Стадии процесса социализации

Отечественная социальная психология пола­гает, что социализация личности происходит в процессе трудовой деятельности, что и слу­жит основанием для классификации стадий: дотрудовая (охватывает период от рождения до начала трудовой деятельности), трудовая (период зрелости человека) и послетрудовая, считает Г. М. Андреева.

Трудовой период имеет очень условные границы. Особо значим вопрос о непрерывно­сти образования, в том числе образования взрослых. Актуальным становится сотрудни­чество с акмеологией — наукой, изучающей закономерности и механизмы развития чело­века на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Послетрудовая стадия вызывает много споров. Некоторые полагают, что бессмыслен­но говорить о социализации в период свертыва­ния социальных функций (крайнее выражение идеи — десоциализация). Существует и пря­мо противоположная позиция, косвенным при­знанием которой является возрастная перио­дизация Э. Эриксона, выделившего период зрелости (после 65 лет).

А. В. Петровский выделяет три стадии раз­вития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интегра­цию. Прохождение «микрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (инте­грация).

Любой период начинается адаптацией, представляющей усвоение и овладение об­щественными нормами, формами и средства­ми деятельности. Человек обучается быть личностью, что не происходит в случаях с феральными людьми — это те, кто по каким-то причинам не прошел процесс социализации, не усваивал и не воспроизводил в своем развитии социального опыта (дети-маугли).

Индивидуализация вызывается противо­речием между достигнутым результатом адап­тации и потребностью в максимальной реали­зации своих индивидуальных особенностей. Личность выступает как субъект общественных отношений, проявляет собственное «я».

Третья фаза вызывается противоречием между потребностью личности в реализации и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которая в слу­чае успешной социализации разрешается как интеграция личности и группы. Эта фаза завер­шает возрастной период и одновременно под­готавливает переход к следующему.

Если переход к новому периоду не подготов­лен внутри предыдущего успешным протекани­ем фазы интеграции, то на рубеже между любы­ми периодами складываются условия для кризиса развития личности. Согласно концеп­ции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхожде­ния в новую группу (в любом возрасте), и возрастной аспект социального развития лич­ности.


ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Конкретные группы, в которых личность при­общается к системам норм и ценностей и кото­рые выступают трансляторами социального опыта, называются институты социализации.

Институты социализации — это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются систе­мой внешней регуляции поведения индивида,
считает Е. В. Андриенко.

Эффективность социализации обуславлива­ется их нравственным, культурным, экономи­ческим состоянием.

Наиболее значимым является семья. Она занимает особое место в социализации лично­сти, ее нельзя ничем заменить. В семье осу­ществляется первый адаптивный период со­циальной жизни человека. Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за нарушенных эмоциональных контактов, группо­вой идентичности.

По мнению Б. Ю. Шапиро, семья как со­циальный институт имеет следующие функ­ции: репродуктивную, педагогическую, хо­зяйственно-экономическую, терапевтическую и организацию досуга.

В современном обществе все большее зна­чение играют дошкольные детские учреж­дения, однако как объекты социально-психоло­гического исследования они практически не изучались. В настоящее время нет лонгитюдных исследований, показывающих зависимость формирования личности от того, какой тип


СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ


Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Липтоном и Дж. Мидом независимо друг от друга. Р. Липтон трактовал социальную роль как единицу общественной структуры, которую мож­но описать в виде заданной человеку системы норм. Дж. Мид рассматривал социальную роль как многообразие функций, которые человек вы­полняет и способен выполнять в социуме.

Рассмотрим некоторые определения со­циальной роли:
1) фиксация определенного положения, ко­торое занимает тот или иной индивид в систе­ме общественных отношений;
2) функция, нормативно одобряемый об­разец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
3) общественно необходимый вид социаль­ной деятельности и способ поведения личности, который несет печать обществен­ной оценки (одобрение, осуждение и т. д,);
4) поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
5) устойчивый стереотип поведения в опре­деленных социальных ситуациях и др.
Т. Шибутани считал, что социальные роли несут функцию закрепления оптимальных спо­собов поведения в определенных обстоятель­ствах, выработанных человечеством на протя­жении длительного времени.
Социальные роли связаны с правами и обязанностями. Гармония прав и обязан­ностей предполагает оптимальное выполнение социальной роли, нарушение приводит к доми­нированию только обязанностей или прав, что может свидетельствовать о том, что роль не усвоена или не существует согласия относи­тельно прав и обязанностей. Таким образом, социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Виды социальных ролей определяются разнообразием групп, видов деятельности и от­ношений, в которые включена личность.

В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные — связаны с социальным статусом, профессией, видом деятельности. Выделяют социально-демо­графические роли: муж, жена, сын, дочь...
Межличностные роли связаны с межлич­ностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне: лидер, кумир, обиженный.
Традиционно социальные роли изучались в западной социальной психологии, где исполь­зуется термин аттитюд.

Выделены четыре функции аттитюдов:

1) приспособительная(утилитарная, адаптив­ная) — направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению целей;

2) функция знания — дает упрощенные указа­ния относительно способа поведения по от­ношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (ценности, саморегуля­ции) — выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выра­жения себя как личности;

4) функция защиты — способствует разреше­нию внутренних конфликтов личности.


ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ И ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

В настоящее время сложился целый ряд под­ходов к проблеме личности: биологический (развитие личности — это развертывание гене­тической программы); социологический (лич­ность — это продукт культурно-истори-ческого развития; недостаток — личность лишается активности, субъектности); индивидуально-психологический (развитие личности опре­деляется врожденными особенностями: кон­ституцией, типом нервной системы и т. д.); социально-психологический и др.
Специфика социально-психологическо­го подхода к пониманию личности: объясняет механизмы социализации личности; раскрывает ее социально-психологическую структуру; позво­ляет диагностировать данную структуру характе­ристик личности и влиять на нее.

Существуют различные социально-психо­логические теории личности: американские, восточные, отечественные. Среди них выделяют­ся психодинамические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические, ролевые теории личности, теория А. Маслоу о са­моактуализации «я», теория зеркального «я» («Я — концепция»), экзистенциальные.

Среди отечественных социально-психо­логических теорий можно выделить: теорию отношений В.Н. Мяснщева, теорию установки Д. Ч.Узнадзе, диспозиционную теорию личности, структуру личности К. К. Платонова, тео­рию интегральной индивидуальности. Эти тео­рии позволяют говорить о личности не только как об индивидуальном, но и как о типичном со­циально-психологическом явлении.

Исследование личности (качеств, свойств) имеет давнюю традицию как в общей, так и в со­циальной психологии, однако до сих пор не раз­работаны принципы построения системы ка­честв личности, хотя и намечены подходы к решению этой проблемы.

Г. М. Андреева полагает, что наиболее про­дуктивным является подход, согласно которому непосредственная среда деятельности личности — группа — наделяет личность определенными свойствами. В пользу тако­го подхода приводятся два довода:

1. Результат активности каждой личности, продукт ее деятельности выступают как некото­рая реальность — группа, поэтому личность неизбежно оценивается другими членами группы. Выделяются четыре процесса меж­личностного оценивания: интериоризация (усвоение личностью оценок со стороны дру­гих членов группы); социальное сравнение (сравнение с другими членами группы); само­атрибуция (приписывание себе качеств, вы­полняемое на основе двух предшествующих процессов); смысловая интерпретация жиз­ненного переживания.

2. Совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций взаимодействия, входе которых усилия каждой личности сопрягаются с усилиями других чле­нов группы.


СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Существуют различные подходы к вопросу о структуре личности, что позволяет выделить общие методологические проблемы.

1. Различие трактовок понятия «личность» в общей психологии. Если понятия «личность» и «человек» - синонимы, то структура личности включает все характеристики человека, если личность — это социальное качество человека, должны описываться лишь социальные свой­ства.

2. Неоднозначность употребления понятий «социальные свойства личности» и «социально-психологические свойства личности».

Принципы построения структуры личности различны: это могут быть качества, изучаемые при помощи личностных тестов (Г. Айзенк, Р. Кеттел и др.), индивидуально-психологиче­ские особенности человека или полный набор самых разнообразных свойств человека. Однако в некоторых исследованиях выделяются имен­но социально-психологические качества, которые рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым». Эти качества сведены в четыре группы:
1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной пер­цепции, воображения, интеллекта, характе­ристик межличностного оценивания);
2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;
3) более общие, связанные с социальным по­ведением и позицией личности(активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);
4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демокра­тическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т. д.)

А. Н. Сухов, А, А. Бодалев, В. Н. Казанцев и другие включают в социально-психологи­ческую структуру личности следующие качества: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу (направленность, жизненные цели, планы), когнитивные характе­ристики (картины мира); «Я — характеристики» ; («Я — концепцию», «Я — образ», самоотношение, самооценку); локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоционально-психические состояния, со­циальные чувства личности.

Еще более неразработанным является поня­тие социально-психологические способности личности. Эти способности связаны с проявлением личности в общении и часто определяются через такие широкие понятия, как «социально-психологическая компетентность», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др.

Социально психологические качества — это качества, формирующиеся в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности и общения.


МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ПРОПАГАНДА
Социально-психологические исследования в системе средств массовой коммуникации и пропаганды развиваются очень активно, при этом исследуются все составные части комму­никативного процесса: коммуникатор, сооб­щение, аудитория, канал, эффективность. Однако опосредованность массовой коммуни­кации техническими средствами, ее высокая социальная направленность накладывают свое­образный отпечаток на эти структурные компо­ненты.

Коммуникатор приобретает коллективный характер, так как это не отдельный индивид, а некая социальная группа, которая готовит, редактирует материал и т. п. В силу этого коммуникатор выполняет две функции:
1) продуцирование; 2) трансляция сообщения.

Экспериментально установлено, что при вос­приятии коммуникатора человек реагирует и на исходящее сообщение, и на его личность, что необходимо учитывать для повышения эффек­тивности воздействия.

Аудиторию составляют группы различного размера и различной степени организованно­сти; она остается анонимной и при этом форми­рует желанный образ ведущего программу, со­поставляет его с реальным образом и выносит свое суждение.

Обратная связь не поступает немедленно, что сильно модифицирует коммуникативный процесс.

При организации прикладных исследований важно учитывать канал передачи информации: радио, телевидение, печать, устные, публичные выступления.

Пропаганда — это распространение и внед­рение в сознание различных слоев населения убеждений для формирования определенной идеологии. Психология пропаганды выявляет социально-психологические закономерности информационно-пропагандистской деятель­ности.

С рассматриваемым кругом проблем тесно связаны исследования в области рекламы ^В. Г. Зазыкина, Ю. Э. Ширкова

Социально-психологические исследования в области рекламы определяются практическими запросами. Наиболее злободневный — опреде­ление эффективности рекламного воздействия, изучение потребностей рынка в том или ином то­варе. Остро встает вопрос об аудитории, о фор­мировании положительного образа марки (брэнда). Социальные психологи в области рек­ламы решают проблему представления марки то­вара в категориях человеческих ценностей как желательного образа и в соответствии с этим раз­рабатывают товарный знак или особый девиз.

В современном обществе возрастает роль политической рекламы. Она влияет на вос­приятие населением проблем политики; способ­ствует формированию имиджа политиков, поли­тических партий, государственных институтов и учреждений. Политическая реклама тесно связана с РВ (от англ. public relations) — уста­новление различными организациями связи с общественностью.

БОРЬБА С ПРОТИВОПРАВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Борьба с противоправным поведением — : это традиционная сфера деятельности юридических наук, однако профилактика борьбы , с преступностью и прежде всего с несовершеннолетними правонарушителями имеет отношение и к социальной психологии.

С позиции социальной психологии преступность (противоправное поведение) — это со­циальное явление, возникающее в результате деформаций социальных отношений, дисфункции социальных институтов и личности. Каждому типу политического режима соответствует определенный вид деформации социальных отношений, институтов и общностей.

Для тоталитарного режима характерна изоляционная, жестко-нормативная деформация социальных отношений (глобальный контроль). Дисфункция социальных институтов проявляет­ся в связывании силовых структур вести поли­тический сыск.

Переходному периоду соответствует хаос, который является максимально благоприятной средой для преступности.

Механизм преступности — это процесс криминализации личности и общностей. Совер­шению преступления, как правило, предшеству­ет определенный отрезок времени. Приобрета­ется преступный опыт в процессе асоциализации как добровольно, так и принудительно. Структу­ра асоциализации включает в себя определенные институты, а также способ передачи преступного опыта — криминогенное общение. Асоциализация наблюдается и в условиях сво­боды, и в местах лишения свободы.

Сегодня наиболее приемлемым подходом для анализа современной преступности в Рос­сии является социологический и социально-психологический взгляд на природу данного явления.

Блок проблем социальной психологии — это выявление условий формирования противоправ­ного поведения: роль первичной микросреды, в которой формируется личность, — семьи и школы; механизмов влияния на подростков референтной группы и группы — членства; роль статуса в формировании личностных качеств и др.

Задача социального психолога — помочь выявить те отклонения от свойств законопо­слушной личности, которые фиксируются в каж­дом отдельном правонарушителе.

В этой связи представляют интерес иссле­дования по проблеме комфортности право­нарушителей по отношению к группам разного типа. Выводы из этих исследований свидетель­ствуют, что чисто внешнее принятие позиции группы приводит неустойчивого человека, что характерно для подросткового возраста, к со­вершению правонарушения:

Роль социальной психологии в борьбе с пра­вонарушениями проявляется также и в разра­ботке форм и методов реадаптации личности после понесения наказания, например, после возвращения из мест лишения свободы.

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

Именно общество задает задачи для социаль­ной психологии, оно диктует ей проблемы. Со­циальный психолог обязан понимать эти проб­лемы общества, уметь чутко улавливать их, осознавать, в какой мере и в каком направлении он может способствовать решению этих проблем. В нашем современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально-психологических знаний.

Специфика социальной психологии со­стоит не только в ее идеологической направлен­ности, в теории и методологии. Когда эта тради­ция складывается в новом типе общества, она порождает и новую проблематику. Большинство из открытых в традиционной социальной психо­логии явлений имеют место и в социалистичес­ком обществе: лидерство, коммуникативные процессы, сплоченность, межличностные отно­шения — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Нужно иметь в виду два обстоятельства. Эти, описанные в тради­ционной социальной психологии, явления при­обретают здесь совершенно иное содержание, формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возни­кают по отношению к определенным обществен­ным явлениям — все это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Общественными потребностями продиктован методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем.

Так обстоит дело, например, с проблемати­кой коллектива. Коллектив — это особое явле­ние, свойственное лишь социалистическому обществу. То же можно сказать и относительно социально-психологических проблем социа­листического соревнования. Общество диктует проблемы социальной психологии, а долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы и разобраться в них.

Кроме задач общетеоретического плана, перед социальной психологией общество ста­вит и конкретные прикладные задачи. Приклад­ные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются из всех сфер общественной жизни.

Социальная психология включает в себя:
1) характеристику предмета социальной психо­логии, историю развития основных идей, ме­тодологические принципы;

2) закономерности общения и взаимодействия людей;

3) проблему группы в социальной психологии;

4) проблему личности в социальной психологии;

5) основные направления прикладных исследо­ваний.


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКО ИССЛЕДОВАНИЯ

Существующие философские принципы не могут быть применены в исследованиях каж­дой специальной науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии.
Выделяют черты научного исследования:

1) оно всегда имеет дело с конкретными объек­тами;
2) для него характерно разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями;
3) в нем дифференцированно решаются логи­ческие, эмпирические и теоретические позна­вательные задачи;
4) его цель — не только построение объяснений фактов и процессов, но и предсказание их. Эти черты можно свести к трем: тщательный сбор данных, объединение полученных данных в принципы, проверка и использование принци­пов в предсказаниях.
Обычно модель научного исследования строится на примерах точных наук, прежде всего физики. Вследствие этого многие су­щественные для других научных дисциплин черты оказываются утраченными. Для социальной психологии необходимо оговорить ряд специфи­ческих проблем, касающихся каждой из назван­ных сторон.
Первой проблемой считается проблема эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть данные об открытом поведении индивидов в группах и др. В бихевиори­стской социальной психологии за данные при­нимаются лишь факты открытого поведения. Проблема данных: каков должен быть их объем? Соответственно тому, какой объем данных при­сутствует в социально-психологическом иссле­довании, все они делятся на два типа:
1) корреляционные, основанные на большом массиве данных, среди которых отыскивают­ся различного рода корреляции;

2) экспериментальные, где исследователь работает с ограниченным объемом данных и где смысл работы заключается в произволь­ном введении исследователем новых пере­менных и контроль за ними.

Второй чертой научного исследования явля­ется интеграция данных в принципы, построе­ние гипотез и теорий. Гипотеза представляет в социально-психологическом исследовании теоретическую форму знания. Отсюда важней­шее звено социально-психологического иссле­дования — формулирование гипотез. Одна из причин слабости многих исследований — негра­мотное построение гипотез или их отсутствие.

Третья черта научного исследования — обязательная проверяемость гипотез и по­строение на этой основе обоснованных пред­сказаний.

Выделяют два важных следствия: первое — наука может пользоваться только методом эксперимента, и второе — наука по существу не может иметь дело с теоретическими знаниями.

Наши рекомендации