Концептуальные репрезентации

Концепты — это естественные категории, которые обозначаются словами обы-
денного языка. Вопрос — каково их содержание? Существуют две точки зре-
ния: классическая и релятивистская [Richard J., Richard An, 1992, p. 431—437].

Классическая точка зрения

Все элементы, входящие в концепт, должны обладать свойствами, кото-
рые являются необходимыми и достаточными для определения данного
концепта. Концепты различаются по уровню общности и объему (числу
элементов, образующих данный концепт). Чем больше общность, тем
меньше объем концепта. Концепт можно описать с точки зрения класси-

Виды репрезентаций

ческой логики как класс, все элементы которого эквивалентны, и смеж-
ные классы однозначно отделены друг от друга: достаточно указать, обла-
дает ли элемент какими-то признаками, для того чтобы определить его
принадлежность к классу.

Релятивистская точка зрения

Классическая точка зрения достаточно хорошо описывает искусственные
концепты, но не пригодна для моделирования естественных категорий, для
которых практически невозможно дать исчерпывающую и полную дефи-
ницию. Помимо физических свойств естественные категории характери-
зуются функциональными свойствами. Несмотря на то, что естественным
категориям присуши большая неопределенность и многозначность, они
выполняют роль в структурировании и функционировании наших знаний.
Согласно релятивистской точке зрения, не все члены категории (приме-
ры концепта) являются равнозначными: некоторые из них оказываются бо-
лее репрезентативными по сравнению с другими. Например, время назы-
вания и узнавания конкретных примеров какого-либо концепта (фрукты,
транспорт) сильно различается. Таким образом, можно говорить, что при-
меры различаются по степени типичности. Кроме того, прототипы разде-
ляют классы: они максимизируют сходство элементов внутри класса и уве-
личивают различие между классами.

Образные репрезентации

Ранее мы продемонстрировали существование образных репрезентаций,
описали их свойства и сравнили их с образом перцепции. Образные ре-
презентации, так же как и концептуальные, описываются с помощью мо-
делей прототипа. Образные прототипы «подчеркивают» сходство между
объектами, относящимися к одному классу. В экспериметальном исследо-
вании автора этой главы было показано существование так называемых
«да» и «нет» прототипов, т.е. ментальных репрезентаций, отвечающих за
принятие и отвержение объектов.

Репрезентации, связанные с действием

Функциональные репрезентации по аналогии с концептуальными допус-
тимо рассматривать как организованные в таксономическую сеть, в кото-
рой выделяются базовый уровень и прототипы. Базовая структура действия
организована двумя существенными компонентами: целью действия и спо-
собом его реализации. При интерпретации как своих, так и чужих действий
возможно доминирование одного из компонентов действия — действие ин-
терпретируется либо исходя из его цели, либо в связи с формированием
программы действий. Но в отличие от концептов, имеющих языковое вы-
ражение, не все репрезентации действия связаны с языком.

Diaea 6. Ментальная репрезентация

Функциональные репрезентации тесно взаимодействуют с образным
кодом (в частности, вследствие того, что выполнение операций — элемен-
тов действия — зависит от контекста).

Е.Ю. Артемьева [Артемьева, 1999] разработала модель «семантических
универсалий», которые наряду с концептуальными и образными компо-
нентами включают функциональные структуры. Автор вводит так называ-
емые «семантические корреляты активности», которые предопределяют
способ «оперирования» с объектом: «то, как мы манипулируем с объектом,
зависит от того, что мы о нем знаем» [Артемьева, 1999, с. 214]. По нашему
мнению, узнавание образных компонентов сложных объектов (размер, раз-
деление на отдельные части, ориентация и пр.) предполагает функциональ-
ные репрезентации, связанные с потенциальными операциями, соверша-
емыми данным объектом.

Социальные репрезентации

Социальные репрезентации изучались преимущественно в социологии и
социальной психологии. Социальные репрезентации играют важную роль
в поддержании социальных контактов, а также в адаптивном планирова-
нии, предвосхищении и реализации скриптов. Помимо этого социальные
репрезентации участвуют в формировании и поддержании «образа Я». По
мнению Дуаза (цит. по [Ghiglione, Bromberg, 1993]), репрезентации отве-
чают за использование приемлемых способов социального поведения. Ре-
пзезентации участвуют в понимании и интерпретации поведения других
лиц [Петренко, 1983].

Функционирование

При описании функционирования когнитивной системы можно придержи-
ваться двух планов изложения. Согласно первому, этапы функционирова-
ния воспроизводят архитектонику ментальной репрезентации. Это означа-
ет, что основные этапы функционирования аналогичны структуре менталь-
ных репрезентаций. Эта логика представлена в тех исследованиях, в кото-
рых этапы функционирования рассматриваются как отражение структур
репрезентации (например, в коннекционизме). В мультиформатных моде-
лях, где выделяются независимые концептуальные и образные репрезента-
ции, процесс функционирования описывается как протекающий в форме
концептов, представляющих собой естественные категории и включающих
Пропозициональные, образные и функциональные компоненты.
^ Второй возможный план анализа состоит в выделении собственно фун-
кциональных элементов без их жесткой привязки к структурам. Говоря о
функционировании ментальных репрезентаций, мы хотим подчеркнуть,
что те или иные знания, имеющие определенный формат, могут быть од-

Функционирование

новремепно как структурно стабильными, так и изменчивыми. Ле Ни [Le
Ny, 1980] различал репрезентации-типы и временные репрезентации. Пер-
вые составляют основу наших знаний о мире и имеют пропозициональную
структуру. Вторые суть формы, в которых проявляется знание примени-
тельно к данной ситуации. Сходная дихотомия «постоянного—временно-
го» была принята за основу Барсалу (Barsalou, Medin, 1986] при анализе каг
тегорий. Автор выделил два вида категорий: естественные, организован-
ные согласно таксономии, и образованные в зависимости от цели и обсто-
ятельств, так называемые ad hoc категории. Ришар [Ришар, 1998] разли-
чает собственно знания а текущие репрезентации. Первые отражают от-
носительно стабильную систему знаний и являются частью долговремен-
ной памяти, вторые — знания ситуационные, они отвечают за отражение
ситуации, формируются применительно к выполняемой деятельности, за-
висят от целей и условий.

Дихотомия постоянного и временного знания описывается дихотоми-
ей двух типов связей, связывающих единицы знания [Lieury, 1995; Richard J.,
Richard Ar., 1992, Herrmann, et al., 1986]: связей включения и связей часть-
целое.

' Связи включения образуют основу постоянных знаний, представляю-
щих собой концептуальные репрезентации. Концептами принято называть
естественные категории, которые помимо пропозициональных, включают
и образные компоненты. Концептуальной организацией может описывать-
ся ^"функциональная структура, в которой также можно выделить базовый
уровень, характеризующийся двумя существенными компонентами: целью
действия и способом его реализации.

Связи часть—целое отвечают за временные репрезентации. Принято в
качестве временных репрезентаций выделять схемы и скрипты. Схемы опи-
сывают временную организацию объектов, скрипты — временную органи-
зацию событий.

Деление на постоянное—временное правомерно не только в отношении
объектов, но действий. Постоянным репрезентациям соответствуют соб-
ственно действия (организованные концептуально), а временным — про-
цедуры, приуроченные к конкретным условиям (подробнее см. [Richard J.,
Kekenbosch, 1995, p. 209 и далее]).

Схема и скрипт. Впервые понятие схемы в связи с получением новых зна-
ний ввел Бартлетт в 1932 г. В схеме (с точки зрения ее функционирования)
можно выделить несколько основных характеристик. Во-первых, схема
представляет собой нечто целое при одновременной автономии относи-
тельно других знаний. Схема определяется не только через присущие
объекту свойства, но и через контекст, в котором она реализуется. Во-вто-
рых, схема имеет обобщенный и абстрактный характер. В ее структуре име-
ется несколько пустых мест, которые можно заполнить специфическими
элементами ситуации: эта операция называется партикуляризацией (или
подыскиванием примера). Схему можно дополнить недостающей информа-
цией. В экспериментальных исследованиях было показано, что, читая текст

Глава 6. Ментальная репрезентация

(напоминающеий по структуре схему), испытуемые «добавляют» недоста-
ющие элементы. Тот же самое верно и в отношении скрипта (например,
«пошли в кино» дополняется действием «купили билет»).

Скрипт представляет собой что-то вроде плана действия, в котором от-
дельные исполнительские действия могут заменять друг друга при условии
реализации поставленной цели.

Постоянные и временные репрезентации взаимно влияют друг на дру-
га. Во-первых, в ходе онтогенеза и микрогенеза происходит изменение по-
стоянных репрезентаций. Теория развития Пиаже (в частности, понятия
ассимиляции и аккомодации) также затрагивает проблему влияния суще-
ствующих знаний на интеграцию новых.

Постоянные репрезентации изучались в связи с проблемой формиро-
вания понятий, построения новых категорий, создания схем и скриптов.
Верньо ввел понятие концептуального поля, с помощью которого подчер-
кивается, что усвоение новых понятий зависит от освоенности прочих по-
нятий, входящих в концептуальное поле (примерами концептуальных по-
лей в области математики являются структуры сложения, вычитания, ум-
ножения и деления [Верньо, 1998]).

Временные репрезентации исследовались в связи с проблемой органи-
зации и управления поведением. Ок и Аламберти [Alamberti, Basien,
• Richard, 1995, p. 413] разработали модель управления деятельностью, со-
стоящую из трех уровней: автоматизированных операций, базового уров-
ня и пересмотра текущей репрезентации.

Базовый уровень соответствует обобщенному анализу ситуации, что по-
зволяет набросать приблизительный план «незавершенных» позиций и
скорректировать текущую репрезентацию. «Незавершенные» позиции пе-
рерабатываются, и на основе такой переработки принимается решение.
Иногда разрыв между ожидаемыми и наблюдаемыми параметрами пове-
дения требует пересмотра репрезентаций, что соответствует наивысшему
уровню функционирования скрипта (рис. 6.4).

В связи с обсуждаемой здесь проблемой соотношения постоянных и те-
кущих репрезентаций следует указать на особый способ разрешения дан-
ной проблемы в школе П.К. Анохина и в модели построения движений
Н.А. Бернштейна.

Наши рекомендации