Методы консультирования: (Кочюнас)

Основным методом консультирования является беседа.

1. Постановка вопросов. Цель – получение информации о клиенте, побуждение его к самоанализу.

Вопросы бывают закрытые – используются для получения конкретной информации о клиенте (Сколько вам лет? Можем ли мы встретиться через неделю?) и открытые – позволяют обсуждать чувства (С чего бы вы хотели начать сегодня? Что вас опечалило?)

Любой вопрос должен быть обоснован.

2. Ободрение и успокаивание. Важны для создания и укрепления консультативного контакта. Ободрением выражается поддержка – основная составляющая контакта («Продолжайте», «Да, понимаю»). Успокаивание помогает клиенту поверить в себя («Очень хорошо», «Вы поступили правильно»).

3. Отражение содержания: перефразирование и обобщение.Отражение содержания показывает клиенту, что его активно выслушивают и что он понят. Отражение содержания помогает и самому клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях.

Перефразирование имеет три правила:

1) перефразируется основная мысль клиента;

2) нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, добавлять от себя;

3) избегать дословного повторения.

В обобщении выражается основная идея нескольких мало связанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Обобщение помогает клиенту систематизировать свои мысли, вспомнить то, что было сказано.

4. Отражение чувств –внимание сосредотачивается на том, что скрыто за содержанием. Отражение чувств способствуетвозникновению межличностного, эмоционального контакта, потому что показывает клиенту, что консультант старается познать его внутренний мир. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих противоречивых чувствах и поэтому облегчает разрешение внутренних конфликтов.

  1. Паузы молчания. Молчание – увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента; - предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности, поведение; - позволяет клиенту понять, что ответственность за беседу лежит на его плечах.
  2. Предоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы, информирует клиента о разных аспектах обсуждаемых проблем.
  3. Интерпретация консультанта придает определенный смысл ожиданиям, чувствам, поведению клиента, потому что помогает установить причинные связи между поведением и переживанием. Хорошая интерпретация не бывает глубокой. Она должна связываться с тем, что клиент уже знает.
  4. Конфронтация –всякая реакция консультанта, противоречащая поведению клиента. Конфронтацией добиваются показа клиенту способов психологической защиты, используемых в стремлении приспособиться к жизненным ситуациям, по которым угнетают, ограничивают становление личности.
  5. Чувства консультанта и самораскрытие.Самораскрытие консультанта может быть:

1) выражение непосредственных реакций по отношению к клиенту или к ситуации консультирования, ограничиваясь принципом «здесь и сейчас»;

2) рассказ о своем жизненном опыте, демонстрация его схожести с ситуацией клиента

Консультант посредством выражения своих чувств раскрывается перед клиентом. Раскрыться в самом широком смысле – значит показать свое эмоциональное отношение к событиям и людям.

  1. Структурирование консультирования –организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования.

Вопрос 43

Педагогика – наука о воспитании и образовании человека. Раскрывает сущность, цели, закономерности воспитания и образования, а также их роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание и образование человека.

Объектом педагогики является воспитание, как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предметом выступают противоречия отношения, технологии осуществления процесса воспитания.

Объектом является процесс воспитания как процесс взаимодействия между педагогом и ребенком.

Предметом являются технологии, способы организации этого взаимодействия.

Целью науки является описание, объяснение, прогнозирование, исследование процессов и явлений действительности.

Задачи педагогики:

  1. Изучение истории развития педагогического знания и его использования в практической деятельности;
  2. Разработка методологии и методики педагогического исследования;
  3. Создание научной картины педагогической реальности;
  4. Проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам;
  5. Теоретическая и прикладная разработка системы педагогической работы в обществе;
  6. Разработка и обоснование интенсивных педагогических технологий, методов, форм педагогической работы по успешному решению задач обучения, воспитания, образования и развития;
  7. Педагогическое обеспечение функционирования и непрерывного развития образовательной системы;
  8. участие в международных педагогических проектах.

Задачи педагогики:

  1. Подготовка детей к условиям современной жизни.
  2. Формирование у ребенка нравственных качеств.
  3. Развитие у ребенка умения учиться и самостоятельно получать знания.
  4. Развитие всех познавательных процессов (мышления, памяти, речи, внимания и т.д.).
  5. Личностно-ориентированный подход к ребенку.

Методология педагогической науки. (Пидкасистый)

Методология педагогикиесть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества исследовательской работы.

Как и наука в целом, эта отрасль научного познания выступает в двух аспектах: как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. Имеются в виду два вида деятельности — методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых — выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения эффективности и качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически — значит использовать методологические знания для обоснования программы исследования и оценки ее качества.

Методологические принципы педагогики:

a. Принцип гуманности и демократичности педагогики.

b. Принцип социальной обусловленности воспитания.

c. Принцип формирования личности в обществе и группе.

d. Принцип системности.

e. Принцип определяющей роли активности самой личности в собственном развитии.

Вопрос 44

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель.

Педагогический процесс представляют как систему из пяти элементов (Н.В.Кузьмина):

1. Цель обучения (для чего учить)

2. Содержание учебной информации (чему учить)

3. Методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить)

4. Преподаватель

5. Учащиеся

Педагогический процесс создается педагогом.

Структура педагогического процесса:

Цель – принципы – содержание – методы – средства – формы.

Цель –отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремится педагог и ученик.

Принципы –это часть опыта поколений, который передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выработанным направлениям.

Содержание образования – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которого необходимо для успешной деятельности в определенной сфере.

– тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях ЗУНов, личностных качеств.

Методы – это действия педагога и учащихся, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства – как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса – придают пед.процессу логическую завершенность, законченность.

Динамичность пед.процесса достигается в результате взаимодействия трех его структур:

1) педагогической (см.выше)

2) методической (цель разбивается на ряд задач, в соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности педагога и учащихся)

3) психологической ( а) познавательные процессы, б) мотивация учения, в) напряжение)

Понятие о воспитательных системах. (А.А. Реан)

Система воспитания – это совокупность взаимосвязанных целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза,государства) и логики выполнения социального заказа.

Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость.

Специфика систем воспитания, наиболее известных в мире.

Спартанская система воспитания. Цель – подготовить воина – члена военной общины. (физические упр-я и испытания) – VI-IVв.в. до н.э.

Афинская система воспитания.Осн.задача – всестороннее и гармоничное развитие личности. Главныйпр-п – соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

Религиозная традиция воспитания.(VI-XVв.в., в Европе).Осн.задача – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм.

Сословное воспитание: (XVIII-XXв.в.)

А) Рыцарское воспитание. В основе воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на муз.инструменте.

Б) Воспитание джентельмена. Направлено на:

- физическое воспитание, выработку характера, развитие воли.

- нравственное воспитание и обучение хорошим манерам.

- трудовое воспитание.

- развитие любознательности к учению.

Данная система ориентирована на учет инд-х особенностей воспитанника и на развитие его личности, становление человека как индивидуальности.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив (А.С. Макаренко) – была реализована в России с 1930 по 1980 г.г. – Система «коммунистического воспитания». Главная задача – воспитание человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Осн.показатели успешности: коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, отв-ть перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Главным для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.

Вопрос 45

Наши рекомендации