Психическое развитие ребенка до года
Внутриутробное развитие.Внутриутробное развитие (пренатальное) оказывает влияние на психическое развитие ребенка на последующих стадиях развития. Особенно большое значение этой стадии развития придается в психоаналитических теориях развития. Психоаналитики придают серьезное значение даже тому, в каком психологическом состоянии родителей был зачат ребенок. В связи с этим даже введены понятия «желанный ребенок» и «случайно зачатый ребенок». Предполагается, что у желанного ребенка имеются существенные преимущества в дальнейшем психическом развитии. И более того, мысли матери о прерывании беременности могут нанести вред дальнейшему психическому развитию ребенка.
В социогенетических теориях, в том числе и отечественной психологии о пренатальном периоде развития ребенка, говорится о физиологическом состоянии матери и ребенка, о влиянии культуры поведения матери в период вынашивания ребенка на его развитии. Особенно указывается на необходимость соблюдать определенные нормы физической культуры, культуры питания, благополучного эмоционального состояния матери.
Пренатальный период длится в среднем 266 дней и состоит из трех стадий, соответствующих разным фазам развития.
Предзародышевая стадия длится две недели. Она соответствует развитию оплодотворенного яйца (зиготы) во время его перемещения в матку и внедрения в ее стенку вплоть до образования пупочного канатика.
Зародышевая стадия (эмбриональная) охватывает период с начала третьей недели после оплодотворения до конца второго месяца развития. На этой стадии происходит анатомическая и физиологическая дифференцировка различных органов.
Стадия плода начинается с третьего месяца до родов. В это время происходит развитие функций и систем, которые позволяют человеку адаптироваться к внешней среде после родов и развиваться. Однако способность к выживанию плод приобретает с 7-ми месяцев развития, и поэтому, начиная с этого времени, плод уже нередко называют ребенком.
Завершается период рождением ребенка, первым возрастным кризисом развития.
Период новорожденности.Этот период начинается с рождения. Во многом развитие на данном периоде определяется протеканием родов. Осложнения при родах и получение ребенком травм сдерживает его дальнейшее развитие.
На свет ребенок появляется абсолютно беспомощным существом с очень ограниченным набором врожденных (безусловных) рефлексов по сравнению с детенышами высокоразвитых млекопитающих. Данный факт способствует успешному формированию условных рефлексов у ребенка.
В период новорожденности ребенок адаптируется к условиям жизни, у него удлиняется период бодрствования по сравнению с периодом сна, формируются необходимые для психического развития реакции – зрительный и слуховой сосредоточения, закладывается основа перехода от ощущений к восприятию. Если ребенок в этот период попадает в условия сенсорной депривации (отсутствие достаточного количества воздействий внешней среди на анализаторы), его развитие резко замедляется.
Отличительная особенность развития новорожденного та, что деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем соматические движения. На этой основе формируется ориентировочный рефлекс и начинают складываться все более разнообразные рефлекторные связи. К концу второго месяца, как правило, у ребенка проявляется особая форма реагирования на взрослых, специфическая эмоционально-двигательная реакция, которую в возрастной психологии называют комплексом оживления. Эта реакция выражается бурным движением ручек и ножек, улыбающимся личиком. Появление комплекса оживления принято считать концом периода новорожденности и началом младенчества.
Младенческий период.Возрастной потребностью этого возраста является потребность в эмоциональном общении со взрослыми.
Основу социальной ситуации развития младенца составляет возрастное противоречие между его биологической беспомощностью и затруднением взаимодействия со взрослыми из-за невозможности использовать основное средство социального общения – речь.
Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь – с матерью. В нем важнейшую роль играют так называемые экспрессивные средства общения (улыбка, другие мимические проявления, позы), и особенно важны, по мнению психоаналитиков, чувствование взрослым ребенка, сила и богатство эмоций, проявляемых по отношению к ребенку. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь у него формируются эмоциональные эталоны, закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на подсознании определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. Л.И. Божович, считает, что в младенческом возрасте формируется потребность в общении со взрослыми и потребность во впечатлениях. Кроме этого, психическим новообразованием возраста принято считать возникновение автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.
При благоприятном развитии, не только при удовлетворении физиологических потребностей, но и создании эмоционального комфорта для ребенка, заключающегося в удовлетворении возрастных потребностей в эмоциональном общении между ребенком и матерью (другими близкими людьми), возникает чувство доверия к людям (Э.Эриксон), при котором мир воспринимается как безопасное место, а люди – заботливыми и надежными.
При неудовлетворении возрастных потребностей формируется недоверие к миру в целом и самому себе, его эмоции «обеднены», а он может быть подозрительным и настороженным.
К концу возраста возникают все предпосылки овладения прямой походкой. Перемещение ребенка в вертикальном положении меняет восприятие всего мира. Ожидание такого способа передвижения взрослыми в основном ожидаются к возрасту в один год, и поэтому этот возрастной кризис развития и назван кризисом первого года. Этим кризисом завершается младенчество и начинается период раннего детства.