Предмет и задачи психологии труда

ВВЕДЕНИЕ

Выписка из государственного образовательного стандарта по дисциплине «Психология труда»:

«Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия; эргатическая система, эргатические функции, трудовой пост в организации и его компоненты; субъект труда и его структура; методы психологии труда; психологическое профессиоведение; трудовая мотивация и удовлетворенность трудом; развитие человека как субъекта труда; индивидуальный стиль трудовой деятельности; психология профессионального самоопределения; профессионально-важные качества личности, общие и специальные способности; психологические основы профотбора, расстановки и аттестации кадров; психология профессиональной работоспособности; психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов; профессиональные конфликты; психология безопасности в труде; история и тенденция развития прикладной психологии в сфере профессионального труда».

Курс «Психология труда» предназначен для студентов 3-го курса факультета психологии. Он является основным (Core) курсом промежуточного (Intermediate) уровня (предназначенный для углубленного базового знания).

Основной целью освоения дисциплины является развитие общих (инструментальных, межличностных и системных) и специальных (профессиональных) компетенций студентов. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

с целью развития инструментальных компетенций:

Ø развитие у студентов навыков анализа и синтеза;

Ø развитие у студентов навыков организации и планирования;

Ø формирование у студентов представления о специфике психологии труда как научного психологического направления и ее месте в структуре наук о человеке;

Ø знакомство студентов с основными понятиями и тенденциями развития современных психологических представлений в области психологии труда, а также основными направлениями прикладной психологии труда;

Ø развитие у студентов навыков письменной и устной коммуникации;

Ø развитие навыков управления информацией;

с целью развития межличностных компетенций:

Ø развитие навыков межличностного взаимодействия;

Ø формирование и развитие навыков конструктивной критики;

Ø формирование профессиональных и этических ценностей;

с целью развития системных компетенций:

Ø формирование способности применять полученные знания на практике;

Ø формирование и развитие исследовательских навыков;

Ø развитие навыков получения знаний;

Ø развитие навыков самостоятельной работы;

Ø развитие направленности на качественное выполнение работы;

Ø развитие стремления к успеху.

с целью развития специальных (профессиональных) компетенций:

Ø формирование знаний основ и истории дисциплины;

Ø развитие умения ясно, логично, структурировано излагать полученные знания;

Ø развитие умения воспринимать, оценивать и интерпретировать новые сведения в контексте полученных знаний;

Ø развитие навыков критического анализа и развития теорий в рамках данного дисциплины;

Ø развитие навыков реализации методик и технологий, относящихся к изучаемой дисциплине;

Ø развитие понимания качества исследований, относящихся к дисциплине;

Ø развитие стремления к постоянному личностному и профессиональному развитию.

Модуль 1. общИе представлениЯ о психологии труда

ЛЕКЦИЯ 1. Введение в дисциплину «Психология труда» (Часть 1)

Предмет и задачи психологии труда.

Взаимосвязь психологии труда со смежными отраслями знания и практики

Основные проблемы психологии труда.

Предмет и задачи психологии труда

Для психологии труда, как и для многих наук, характерно наличие определенных трудностей в определении ее предмета и объекта. В определенной степени данная ситуация обусловлена молодостью самой психологии как науки (официальным моментом ее рождения принято считать создание В. Вундтом первой экспериментальной психологической лаборатории в г. Лейпциге, в 1879 г.); тесной зависимостью науки от научно-технического прогресса, стремительности развития культуры и общества в целом; объективной сложностью психики.

Необходимо отметить, что в психологии труда ученые чаще говорят о ее предмете и реже - о ее объекте (что объясняется вышеуказанными обстоятельствами); характеризуя дисциплину, чаще говорят о «комплексе наук о труде».

По мнению Е.А. Климова, психология труда есть «система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте». В рамках дисциплины можно говорить о «фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда». Е.А. Климов акцентирует внимание на динамичности дисциплины, полагая, что она представляет собой «множество взаимодействующих, возникающих и «сходящих на нет», дифференцирующихся и интегрирующихся течений, подходов, научных направлений, школ, концепций. И важнейшая задача здесь – не взывать к абстрактной логике, а реально строить глубоко эшелонированную систему, включающую, как минимум, четыре звена: теоретический поиск, целенаправленные фундаментальные исследования, прикладные исследования и пригодные для практического внедрения разработки». Психология труда является именно научной дисциплиной – как отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. «Иллюзия только лишь прикладного характера психологии труда возникает в связи с тем, что труд по своей природе - условие и звено общественной практики... но это не исключает или тем более делает излишним фундаментальный подход к его психологическому изучению».

Важнейший предмет изучения науки – человек как субъект труда. Понятие «субъект» подчеркивает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений; как интегрирующий компонент системы «субъект-объект», обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов.

Е.А. Иванова рассматривает труд исключительно в контексте понятия «деятельность»: «основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный, целенаправленный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной (предметной) деятельности».

Н.С. Пряжников предметом психологии труда считает один из компонентов системы «субъект-объект»: «...предмет психологии труда – это субъект труда, т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности». При этом субъект (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленной на объект. Под объектом труда понимается «конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль)». Иначе, под объектом науки подразумевается второй компонент системы «субъект-объект», выступающий в качестве цели воздействия.

Кроме того, рассматривая труд как сложное историческое, социальное, экономическое и культурное явление, для лучшего понимания его сущности необходимо различать два разных аспекта этого единого феномена. Под трудом в узком смысле слова мы будем понимать совместную целесообразную деятельность человека, направленную на поддержание своего физического существования, на удовлетворение своих естественных потребностей; деятельность, предполагающую ее разделение на отдельные действия, их регламентацию, координацию активности отдельного человека и групп людей. Труд в широком смысле есть общественный по характеру процесс взаимодействия людей как по преобразованию ими внешнего мира, так и собственной природы человека, процесс его становления и развития как личности, индивидуальности, активного субъекта своей жизнедеятельности.

Итак, первая сторона труда - определенное отношение человека к природе. Преобразуя внешнюю среду, человек тем самым преобразует и свою природу. Труд включает в себя следующие ключевые моменты:

1) целесообразную деятельность, или сам труд;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) результат труда.

В историческом процессе происходит формирование отношения к труду, в котором и создаются его ключевые понятия. Зрелое отношение к труду - это не только процесс поддержания физического существования, но и социальная активность человека ради самой потребности в труде. Становление труда как такового было фундаментальным основанием выделения человека из животного мира и его формирования как общественного индивида.

Вторая сторона труда - общественный характер отношений людей в процессе, условиях и результатах деятельного отношения к природе (кооперация, разделение, специализация труда и др.). Трудесть преобразование внешнего мира с позиции участвующего в нем человека, а производство- с позиции результата, продукта этого преобразования. При разных типах исторического развития труд выступает в различных формах.

Понятно, что психология труда может быть лишь частью разнообразных знаний о труде. При историческом анализе легко установить серьезную эволюцию представлений о труде. В целом труд - явление общекультурное, более того - это явление, прежде всего, этическое.

Итак, признавая действительную сложность разработки понятийного аппарата науки, определимся с основными рабочими понятиями данной научной дисциплины в ее современном состоянии.

Объектом психологии трудабудем считать труд как социальную активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности. Предмет психологии труда- это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности.

В широком смысле психологией трудабудем называть комплекс научных дисциплин о труде как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, «системообразующего фактора».

В узком смысле психология трудаесть комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях.

Таким образом,главной задачей психологии трудавыступаетизучение и помощь человеку в построении оптимальной мотивацию и содержательной насыщенности труда.

Основными задачами, стоящими перед психологией труда в при­кладных исследованиях, выступают гуманизация труда и повышение его производительности. Под гуманизацией труда понимаются профилактика переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессио­нальной деформации личности, повышение содержательности труда, создание условий для всестороннего развития сотрудника, раскрытия его способностей.

Теоретическим фундаментом для решения прикладных задач должны служить исследования в области следующих научных проблем:

1. Изучение путей становления гармонии между человеком и его профессией. Иными словами, изучение закономерностей становления динамического равновесия системы «субъект труда – профессиональная среда»;

2. Изучение структуры и динамики профессионально значи­мых свойств индивида и личности;

3. Изучение структуры умений и навыков, обеспечивающих решение профессиональных задач в оптимальных и экстремаль­ных условиях, а также факторов, определяющих устойчивость и динамику этой структуры;

4. Изучение структуры трудовых установок и мотивов тру­довой деятельности, закономерностей формирования и пере­стройки этой структуры;

5. Изучение структуры состояний человека в труде и зако­номерностей динамики этих состояний;

6. Изучение взаимосвязей индивидных свойств, отношений личности и психических состояний как фактора успешности и безопасности труда.

Перечисленные задачи стоят сегодня перед психологией тру­да, и она имеет все предпосылки для их решения.

Далее, необходимо отметить, что отечественная психология рассматривает труд человека как деятельность, включенную в систему общественных отношений и не существующую вне их, сама сущность которой «определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей».

Поскольку, в свою очередь, основным видом человеческой деятельностиявляется труд, главные характеристики которого также признаются характеристиками профессиональной (предметной) деятельности. Последняя, однако, чтобы считаться именно трудом, а не просто определенной деятельностью субъекта, должна отвечать следующим психологическим признакам труда.

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата. Чтобы деятельность можно было назвать трудовой, предвосхищаемый деятелем результат должен мыслиться как позитивно ценный для более широкой группы людей, т. е. как социально ценный.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели. Деятельность становится трудом в том случае, когда является не только обязательной для субъекта, но и непременно целесообразной. Например, в период нередких организационно-структурных изменений госслужащий может проявлять повышенную активность, обеспечивая сохранение за собой своего рабочего места. Но такая деятельность, даже сложная и требующая профессиональной компетентности и социальных умений, не может быть названа трудом. В строгом смысле профессиональная деятельность госслужащих является трудом лишь в период и в контексте выполнения внешних функций организации, т. е. при решении только тех задач, социальная значимость которых и привела к созданию данной государственной структуры.

3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности. Последнее предполагает не спонтанное использование определенных средств, а при условии знания их возможностей и ограничений применение общественно выработанных правил. Использование даже такого «простого» средства труда, как голос, в деятельности госслужащего предполагает знание им возможностей и достаточно развитое умение владения этим инструментом. Будь это доклад вышестоящему руководителю или постановка задач подчиненным, модуляции голоса (громкость, темп, высота, тон), степень артикуляции помогают передавать личное отношение и расставлять значимые акценты, а также чутко реагировать на понимание партнером смысла сообщения, косвенно выражающееся в его мимике, жестах, семантике уточняющих вопросов.

4. Сознание межличностных производственных зависимостей и отношений («живых» и овеществленных). Человек как субъект труда участвует в той или иной фазе, стадии общественного производства определенных продуктов или социальных услуг. Знание или предвосхищение работником характера социальной активности людей, прямых и косвенных отношений между людьми на разных этапах производства, порою даже опосредствованных временем и пространством межличностных взаимодействий людей как субъектов является сущностным условием труда.

Наши рекомендации