Развитие личности подростка. Кризис подросткового возраста
Кризис подросткового возраста (Божович) – весь подростковый возраст.
Кризис 13 и 17 лет (Выготский): кризис не может длиться долго.
Специфика кризиса – участвует самосознание. Соц ситуация развития – соотношение внутренних компонентов, если сталкиваются – кризис (Выготский). Формируется я-идеальное, кот не совпадает с я-реальным, это оч волнует.
Причины кризиса: появление чувства взрослости (Эльконин ввел понятие), появл-я основание считать себя взрослым и требует теже права.
Источники: изменение физич облика, физиологич явления, умения и знания иногда превосходящие взрослого, воздействие со сторны окружения
Противоречия:
Трудоустройство подростков запрещено, родители не готовы понять, что подросток уже не ребенок, подросток сам собой не доволен.
Новообразования:
- психическая неуравновешенность;
- особые явления в области самосознания;
- воображаемая аудитория познание себя диктует излишне критичное отношение к окружающим;
- стремление получить информацию о себе социально нежелательными способами;
- неустойчивость самооценки;
- попытки найти свое место в социальной структуре.
Личность развивается под ведущей деятельностью – общение со свестниками (Выготский)
Либерман: такое общение было в советское время, заниматься развитием своей идентичности не был необходимости.
Потребность подростка в самовыражении.
Элкинд, особенности: легенда о себе – преувеличение о себе, своих возможностей; воображаемая аудитория – кажется что всем интересен
экспериментирование со своей внешностью
Образ жизни человека как характерная черта развития в зрелом возрасте.
Образ жизни - механизм изучения людей
1. мотивация ч;
2. интенсивность жизни (насыщенность);
3. Событийность (наличие событий)
Событие – изменение жизни, повлекло за собой психич развитие ч. Внутри событий есть 3 группы:
I. событие среды (нормативные факторы)
II. поведение человека в среде (субъективное изменение)
III. события внутри жизни (открытие относительно внутреннего содержания)
Механизм влияния событий на личность: человек, который переживает сходные события, переживает сходные эмоции, следовательно они закрепляются в свойствах личности. События влияют на формирование человека.
Психологические процессы в зрелом возрасте.
Память: развивается на протяжении всей жизни.
Ананьев: есть пики с27 до 37 лет, в 33 года; спады – в 26 лет, в 36-39 лет. Люди с образованием более сохранны в этом отношении. Биографическая память обеспечивает целостность личности, функционирование личности; единица воспоминания. Ч может наблюдать со стороны свои воспоминания или наблюдать изнутри (Крайк). Специализация позноват процессов, они приобретают те черты, кот соответ-т их профессии
Мышление: профессиональное мышление – новообразование зрело возраста; профессионализация мышления- задачи отражающие профессиональную деятельность. Изучают обычно не мышление, а интеллект.
Хорн рассматривал 2 вида интеллекта:
1. текущий(отвечает за усвоение нового, за построение инфо, новых отношений)
2. кристаллизованный( эффективное использование опыта, общая осведомленность, базовый запас сведений)
Ананьев: развитие мышления не заканчивается к 17 г. Пики – 20, 23, 25, 30, 32. Спады: 26-29, 34-37, 42-44.
Профессион-я мышления – поиск пробл-х ситуация.
Воображение: это воображаемая жизнь создание параллельной биографии(может совпадать с мечтой) – это невоплотимо в жизнь, но человеку этого очень хочется. Ф-я компенсации, роль релаксации.
Динамика творческой продуктивности в зрелом и пожилом возрасте.
Исследования Лемана и Дениса: методика – объекты.
У представителей естественных наук – пик в 35-40 лет; гуманитарных наук – 40-45.
Деннис предлагал учитывать возраст до которого дожил ученый.
С 30 лет начинается плато до 60 лет
Леман: пик творческой продуктивности на 35-40г
Творческое воображение уменьшается, инициативность, эф-ть в повышении проф уровня, качество исполнительской деят-ти и проверочной работы - повыш, качество консультацион деят-ти повыш, умения организовывать труд, пунктуальность повыш, у пожил водителей меньше аварий-профилакт деят-ть. Вопрос о творч прод-ти пожилых неоднозначен. Снижается способность к усвоению нового и адаптации при достаточно высоком уровне их сохранности и свободе оперирования накопл данными. Нов задачи повышенной сложности нарушают привыч стереотип д-ти и м, наступает ее упадок и псих декомпенсация. С др стор известно много примеров сохранности творч способностей. У большинства людей не занимающихся познават д-тью система взглядов утрачивает сп-ть перестраиваться, что ведет к консерватизму, догматичности, ригидности. Сужение круга интересов-приспособительное явление, кот направлено на сбережение уменьшающихся возможностей, что оставляет силы на самосохранение. У представителей творч труда др картина: постоянное использование интел-та ведет к сглаживанию признаков старения, спада умств активности нет.