Современная психология, ее предмет и объект

О. И. ИЛЬИНА

ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Рекомендован Ученым Советом ИПиО ДВГУ

в качестве учебного пособия для студентов направления 050700 «Педагогика» по специальностям 050706 «Психология и педагогика», 050711 «Социальная педагогика», 050715 «Логопедия», 050707 «Педагогика и методика дошкольного образования», 050708 «Педагогика и методика начального образования»

Владивосток

УДК 159.9

ББК 88.3

ИЛЬИНА, О. И. Основы общей психологии. Курс лекций / Ильина О.И. – Владивосток: Издательство ДВГУ, 2008. – 172 с.


Данный курс лекций является частью учебно-методического комплекса по общей психологии, адресованного студентам очного и заочного обучения по специальностям психология, педагогика-психология, социальная педагогика, педагогика и методика дошкольного обучения, педагогика и методика начального обучения, логопедия. В предлагаемом курсе лекций освещены общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с деятельностью педагогов, психологов и социальных работников.

Рецензенты:

Г.Б. Михина, к. пед. наук, профессор каф. педагогики и психологии ИПиО ДВГУ.

© Ильина О.И., 2008

© Дальневосточный государственный университет

Оглавление

Пояснительная записка

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 1: Предмет психологии. Состояние и структура современной психологии. История развития предмета

Лекция 1. Предмет психологии. Состояние и структура современной психологии

Лекция 2-3. История развития представлений о предмете психологии

Тема 2: Методологические принципы и основные категории современной психологии. Методы исследования в психологии

Лекция 4. Методология психологии и методологические принципы

Лекция 5. Основные категории психологии. Методы исследования

Тема 3: Взаимосвязь психики и мозга. Развитие психики и сознания

Лекция 6. Взаимосвязь психики и мозга. Филогенез психики

Лекция 7. Развитие психики человека и сознания

Раздел 2.Психические процессы и состояния

Тема 4: Познавательные психические процессы

Лекция 8. Ощущения

Лекция 9. Восприятие

Лекция 10. Внимание

Лекция 11. Память

Лекция 12-13. Мышление

Лекция 14. Речь

Лекция 15. Воображение

Тема 5. Эмоционально-волевые психические процессы и психические состояния

Лекция 16. Эмоции и чувства

Лекция 17. Воля и произвольность

Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении

Тема 6. Личность в деятельности и общении

Лекция 18-19. Личность в психологии

Лекция 20-21. Деятельность

Лекция 22-23. Общение

Лекции 24-25. Психология малых групп

Тема 7. Свойства личности

Лекция 26-27. Мотивация

Лекция 28-29. Способности

Лекции 30-33. Темперамент и характер

Глоссарий

Вопросы к семинарским занятиям и для самоподготовки

Список литературы

Пояснительная записка

Курс лекций адресован студентам очного и заочного обучения по направлениям психология и педагогика. Курс лекций освещает общие основы психологических знаний, необходимые для более глубокого понимания и лучшего усвоения специальных разделов психологии, связанных с деятельностью педагогов и социальных работников.

Современный этап развития психологии характеризуется многообразием методологических подходов и форм организации исследовательской и прикладной деятельности, поэтому в материалах лекций рассматриваются различные точки зрения на изучаемые психологические явления, которые, как правило, дополняют друг друга.

Предлагаемые разделы позволят студенту легко ориентироваться в различных направлениях психологической мысли, сформировать первое представление о психологии и ее возможностях, подготовят его к более углубленному изучению материала в специальных дисциплинах.

В программе использованы основные темы и разделы общей психологии, которые на протяжении ряда лет были проверены практикой преподавания в педагогических и психологических вузах.

Представленный курс лекций является частью учебно-методического комплекса по общей психологии, поэтому кроме основного курса студентам содержит вопросы и темы семинарских занятий, модули тестирования, предназначенные для самопроверки, экзаменационные вопросы и хрестоматийный материал, которые студентам предоставляются в электронном варианте.

Учебно-тематический план

3№ Название тем Количество часов
Лекции семинары
Раздел 1. Введение в психологию. Тема 1: Предмет психологии. Состояние и структура современной психологии. История развития предмета. Лекции1-3
Раздел 1. Введение в психологию. Тема 2: Методологические принципы и основные категории современной психологии. Методы исследования. Лекции 4-5
Раздел 1. Введение в психологию. Тема 3: Взаимосвязь психики и мозга. Развитие психики и сознания. Лекции 6-7
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4: Познавательные психические процессы. Лекция 8: Ощущения
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4: Лекция 9: Восприятие
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4. Лекция 10: Внимание
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4. Лекция 11: Память
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4. Лекции 12-14 Мышление и речь
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 4. Лекция 15: Воображение
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 5 Эмоционально-волевые психические процессы. Лекция 16-17: Эмоции
Раздел 2.Психические процессы и состояния. Тема 5. Лекция 18-19: Воля
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 6: Личность в деятельности и общении. Лекции 20-21: Личность в психологии
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 6. Лекции 22: Деятельность
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 6. Лекции 23-24: Общение
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 6. Лекции 25-26: Психология малых групп
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 7: Свойства личности. Лекции 27-28: Мотивация
Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 7: Свойства личности. Лекции 29: Способности
  Раздел 3. Свойства личности. Личность в деятельности и общении. Тема 7: Свойства личности. Лекции 30-33: Темперамент и характер
Контрольные работы
Всего:

Раздел I

Введение в психологию –14 часов

Тема 1. Предмет психологии. Состояние и структура современной психологии. История развития представлений о предмете психологии– 6 часа

Лекция 1. Предмет психологии. Состояние и структура современной психологии–2часа

Основные вопросы:

1. Понятие «психического».

2. Объект, предмет и задачи современной психологии

3. Структура и отрасли психологии. Предмет и задачи общей психологии.

4. Структура психических явлений.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают её от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею занимается, но как система жизненных явлений психология знакома всем. Она представлена нам в виде собственных ощущений, образов, явлений памяти, мышления, речи, воли, мотивов, потребностей, чувств и пр. Т.е. основные психические явления мы можем обнаружить у себя и косвенно наблюдать у других.

Например, восприятие стола, это нечто отличное от реально существующего стола (т.е. наш внутренний мир, который воспринимает реальность вокруг нас, это нечто отличное от объективно существующей реальности, хотя, именно благодаря ему, мы ориентируемся и соотносимся с действительностью).

Совокупность таких явлений как «восприятие», «память», «мышление», «воля», «чувства» и др. образуют то, что именуют психикой, психическим, внутренним миром человека, его душевной жизнью и т.д.

Что же такое психика?

Есть два значения этого слова. Первое – психика как субстанция и второе – психика как субстрат.

Психика как субстанция представляет собой отражение объективного мира, в котором внеположенность и многообразие природы собирается к своему единству (это виртуальное сжатие природы). Данное определение можно отобразить в виде следующей системы:

Современная психология, ее предмет и объект - student2.ru Современная психология, ее предмет и объект - student2.ru Отражаемое отражающая система отраженное

(весь мир) (психика) (психические явления)

Во втором случае при постановке вопроса о психике как субстрате встает проблема: психика – это просто свойство нервной системы, специфическое отражение ее работы или психика имеет свой субстрат, т. е. Из чего она состоит? На сегодняшний день по данному вопросу однозначного ответа нет.

Вместе с тем, достоверно известно, что психику нельзя сводить к нервной системе и понять психику только через нервную систему нельзя. Поэтому выдвигаются гипотезы в поисках субстрата психики. Так, по мнению некоторых ученых-физиков, им могут быть лептоны – мельчайшие ядерные частицы.

Психика выполняет две основных функции: отражательную (возникновение образа, представления об окружающем мире) и регулятивную (конкретная регуляция поведения).

Психика человека отражает действительность не зеркально и пассивно, она действует на основе приобретенного опыта, знаний, умений, навыков, изменяя отражаемое и изменяя в конечном счете себя. Психика регулирует деятельность человека, но и сама развивается в процессе этой деятельности.

Мир «психического», исходя из разных оснований классификации, включает следующие явления:

1) на основании качественного своеобразия – мотивационные, познавательные, эмоциональные и волевые явления психики;

2) по форме существования психических явлений – психические свойства, процессы и состояния;

3) по форме отражения – сознательные и бессознательные явления.

Современная психология рассматривает психику как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Так как психика - это субъективное отражение объективной реальности, то нетрудно предположить, что от степени адекватности такого отражения зависит способность субъекта ориентироваться в мире и адекватно овладевать им.

Современная психология, ее предмет и объект

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Для того чтобы определить объект и предмет психологии, необходимо вначале дать определения этим категориям.

Объект - это часть объективного мира, то, что противостоит субъекту, а предмет – то, что подлежит изучению в нем. Понятие объекта шире по своему объему, чем понятие предмета, поскольку предмет часть объекта.

Объект науки – это та сторона действительности, на изучение которой направлена наука. Обычно объект фиксируется в названии науки.

Предмет науки – это сторона или стороны объекта науки, которыми он представлен в ней. Предмет может закрепляться в понятийной сфере, категориальном строе. В определенном смысле развитие науки есть развитие предмета.

Что является предметом и объектом психологии?

Объект психологии – мир психических явлений.

Предмет психологии – тенденции, закономерности, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений.

Основные задачи психологии:

Современная психология, ее предмет и объект - student2.ru - Изучение психических явлений;

- Разработка методов их изучения;

- Выработка практических рекомендаций по результатам исследований;

- Прогнозирование проявления и развития тех или иных психических явлений;

- Формирование условий для возникновения тех или иных психических явлений;

- Управление психическими явлениями.

Наши рекомендации