Александр Николаевич Островский

(1823–1886)

Драма «Гроза» (1859)

Островский — основоположник национального театра

Традиционный театр Театр Островского
- театр не имел постоянной труппы профессиональных актеров; - спектакль ориентировался на одного ведущего актера; - отсутствовала режиссура, не было тесного взаимодействия между автором и постановщиком; - спектакль не был ориентирован на демократическую аудиторию (на народ) - отстаивает принципы авторского театра; - организован по образцу театров У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И.-В. Гете; - вводит постоянный состав труппы; - ориентирован на спектакль в целом и равенство всех ролей; - Островский становится одновременно автором и режиссером-постановщиком; - драматург пишет произведения с расчетом на их реальную сценическую постановку; - выводит на сцену купечество; - ориентируется на различные слои общества. Зритель из народа учится разбираться в жизни, искушенный зритель получает «целую перспективу мыслей, от которых не отделаешься»; - Островский делает театр истинно народным, создает для него типично русский репертуар
А. А. Григорьев: «Театр как дело серьезное и народное начался у нас тоже недавно, начался настоящим образом с Островского»
И. А. Гончаров: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”»

История создания и постановки

Островский пишет «Грозу» с июня–июля по 9 октября 1859 г.
Автор обращается к злободневным темам своего времени, показывая кризис патриархальных устоев жизни (тема «темного царства») и появление положительного, светлого начала, героини из народной среды (тема «горячего сердца»)
Премьера спектакля состоялась 16 ноября 1859 г. на сцене московского Малого театра и имела огромный успех.
Опубликована в 1860 г. в журнале «Библиотека для чтения»

Русская критика о драме

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», 1860 г.
Добролюбов считает, что «темное царство» порождает самодуров и их жертв: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца». Этот бунт исходит из глубин народной жизни. Героиня «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Критик замечает, что «жить в «темном царстве» хуже смерти»
А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского», 1860 г.
В «Грозе» показаны фундаментальные начала народной жизни. Островский «не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности не “самодурство”, а “народность”». Катерина и Кабанова представляют два полюса народной жизни
Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы», 1864 г.
«Темное царство» порождает «карликов и вечных детей». «Первые делают зло активное, вторые — пассивное; первые больше мучают других, чем страдают сами, вторые больше страдают сами, чем мучают других». Героиня — не «луч света», она «вечный ребенок», который своим ужасным поступком, самоубийством, делает «последнюю и величайшую нелепость». Будущее — за Базаровым

Символика названия



Композиционная роль В первом действии начинает надвигаться гроза, когда Катерина упоминает о своей любви. В четвертом гроза предвещает гибель: «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю; потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит, вот увидишь». Разражается гроза в кульминационной сцене признания Катерины
Тихон Называет грозой брань своей матери: «Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»
Кулигин «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать!» В грозе таятся созидательные и разрушительные силы
Дикой «Гроза-то нам в наказание посылается…»
Катерина Боится грозы: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми». Гроза у героини ассоциируетсяс Божьей карой

Сюжет и композиция

Действие первое Действие начинается в «общественном саду на высоком берегу Волги» в городе Калинове. Дикой распекает своего племянника Бориса, который зависит от воли дяди. Кабанова с сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной гуляют в саду. Мать все время упрекает Тихона и Катерину в нелюбви к ней. Хочет, чтобы сын был построже с женой. Катерина рассказывает Варваре о своем детстве, о прекрасной жизни с маменькой, о своем несчастливом положении в замужестве. Надвигается гроза
Действие второе Варвара признается, что знает о любви Катерины к Борису. Тихон уезжает, во время прощания Кабанова велит сыну дать приказания жене, как вести себя. Варвара дает Катерине ключ от калитки, чтобы девушка увиделась с Борисом
Действие третье Кабанова общается с Диким. Ночью в саду Варвара встречается с Кудряшом, Катерина и Борис объясняются в любви
Действие четвертое Тихон возвращается домой. Гремит гром, Катерина не может молчать о своем грехе, признается при всех, что она десять ночей встречалась с Борисом
Действие пятое Тихон рассказывает Кулигину, как любит жену и страдает в одиночестве. Варвара сбегает из дома. Катерина прощается с уезжающим в Сибирь по воле Дикого Борисом и бросается в Волгу. Тихон обвиняет мать в смерти жены, жалеет, что он сам остался жив
Автор расширяет пространство сценического действия. События происходят в «Грозе» не только в комнатах, но и на природе, и эта природа становится неотъемлемой частью сюжета

Система персонажей

«Темное царство» Жертвы «темного царства»
Самодуры, угнетатели. Своей властью подавляют все человеческое в окружающих. Представители косного, неподвижного», типа мышления: Кабаниха; Дикой Катерина; Тихон; Борис; Варвара; Кулигин; Кудряш

Главные герои

Катерина

Наши рекомендации