Темы эссе по дисциплине

1.Отрасли психологии и задачи психологической практики.

2. Психофизика ощущений. Ощущение и образы.

3.Восприятие: основные свойства и характеристики.

4.Теория восприятия: теория извлечения информации Дж. Гибсона.

5.Гештальт-теория восприятия (К. Коффка, Ч. Осгуд и др.).

6.Экологический подход к восприятию.

7.Процесс восприятия пространства. Феноменальные характеристики фигуры и фона.

8.Виды и процессы памяти.

9.Память как высшая психическая функция. Принципы организации памяти.

10.Аномалии памяти. Развитие и тренировка памяти.

11.Воображение и творческое мышление.

12.Основные подходы к изучению мышления.

13.Свойства и виды мышления как познавательного процесса.

14.Мышление и интеллект. Структура и развитие интеллекта.

15.Мышление человека и искусственный интеллект.

16.Понятие речи и языка. Развитие речи в онтогенезе.

17.Вербальное и невербальное общение.

18.Общее представление о внимании. Теории внимания.

19.Развитие внимания.

20.Понятие воли в психологии. Волевые процессы, явления.

21.Развитие воли у человека.

22.Основные направления развития представлений об эмоциях.

23.Теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

24.Направленность и мотивы деятельности. Мотивация отдельных видов деятельности.

25.Классификация эмоциональных состояний.

26.Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний.

27.Понятие о личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.

28.Биологические предпосылки и социальные условия развития личности. Типология личности.

29.Способности и одаренность.

30.Талант и гениальность: современные исследования.

31. Акцентуации характера по А.Е. Личко и К. Леонгарду.

Глоссарий

Активность личности –способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении; интегральная характеристика. Активность личности – активная жизненная позиция человека.

Внимание– сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, рассуждении, образе и т.д.); избирательная направленность сознания на тот или иной объект.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека.

Восприятие– целостное отражение в сознании предметов, ситуаций и событий, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств. Является необходимым этапом познания, вместе с процессом ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Деятельность– динамическая система взаимодействия субъекта с миром; реализация отношений субъекта в предметной действительности. Для психологии важны два положения: а) единство психики и деятельности; б) понимание деятельности как движущей силы развития психического отражения.

Диагностика –установление и изучение признаков, характеризующих состояние организмов, машин, систем для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы, деятельности.

Забывание– процесс постепенного уменьшения возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание зависит: от объёма запоминаемого материала, от степени его осознанности, от сходства запоминаемого материала с уже известным, от степени его значимости и включённости в деятельность.

Задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности нервной системы, головного мозга, составляющие природную основу развития способностей. В то же время индивидуальные задатки в какой-то мере избирательны по отношению к разным видам деятельности.

Запоминание– обобщённое название процессов (запечатление, сохранение и воспроизведение), обеспечивающих удержание материала в памяти. Запоминание – важнейшее условие сохранения приобретённых знаний. Различают произвольное и непроизвольное запоминание.

Знания – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений.

Индивидуальность– своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов и интеллекта, потребностях, способностях индивида.

Индивидуальный стиль деятельности – обобщённая характеристика индивидуально-психических особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности. Изучение и учёт индивидуального стиля деятельности позволяет с определённой вероятностью прогнозировать эффективность деятельности.

Интеллект – (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) структура умственных способностей индивида, ум. Проявляется в системе умственных операций, в стиле и стратегии решения проблем, в познавательной активности и эффективности индивидуального подхода к ситуации.

Интерес – форма проявления познавательной потребности, связанная с эмоциональной окраской и обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности. Способствует ориентировке и более полному и глубокому отражению действительности.

Климат социально-психологический – относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе и отражающий настроение людей, их отношение другу к другу, к работе, происходящим событиям. Характер социально-психологического климата зависит от степени развития группы, её зрелости. Существует связь между социально-психологическим климатом и эффективностью работы группы.

Коллектив – (от лат. сollectivus – собирательный) – (в социальной психологии) высшая стадия развития организованной общности людей, направленных на достижение социальнозначимых целей и объединенных своих членов процессом совместной деятельности и её организацией. Коллектив характеризует сплочённость в основных сферах жизнедеятельности, доминирование принципов товарищества в деловых и личных взаимоотношениях, создание условий для гармоничного развития личности.

Коммуникация– (от лат. сommunico – делаю общим, связываю) – функция человеческого общения, заключающаяся в обмене информацией. Коммуникация включает в себя обмен представлениями, идеями, интересами, чувствами, установками и т.п. в ходе социального взаимодействия. Может иметь двусторонний и односторонний характер (массовая коммуникация).

Компетентность коммуникативная – ориентированность в различных ситуациях общения, способность эффективно взаимодействовать с окружающими при изменениях социальных условий, межличностных отношений и психических состояний. Основой коммуникативной компетентности является понимание себя и окружающих, восприимчивость к другим людям.

Конформность– (от англ. сonform – согласовывать, приспосабливать, подчиняться) психологическая характеристика личности, проявляющаяся в тенденции изменять свое поведение в соответствии с поведением и требованиями группы в результате реального или воображаемого давления.

Личность – неповторяемая совокупность биологических и социальных свойств человека, важнейшими из которых являются социальные, проявляющиеся в общественной деятельности человека.

Мотив –побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; осознаваемая причина, лежащая в основе действий и поступков личности.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направленность.

Мышление – познавательный процесс, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности. Различают виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, творческое и др.

Навык – автоматизированное действие, сформировавшееся в результате упражнений.

Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Нормы поведения –принятые образцы внешней регуляции поведения в организации: запрещающие, обязывающие и рекомендующие.

Общение – взаимодействие индивидов или социальных групп, состоящее в обмене навыками, умениями, информацией; процесс установления и развития контактов между людьми, вызванный необходимостью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание партнёров по общению, выработку взаимодействия.

Поведение – комплекс действий человека или группы лиц, отражающий характер и направленность их деятельности, взаимодействие между собой и окружающей действительностью.

Память –процессы запечатления, запоминания и сохранения, воспроизведения информации, позволяющие её использовать в деятельности или возвращать в сферу сознания.

Понятие– одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для словесно-логического мышления. Понятие может быть конкретным и абстрактным.

Потребность – состояние индивида, вызванное испытываемой им нуждой в объектах, которые необходимо для его существования и развития.

Психика – (от греч. psychikos – душевный) системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъективной картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психология – (от греч. psike – душа, logos – учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, о возникновении и протекании психических процессов и состояний, о развитии и формировании личности. В настоящее время выделены следующие самостоятельные отрасли психологии: авиационная, возрастная, инженерная, педагогическая, психология труда, социальная и др.

Ригидность– (от лат. rigidus – жёсткий, твёрдый) затруднённость (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности, когда необходима её перестройка. Выделяют когнитивную, аффективную (эмоциональную) и мотивационную ригидность..

Стресс – перенапряжение системы психологической саморегуляции личности в условиях давления внешних факторов.

Самооценка– оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств и социального статуса. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, связаны с направленностью личности и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

Стиль общения – индивидуальная устойчивая система коммуникативных средств, проявляющаяся в условиях делового и личностного взаимодействия и определяющая его характер. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) и внутренние (интенсивные) характеристики, обусловленные темпераментом и личностными особенностями человека.

Тренинг – специальные упражнения, процесс в отработке навыков и умений в какой-либо области.

Темперамент – (от лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) особенность индивида, которая определяется такими динамическими характеристиками, как сила, скорость и устойчивость психических процессов и состояний. Темперамент принято делить на четыре обобщённых типа: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.

Убеждение – это утверждения, которые придают уверенность поведению личности и определяют выбор варианта его поведения.

Умения – это совокупность навыков и знаний, определяющих качество выполнения любой деятельности.

Характер– (от греч. charakter – печать, чеканка) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для неё способы поведения.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Панферов В. Н. Психология: для бакалавров Санкт-Петербург: Питер, 2013

Дополнительная литература:

1. Кондратьев М. Ю. Социальная психология: энциклопедический словарь. Москва: ПЕР СЭ, 2006

2. Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] Санкт-Петербург: Питер, 2011

Методические разработки:

1. Неуймина И. В., Тарасян М. Г. Психология и педагогика: сборник учебных тестов для подготовки к прохождению тестирования для студентов всех спец. очной формы обучения. Екатеринбург: УрГУПС, 2012

2. Неуймина И. В., Тарасян М. Г. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов всех специальностей заочной формы обучения. Екатеринбург: УрГУПС, 2013

Программное обеспечение и Интернет–ресурсы:

1. http://elibrary.ru/defaultx.asp

2. http://www.flogiston.ru/

3. http://psychology.net.ru/

4. http://www.edu.ru/

5. www.bb.usurt.ru

Учебное издание

Неуймина Ирина Васильевна

Павлова Анна Михайловна

Тарасян Мария Георгиевна

Психология

Методические указания к написанию эссе для студентов направлений подготовки 080100.62, 100100.62, 220400.62, 230400.62, 270800.62 всех форм обучения

Издательство Ур ГУПС

620034 Екатеринбург, Колмогорова 66

Наши рекомендации