Методы обучения менеджеров
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Члёть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
ности инженеров для выполнения менеджерских функций Выделяют при этом многие параметры. К ним относят следующие качества и свойства-
— стремление к искусству овладения менеджментом;
— трезвая оценка своих возможностей;
— умение прислушиваться к мнению других лиц;
— коммуникабельность;
— честность, правдивость, безупречное поведение; готовность взять на себя ответственность за решение сложных проблем,
— использование интуиции и логики в непредвиденных ситуациях;
— умение применить индивидуальный подход к сотрудникам /2/.
При определении Профессиональной пригодности будущих менеджеров личностным особенностям отдается приоритет перед профессиональной подготовкой
Американская ассоциация методов управления в течение семи десятков лет активно работает, объединяя более 80 тысяч членов Она включает консультационные фирмы, школы бизнеса, промышленные компании, сферы обслуживания Под вывеской этой ассоциации действуют более 2,5 тысяч курсов по повышению квалификации — от технических секретарей до президентов компаний Преподавание в них ведется с участием менеджеров крупнейших фирм На этих Курсах изучаются многие дисциплины, включая маркетинг, финансы, информационные системы. Филиалы ассоциации находятся не только в Америке, но и в других странах /1/.
Президент Американской ассоциации методов управления Т Хортон в своей книге "Что работает на меня" писал об отношении американских менеджеров к делу "Он должен работать с подчиненными так, чтобы они прониклись пониманием нужности дела, которым заняты... Хороший менеджер должен, с одной стороны, уметь ценить талант сотрудника, а с другой — знать, как избавиться от тех, кто не оправдал надежд, избавиться, не нарушая при этом законов порядочности" /6/.
И далее он отметил. "Менеджер должен уметь слушать людей, работник на низшей иерархической ступени лучше разбирается в своем конкретном деле, чем менеджер"
Т. Хортон развил свои мысли, каким должен быть менеджер "В основе всех достоинств хорошего менеджера лежит честность. Без честности не может быть доверия Лидерство базируется на дове-
ПодпИсные индексы по каталогу Роспечати. 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
рии, и эффективность управления зависит от доверия Хороший менеджер обнаруживает гибкость, уступчивость в мыслях и поступках, но при этом не переступит четкой грани, за которой — нарушение этики" /6/.
В США ежегодно более 75 тыс человек заканчивают школы бизнеса со средним сроком обучения 2 года. В школах бизнеса, входящих в состав факультетов высших учебных заведений также готовят специалистов по управлению.
В Западной Европе большое значение придается внутрифирменным курсам подготовки специалистов по управлению По свидетельству руководителей компаний и фирм ФРГ, школы бизнеса дают достаточно глубокую теоретическую подготовку для менеджеров
Как показывает практика работы менеджеров в ФРГ, выпускники школ бизнеса часто меняют места работы, склоняясь больше к горизонтальным перемещениям, предпочитая открывать свое дело или работать с самого начала на ведущих позициях в небольших компаниях, а не в крупных корпорациях на второстепенных ролях.
В большинстве компаний Западной Европы на руководящие должности выдвигаются перспективные работники. Процесс определения таких работников совпадает с процедурой назначения на должность, т.е. кандидатуры, рекомендуемые на должность, рассматриваются непосредственно на заседаниях комиссии, включающей специалистов в области управления кадрами и высших должностных лиц компании.
Показательно, что лица из числа перспективных работников включаются в список кандидатов на выдвижение на ранних этапах их карьеры, практически с момента работы их в компаниях К работе правлекаются психологи и социальные психологи для проведения психодиагностического обследования этих лиц
Для выдвижения на должность руководителя необходимым является знание международного опыта в соответствующих областях производственной деятельности. Для подготовки к работе они направляются на курсы повышения квалификации управленческих работников или участвуют в семинарах, проводимых в самих компаниях.
Причем очень ценятся внутренние формы обучения, поскольку кандидаты на выдвижение вступают в непосредственный контакт с руководителями компаний, а потому лучше и быстрее знакомятся с проблемами и спецификой работы компании Вместе с тем применя-
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Члспу IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров
ются и внешние формы обучения, дающие возможность привлекать передовой опыт внедрения новейших методов управления.
Серьезно поставлено также дело с адаптацией работника к новой должности При выборе "лучших из лучших" на руководящие посты работники привлекаются для выполнения ответственных заданий по самым различным вопросам
Благодаря этой процедуре удается установить не только степень профессиональной компетенции перспективного работника, но и его управленческие способности, готовность не жалеть своего личного времени для выполнения серьезной и ответственной работы.
Однако некоторые руководители компаний препятствуют выдвижению наиболее перспективных работников из-за боязни конкуренции Поэтому нередко в кандидаты на выдвижение попадают лица со средними управленческими способностями
В некоторых компаниях, чтобы избежать такого явления, применяется система материального вознаграждения руководителей за хорошую подготовку перспективных работников. Кроме того, предусматривается возможность предоставления руководителям равноценного места работы в случаях их замены более молодыми способными работниками.
В международном центре управления (г. Бикингем) используется методика обучения "посредством деятельности" для подготовки магистров в области деловой администрации. Эта методика включает в себя классификацию общепринятых стилей поведения:
а) "деятели", ориентированные на активное экспериментирование;
б) "наблюдатели", ориентированные на рефлексию и кропотливое изучение задач,
в) "теоретики", ориентированные на создание систем, моделей, концепций;
г) "прагматики", ориентированные на поиск возможностей немедленного использования приобретенных знаний и умений.
Метод "обучения посредством деятельности" показал высокую эффективность подготовки менеджеров, поскольку он связан с мо-тивационной сферой менеджеров и направлен как на практические, так и на теоретические аспекты деятельности.
Несмотря на широкую сеть подготовки менеджеров в странах Европы и США наблюдается острая нехватка управленческих
Положение с управленческими кадрами в Европе и США
Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852
В. А. Розанова
кадров, в особенности среднего звена управления При расширении предприятий предполагается подготовка менеджеров на базе системы перспективного планирования, обучения и повышения квалификации персонала
Эта система неразрывно связана с развитием концепции самой организации, охватывающей стратегические цели и задачи, объем и параметры продукции и услуг, а также организационную структуру
Знание целей и перспектив организации позволяет должным образом спроектировать необходимое количество рабочих мест, а также определить требования к претендентам на их замещение. Поэтому становится возможным целена-правленное формирование и обучение кадрового резерва.
Опыт управленческой деятельности в странах Запада показывает, что процессы движения и развития кадров в организации с необходимостью требуют перемещения на управленческие должности людей, занимавшихся раньше инженерными разработками в узкой технической области.
Для того, чтобы такой человек выбрал в дальнейшем работу менеджера, необходимо изменение его мотивационной сферы, установок, склонностей, желаний и т.д. В дальнейшем должны быть развиты лидерские способности, выраженное стремление к успеху, ориентация на людей, наличие высокого интеллекта и др Среди этих качеств центральное место, занимает лидерство Его понимают как почти не поддающуюся определению и измерению способность, как правило, врожденную, вдохновлять людей на совместную работу в составе малой группы.
Самым трудным в работе менеджера является мотивирование людей на работу, где особенно важная роль принадлежит системе поощрений включающую не только материального вознаграждения, но и признание заслуг работников.
Существует определенная система мотивирования подчиненных, с которыми не может не считаться менеджер Среди них выделяются следующие правила мотивирования.
Обеспечение признания
1. Замечай успехи работников.
2 Дай людям возможность маневра и выбора
3 Когда нужно, поддержи людей.
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"
Часть IV. Глава 4. Оценка и подготовка управленческих кадров