Что такое экономическая психология 6 страница

20) владеть методами психологического просвещения и преподавания психологии.

Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных зна­ний и практический умений. К основным сферам специа­лизации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая пси­хология, 8) психофизиология, 9) специальная психоло­гия, 10) психология развития и возрастная психология, 11) педагогическая психология, 12) психологическое кон­сультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

Данные требования как минимум необходимы для про­фессиональной деятельности психолога. Выпускник выс­шего учебного заведения по специальности "психология" должен удовлетворять этим требованиям (подробнее см. главу "Подготовка профессиональных психологов"). По­мимо этого для успешной работы психолог должен пос­тоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квали­фикации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и само­совершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

В сфере научной психологии и педагогической деятель­ности профессиональная квалификация отражается в сис­теме ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

Для успешной работы в сфере научной психологии не­обходимы соответствующие способности. К.А. Рамуль счита­ет необходимым и важным для каждого ученого следующие качества: спонтанная любознательность, способность дли­тельное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, ко­торая предполагает развитие памяти, творческого мышле­ния, фантазии и наблюдательности. Однако, по его мнению, "для ученого-психолога не представляется необ­ходимым или весьма важным обладание какой-нибудь спе­циальной особенностью, помимо тех способнрстей, которые необходимы или весьма важны для каждого уче­ного вообще..." (Рамулъ, 1965, с.133).

Профессиональный рост практического психолога оце­нивается в квалификационных категориях, которые ему присваиваются экспертными комиссиями. В сфере прак­тической психологии система оценки уровня про­фессиональной квалификации включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профес­сиональными умениями. Способности, профессионально необходимые для практического психолога, пока изучены мало. О некоторых их них мы уже говорили выше, о других речь пойдет в следующих разделах.

Нормативный правовой статус психолога определяется соответствующими министерствами и ведомствами, упол­номоченными решать этот вопрос.

17.2. личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности пси­холога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятель­ности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успеш­ности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних пережива­ний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего ду­ховного поиска".

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как науч­ная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психо­лога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том чис­ле и психолога необходимы следующие черты личности:

1) энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,

2) прилежание — способности и наклонности к про­должительному и усидчивому труду,

3) дисциплинированность,

4) способность к критике и самокритике,

5) беспристрастие,

6) умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с.126—135).

Важными нравственными качествами психолога безус­ловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруис­тичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение пони­мать других людей и психологически корректно воздей­ствовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологи­ческими знаниями, но и психологической интуицией. Ком­муникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привле­кательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комп­лекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, откры­тость, любознательность, наблюдательность, самостоятель­ность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявле­ния личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоцио­нальная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относят­ся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практичес­кого психолога относят способность к эмпатии (сопере­живанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблю­дении этого психогигиенического правила у психолога мо­жет возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога — уве­ренность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмер­ной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога про­является в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает кли­ента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности сво­ей личности, свои способности, сильные и слабые сторо­ны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятель­ности проявляется интерес и склонность. Поэтому пси­хологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индиви­дуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мне­ния авторитетных ученых и практиков о том, какими лич­ностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой (1997), в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

17.3. этика профессиональной деятельности психолога

Этика — это совокупность норм поведения, мораль ка­кой-либо общественной группы. В деятельности любой про­фессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в сово­купности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике.

О значимости этики в деятельности врача знают мно­гие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и фило­соф Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Профессиональная деятельность психолога — это рабо­та с внутренним миром человека, с человеческой лично­стью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики. Психология имеет в своем рас­поряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важ­ные принципы профессиональной этики психолога.

1) Принцип профессиональной компетентности.Психо­логу важно знать свои права и обязанности, возможности и ограничения. Он должен четко осознавать свои профес­сиональные возможности и действовать только в пределах уровня профессиональной подготовленности. При приме­нении психодиагностической методики, коррекционной, развивающей, консультационной программы психолог должен знать их теоретические основы и хорошо усвоить технологию их проведения.

Для организации целостной и компетентной психоло­гической помощи он должен уметь устанавливать контак­ты и проводить совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей — психиатра­ми, врачами-психотерапевтами, психоневрологами, нейропсихологами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: "Нет, я не работаю над этими вопросами, вам лучше обратиться к другому специалисту", — не является показателем его профессиональной некомпетентности. Только недостаточно квалифицированный психолог рабо­тает без ограничений, берется за любую проблему без не­обходимой подготовки, готов ответить на любые вопросы. Принцип, профессиональной компетентности требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, и для решения которых владеет практическими методами работы. В связи с этим психолог должен уведомить заказчика о своих ре­альных возможностях в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности.

При решении психологических задач психолог опира­ется на анализ литературных данных и практического опыта по поставленному вопросу. Результаты исследования фор­мулируются в терминах и понятиях, принятых в психоло­гической науке и практической психологии. Выводы должны основываться на регистрируемых первичных ма­териалах, корректной их обработке, интерпретации и по­ложительном заключении компетентных коллег.

Психолог формулирует выводы и рекомендации заказ­чику, сообщает психологическую информацию клиенту в адекватной форме и на понятном для него языке. При этом он стремится избегать профессионального жаргона и чрез­мерного употребления специальных терминов.

2) Принцип ненанесения ущерби человеку. Психолог осу­ществляет свою деятельность исходя прежде всего из ин­тересов заказчика. Однако при этом следует придерживаться принципа ненанесения ущерба любому человеку, так или иначе включенному в исследование или практическую ра­боту. Важно иметь в виду необратимость многих психичес­ких процессов. Поэтому главный этический принцип психолога — "не навреди". Сформулированный Гиппок­ратом применительно к врачебной этике, он имеет ис­ключительное значение и в деятельности психолога. Процесс и результаты деятельности психолога не должны наносить вреда здоровью, состоянию, социальному поло­жению, интересам человека. Психолог должен использо­вать безопасные и наиболее приемлемые методики, приемы, технологии работы. Он должен проявлять особую заботу о том, чтобы клиенту не нанесли вред люди, осве­домленные о полученных результатах, предупреждать не­правильные действия заказчика. Для этого психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования та­ким образом, чтобы они применялись только в рамках за­дач, поставленных заказчиком.

Если клиент (испытуемый) болен, то применение ме­тодов исследования или практической психологической работы допустимо только с разрешения врача или с со­гласия других лиц, представляющих интересы клиента. Выполнять психотерапевтическую работу с больным пси­холог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

3) Принцип объективности. Психолог не должен допус­кать предвзятого отношения к любому человеку. Необхо­димо занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Недо­пустимо формулирование выводов и выполнение психо­логической работы на основе субъективного впечатления от испытуемого, его юридического или социального по­ложения, положительного или отрицательного отношения заказчика к испытуемому. Для этого психолог должен при­менять методики, адекватные целям и условиям проводи­мого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого. Методики должны быть стандар­тизированными, нормализованными, надежными, валид­ными, адаптированными. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Результаты работы не должны зави­сеть от личностных качеств и личных симпатий психолога. Полученные результаты всегда должны быть научно обо­снованы, выверены и всесторонне взвешены. Психолог руководствуется только интересами дела.

В своей работе психологу важно разграничивать сферу личной и профессиональной жизни. Он не должен пере­носить свои личные отношения и проблемы на професси­ональную деятельность.

Нежелательны тесные личные отношения между пси­хологом и клиентом. Важно, чтобы психолог мог сохра­нить объективную'и отстраненную позицию, необходимую для эффективного решения проблем клиента.

4) Принцип уважения клиента.Психолог должен ува­жать достоинство испытуемого, клиента и проявлять чест­ность в общении с ним. В процессе психологической работы психолог должен стремиться к поддержанию у клиента чувства симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом.

При проведении исследования необходимо сообщать о его цели (в достаточно общей и доступной форме), своев­ременно предупреждать испытуемого о том, как будет ис­пользоваться полученная информация.

Оптимальным стилем отношений практического пси­холога и клиента является взаимодействие на равных. Кли­ент должен чувствовать себя полноправным партнером психолога. Одна из распространенных ошибок практичес­ких психологов — позиция покровительства и опеки. При этом психолог, считая себя знатоком жизни, начинает воздействовать на клиента так, чтобы тот принял его кри­терии: что такое "правильно" и что такое "неправильно". Это приводит к тому, что психолог начинает оценивать действия человека как хорошие или плохие. Это проявле­ние непрофессионализма, склонности действовать исходя из житейской психологии.

Практическому психологу важно избегать оценочных высказываний по поводу действий клиента и воздержи­ваться от прямых советов ему, поскольку в этом случае он берет на себя ответственность за его судьбу и личность. Для развития человека необходимо, чтобы он осознавал и проявлял личную ответственность за принимаемые реше­ния. Неквалифицированный психолог склонен к шаблон­ным оценкам действий клиента и стереотипному стилю реагирования на ситуации клиентов.

При проведении просветительской работы, во время лекций, семинаров психолог не должен проявлять чувство превосходства, назидательность, директивность тона и поведения. Недопустим профессиональный снобизм. Помощь психолога заказчику должна носить рекомен­дательный, ненавязчивый характер,, быть максимально деликатной и уважительной по отношению к его профес­сиональной компетентности.

Психолог должен, избегать провоцировать конфронта-ционные отношения клиентов. Например, профессиональ­ный такт психолога должен заключаться и в том, чтобы не противопоставлять ученика и учителя в педагогическом процессе. Опыт работы некоторых психологов иногда об­наруживает такую тенденцию. Нужно признать, что дея­тельность некоторых учителей и стиль работы отдельных школ дают основание для такого противопоставления. Однако психолог не должен вставать между учителем и учеником и становиться единственным защитником инте­ресов учащихся. Наиболее продуктивной формой деятель­ности психолога будет ознакомление учителя с проблемами ученика. Учитель, каким бы он ни был, не должен оста­ваться "за бортом" при осуществлении психологом своей деятельности. Еще более важно такое поведение психоло­га, когда им создается иллюзия, что педагог как бы сам ведет психологическую работу среди своих учеников, сам стремится знать и понимать психологические проблемы учеников.

5) Соблюдение профессиональной конфиденциальности.Психолог должен сохранять конфиденциальность психо­диагностических методик. Это означает, что про­фессиональные методики не должны попадать в руки непрофессионалов. Секреты, обусловливающие их пригод­ность, должны сохраняться в тайне. Дело профессиональной чести психолога — препятствовать попыткам некоррект­ного и неэтичного применения психодиагностических ме­тодик.

Психолог должен хранить и конфиденциальность ре­зультатов психодиагностического исследования, избегать сознательного или случайного распространения материа­ла, полученного от испытуемого (или клиента), чтобы избежать его компрометации. При этом важно вести стро­гий учет полученной информации (вплоть до применения системы кодирования), ограничивать доступ к ней заказчика, клиента или иных третьих лиц, корректно исполь­зовать полученные сведения.

Для более надежного гарантирования конфиденциаль­ности материалов исследования полезно использовать си­стему кодирования. При этом необходимо на всех материалах, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испыту­емых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фа­милия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в един­ственном экземпляре, хранится отдельно от эксперимен­тальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается только заказчику, если это необходимо по условиям работы.

Психолог должен предварительно согласовать с заказ­чиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хра­нения, цели их использования.

Важно четкое разграничение в представлении психоло­гической информации заказчику, клиенту и пользовате­лю. Необходимо тщательно взвешивать целесообразность передачи заказчику тех или иных сведений, полученных в процессе исследования. Для психолога недопустимо раз­глашение данных психологического обследования за пре­делами согласованных с заказчиком и испытуемым условий. Сведения, полученные от клиента на основе доверитель­ных отношений, не могут быть переданы без его согласия ни в какие общественные, государственные организации, частным лицам. Особенно это важно в тех случаях, когда анонимность результатов была оговорена в процессе обсле­дования и гарантирована испытуемому, а также тогда, когда сведения могут нанести вред репутации испытуемого. Это — профессиональная тайна психолога. Особенно тщательно необходимо следить за тем, чтобы конфиденциальные све­дения, полученные в ходе психологического исследова­ния, не стали известны некомпетентным лицам, а также не использовались в явном виде в публикациях и лекциях. В некоторых случаях в интересах испытуемого или органи­зации результаты психологического обследования могут быть предоставлены в распоряжение официальных лиц. При этом важно предварительно поставить в известность об этом самого испытуемого и получить от официальных органов гарантию нераспространения сообщаемой информации.

В то же время психолог должен ориентироваться на прин­цип необходимости и достаточности предоставляемой ин­формации, то есть предоставлять только ту информацию, которая необходима и достаточна для решения задач орга­низации и личности. Однако и здесь психолог должен быть уверен, что его информация будет использована заинте­ресованными лицами для достижения гуманных целей, а не для другой, хотя бы и очень важной, цели.

В среде профессиональных психологов и социологов обычно принято считать, что обязанность строго хранить профессиональную тайну теряет свою силу, если имеется согласие испытуемого на ее разглашение. Однако следует подчеркнуть, что и в этом случае психолог должен по возможности не разглашать сведения, если они могут на­вредить испытуемому. Осознать меру вреда — профессио­нальный долг психолога.

При проведении массовых психологических обследова­ний психолог доводит их результаты до сведения заказчи­ка. При этом психолог должен исключить случайное или преднамеренное сообщение испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать.

Сведения об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообще­нию за пределами тех форм, которые рекомендованы психологом. Отдельные данные массового обследования в обобщенном виде могут быть сообщены и всем участни­кам обследования.

Некоторые сведения общего характера могут сообщаться и испытуемым. Испытуемые часто интересуются своими психологическими особенностями, просят психолога, что­бы он рассказал о результатах диагностической работы. В этом случае психолог может предоставить некоторую часть информации. Но делать это надо обязательно в индивиду­альном порядке. Сведения должны относиться к вопросам самопознания, саморазвития и преподноситься в тактич­ной форме. Развивая идею Г. Лессинга, можно сказать: "Клиенту нужно говорить правду, одну только правду, но не всю правду..."

В связи с осознанием важности этической регуляции психологической практики в последние двадцать лет пси­хологами многих стран разрабатываются этические нормы профессиональной психологической деятельности. Так, в 1981 году Американской психологической ассоциацией были официально приняты "Этические стандарты психо­логов" — своеобразный кодекс профессиональной этики. В 1985 году Британское психологическое общество приня­ло "Кодекс поведения" для психологов. Вопросы этичес­кого обеспечения исследовательской и практической деятельности активно разрабатываются и в других евро­пейских странах. В нашей стране также активно обсужда­ются проблемы профессиональной этики психологов и разрабатываются документы, которые могли бы регламен­тировать этическую сторону в их деятельности.

литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993.

2. Верняева Т.А. Профессионально-личностный портрет пси­холога: Дис.... канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.

3. Кодекс профессиональной этики психологов Общества Психологов ВНР // Вопросы психологии. 1983. № 6. С. 130—133.

4. Крылов А.А., Юрьев А.И. Этические принципы и правила ра­боты психолога // Практикум по экспериментальной и приклад­ной психологии: Учеб. пособие/ Вансовская Л.И., Гайда В.К., Горбачевский В.К. и др.; Под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. С. 264-271.

5. Профессиональный кодекс этики для психологов. Бонн, .ФРГ, 1986 г. // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 148-153.

6. Этические стандарты для психолога. Мадрид. Испания, 1987 // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 158.

7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.

8. Рабочая книга практического психолога: Технология эф­фективной профессиональной деятельности / Науч. ред. А.А. Дер-кач. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

9. Рамулъ К.А. О психологии ученого и в частности ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. № 6. С. 126—135.

10. Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологи­ческой 1ц>акгики. М.: Знание, 1988. С.

терминологический словарь

Психология, как любая отрасль знаний, имеет свою спе­цифическую терминологию и человеку, входящему в мир . профессиональной психологии, важно уметь ее правиль­но понимать. Трудности в усвоении психологической лек­сики связаны с тремя обстоятельствами.

1. Многие психологические понятия используются в нашей повседневной речи. При этом они достаточно мно­гозначны. В научной психологической литературе эти сло­ва употребляются в более строгом значении, что может порождать терминологическую путаницу.

2. В психологической литературе часто используются термины, произошедшие от иностранных слов. Их доста­точно много, как и в любом профессиональном языке. Догадаться об их значении в конкретном контексте порой

бывает трудно.

3. Некоторые слова могут иметь разное значение в зави­симости от контекста, что важно учитывать для правиль­ного понимания психологических текстов.

4. Неоднозначность трактования тех или иных понятий психологами приводит к использованию одного и того же термина разными авторами с разными значениями.

Задача данного словаря — введение начинающих пси­хологов в мир психологической лексики. Это своего рода терминологический справочник, который поможет овладе­нию профессиональным языком. Помимо специфически психологических терминов в словарь включены некоторые общенаучные определения, наиболее часто используемые в психологических текстах. -'

При подготовке словаря использовался ряд источни­ков, список которых приведен в конце. Формулировки большинства статей предлагаются в авторской редакции В.Н. Карандашева, отражающей обобщенное и наиболее типичное значение слов в ясной и доступной для начина­ющего психолога форме.

Психология: введение я профессию

Абстрагирование — мысленное выделение какого-либо свойства

предмета или явления и отвлечение от всех остальных. Абстракция — мысль или образ, в которых свойства предмета или явления отражены отвлеченно от самого предмета или явления.

Автономный — самостоятельный, самоуправляемый, независи­мый.

Авторитарность — склонность человека к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, ис­пользованию мер принуждения.

Агрессивность — качество человека, проявляющееся в чувстве враждебности, в негативных чувствах по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям, желание нанести им ущерб.

Адаптация психологическая — приспособление человека к но­вым условиям жизни, к другим людям и социальным об­стоятельствам.

Адаптация теста — комплекс исследовательских процедур, направленных на приспособление теста к использованию в новых условиях. Например, адаптация зарубежных мето­дик применительно к условиям другой социальной и куль­турной среды.

Адекватный— соответствующий. Адекватное восприятие — вос­приятие, соответствующее реальности. Адекватное пове­дение — поведение, соответствующее условиям ситуации.

Акмеология — наука об условиях успешной деятельности взрос­лого человека, профессионала.

Акселерация — ускоренное физическое и психическое развитие детей, наблюдающееся в последние сто лет. Обусловлена действием целого ряда биологических и социальных фак­торов.

Акцентуация характера — понятие, означающее чрезмерную выраженность у личности отдельных черт характера и их сочетаний, представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Проявляется в уязвимости личности по отношению к определенным жизненным си­туациям, воздействиям, переживаниям и нервно-психи­ческим нагрузкам при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Альтернатива — необходимость выбора между двумя возможными решениями, "одно из двух". Альтруизм — черта характера человека, проявляющаяся в бес­корыстной заботе о благе других людей, готовности жер­твовать собственными интересами в пользу другого человека. Понятие, противоположное эгоизму. Амбивалентность чувств— противоречивое эмоциональное пе­реживание, связанное с двойственным отношением к че­ловеку, предмету, явлению. Одновременное проявление симпатии и антипатии, любви и ненависти, привязанно­сти и отвращения, принятия и отвержения. Амнезия — нарушение памяти, возникающее при поражениях

мозга.

Анализ — интеллектуальная операция, заключающаяся в разде­лении целого на составляющие части или описывающие признаки.

Аналитическая психология— система взглядов швейцарского пси­холога К.Г. Юнга, в которой, как и в концепции психо­анализа 3. Фрейда, придается- большое значение бессознательному. Помимо личного бессознательного вы­деляется и коллективное бессознательное. Анамнез — совокупность сведений о больном, об условиях жиз­ни, предшествующих заболеванию, об истории развития болезни. В настоящее время Л. используется не только в медицине, но и в психологии как метод изучения лично­сти.

Аномальные дети, — дети с нарушениями психического разви­тия.

Апатия — нарушение психической деятельности, характеризу­ющееся вялостью, равнодушием и безразличием к ок­ружающему, отсутствием стремления к деятельности. Возникает при различных психических заболеваниях или как временное состояние, обусловленное жизненными обстоятельствами.

Апперцепция — влияние прошлого опыта человека, его интере­сов и личностных особенностей на образ предмета или явления, возникающий в результате восприятия. Априорный — предшествующий опьггу, независимый от опыта. Аргумент — факт, довод, положение, с помощью которого до­казывается правильность высказываемого утверждения.

Артефакт — результат в исследовании, порожденный самой процедурой исследования.

Наши рекомендации