Психология ранее созданных ролей-частиц

Часто в психотерапии новое решение предлагается клиенту поверх старого решения. Например, если кто-то решил: “Мужчинам (женщинам) нельзя доверять”, то многие формы терапии предлагают решить иначе: “Иногда мужчинам (женщинам) можно доверять” или “Вполне можно доверять”, или что-то в этом роде. Такая попытка перестроить опыт, перестраивая убеждения, обычно дает незначительные результаты.

Принцип: Когда наблюдатель создает убеждение, первое убеждение сильнее. Поэтому создание нового убеждения поверх предыдущего вызывает усиление конфликта.

Надеюсь, что этот принцип объясняет частичную неудачу и “принятия нового решения” в психологии, и “утверждения положительных мыслей” философов новой эры. В обоих случаях наблюдатель создает “нежелательное убеждение”, например “Мир не безопасен”, и пытается превратить его в “Мир безопасен”. Каждый раз, когда он пишет, утверждает или принимает другое решение: “Мир безопасен”, он еще больше укрепляет противоположное. Чтобы знать, чего не хочешь, приходится сохранять первое решение.

Давайте возьмем еще один пример. Клиент приходит и жалуется на свою неспособность применять силу. Во время сеанса он говорит: “Я не хотел быть похожим на маму (папу), я решил быть совершенно другим”. С квантовой точки зрения этот клиент должен сохранять в сознании “маму (папу)”, чтобы всегда знать, кем не быть. Первое построение—это впечатление о “маме (папе)”, а созданное как противоположность—“Я не хочу быть таким, как они”. Происходят две вещи. Во-первых, во время стресса взрослые говорят точно так же, как их матери и отцы (первое созданное впечатление). Во-вторых, если наблюдатель должен сохранять обе реальности, качества “мамы (папы)” могут быть перенесены на начальника, мужа, жену, или инспектора по кредитам из банка. Возможен еще один сценарий: что человек в роли начальника или авторитета станет точно таким же, как “мама (папа)”, отфильтровывая другую информацию и воспринимая подчиненного как беспомощного ребенка, второе созданное впечатление.

Это примеры того, как наблюдатель создает разнообразные пузырьки и жизненные переживания с помощью таких структур.[22]

В квантовом упражнении 55, мы прояснили вопрос о создаваемой наблюдателем реальности и отличием между наблюдателем и наблюдаемым. В упражнении 56, мы просим вас увидеть, что вы находитесь за рамками наблюдателя и наблюдаемого, так сказать, просим осознавать, что вы осознаете. Пожалуйста, НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К квантовому упражнению 57, пока вам не станет совершенно ясно, что вы можете осознавать наблюдателя и его создание. Может быть, вам даже нужно потратить день, неделю или больше, тренируясь осознавать наблюдателя. Это можно делать, постоянно задавая себе вопросы предыдущих упражнений: “В чем отличие между мной и наблюдателем чувств, мыслей и эмоций?”. Если вы не переживаете этого на опыте, остановитесь и поработайте над этим. Для следующего квантового скачка требуется ясность в предыдущем шаге.

Квантовое упражнение 57

“Все состоит из пустоты, а форма—сгущенная пустота.” (Альберт Эйнштейн)

Шаг I: Заметьте переживание, убеждение, или я-роль, которое вас беспокоит, например “Я не люблю себя”.

Шаг II: Заметьте форму этой части(цы), “я-роли”; это поместит вас вовне этой частичной я-роли.

Шаг III: Продолжайте выносить свое осознание дальше, замечая, что я-роль, частица “Я не люблю себя” похожа на пузырек, плавающий в пустоте.

Шаг IV: Позвольте пузырьку, плавающему в пустоте, рассматриваться как сгущенная пустота. Другими словами, заметьте, что пустота уплотнена и превращена в частицу, и что если её рассеять, стала бы пустотой.

Шаг V: Заметьте, что происходит, когда вы это узнаете.

Наблюдатель состоит из того же вещества, что и наблюдаемое

Чтобы переживать на опыте проблемное состояние, нужно воображать и делать вид, что есть отличие между наблюдателем и тем переживанием, которое наблюдатель создает. Например, если наблюдатель создает переживание: “Я люблю себя”, он должен делать вид, что состоит из другого вещества, чем наблюдаемое. Если наблюдатель не играет в эту игру, и вещества рассматриваются как одно и то же, то не может быть контрастов, и следовательно не может быть переживания.

Проблемы могут возникать только при наличии “я”, отдельного от проблемы. Когда вещество, то есть наблюдатель и наблюдаемое, рассматриваются как одно и то же, проблема и испытывающий проблему сливаются и исчезают.

Квантовое упражнение 58

“В квантовой физике ученые входят в состав сложной системы без четко определенных границ, и ученому не обязательно описывать экспериментальную установку как изолированный физический объект, чтобы включить её в научный эксперимент. Говоря другими словами, субъект и объект объединяются… или субъект и объект существуют только вместе .” (Капра, 1976:121)

Шаг I: Заметьте, когда у вас происходит переживание (например, “Я люблю себя”, злость, и тому подобное).

Шаг II: Заметьте наблюдателя переживания.

Шаг III: Заметьте отличие между собой и наблюдателем, спрашивая себя: “В чем отличие между мной и наблюдателем?”

Наши рекомендации