding Infancy. San Francisco, 1979.

30. Wood H.A. The development of children from birth to six years of age: A collection of 18 developmental tests. Nottingham, 1967.

Наши рекомендации