Задание 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ

Предлагаемое вам упражнение включает в себя сбор и анализ некоторой информации, связанной с понятиями пола и тендера. Каждый из студентов вашей группы будет собирать данные о двух людях — о мужчине и о женщине. Вы попросите каждого из испытуемых составить самоописание, пользуясь формой, приведенной на стр. 201, а также ответить на ряд вопросов, касающихся его демографических характеристик и/или установок. Оценка саморписания будет сделана по Анкете половых ролей Бем (BSRI), с помощью которой можно получить показатели маскулинности и фемининности. Соотношениеэтих показателей определяет тип тендерной роли индивида: маскулинный половой тип (высокая маскулинность — низкая фемининность), фемининный половой тип (высокая фемининность — низкая маскулинность), высокий уровень андрогинии (высокая маскулинность — высокая фемининность) и низкий уровень андрогинии (низкая маскулинность — низкая фемининность). Подробные правила подсчета баллов приводятся на стр. 201-202.

Вашей группе следует решить, какую другую информацию (в дополнение к BSRI), касающуюся демографических характеристик и установок испытуемых, вы хотели бы собрать, то есть какая еще информация, по вашему мнению, имеет отношение к различиям в тендерных ролях. Такие переменные, как пол и возраст, уже внесены в формы BSRI, но там оставлено место еще для нескольких вопросов. Например, возможно, вы захотите оценить переменные, характеризующие семью испытуемого (является ли он первым ребенком в семье, пол и возраст сиблингов), или его этническое происхождение и принадлежность к определенной культуре. Вы можете оценить установки испытуемых по отношению к некоторым проблемам или спорным вопросам, связанным с тендером (например, дискриминация по половому признаку, изнасилование на свидании, аборты). Не забудьте присвоить каждому из этих вопросов числовой код.

Теперь попросите двух человек (мужчину и женщину) заполнить BSRI (инструкция и бланк для ответов приведены на стр. 202) и ответить на ваши дополнительные вопросы. Запишите полученные показатели маскулинности и фемининности, а также значения демографических и установочных переменных в




таблицу, как показано ниже (табл. 5.1). На занятиях вы сможете объединить все полученные данные, подсчитать средние баллы, необходимые для определения типа тендерной роли, и проанализировать данные различными способами.

Таблица 5.1

Женщина Мужчина

Задание 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ - student2.ru

Возраст

Показатель маскулинности по BSRI

Показатель фемининности по BSRI Тендерная роль (определяется в классе)

Анкета половых ролей Бем

Примечание.Число,предшествующее каждому определению, является порядковым номером данного пункта в анкете. Испытуемый указывает, насколько правильно каждое из определений описывает его (ее) по следующей шкале: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 — иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

Задание 5.1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕРНЫХ РОЛЕЙ - student2.ru

Подсчет результатов

1. Сложите баллы по пунктам 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41,44, 47, 50, 53, 56 и 59. Это показатель

фемининности испытуемого.

2. Сложите баллы по пунктам 1,4,7, 10, 13, 16, 19,22,25,28,31,34,37, 40,43,46,49,52,55 и 58. Это показатель маскулинности испытуемого.

3. На занятиях в классе, объединив все собранные данные, подсчитайте два срединных показателя (медианы): один для показателей маскулинности, а другой для показателей фемининности(напоминаем, что медиана — это показатель, соответствующий середине всего диапазона показателей). Проверьте, отличаются ли медианы мужчин и женщин. Индивидуальные показатели, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели, меньшие чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, вы перейдете от числовых BSRI-показателей каждого испытуемого к категориям «высокий» или «низкий», соотношение которых определяет тип тендерной роли ис-пытуемого. Испытуемые с высоким показателем маскулинности низким показателем фемининности относятся к маскулинному половому типу (МП); сочетание низкой маскулинности и высокой феми-нинности характерно для фемининного полового типа (ФП); высокие показатели маскулинности и фемининности характерны для высокого уровня андрогинии (ВА); а низкие показатели маскулинности и фемининности характерны для низкого уровня андрогинии (НА).

Самоописание А

Инструкция.Укажите, насколько правильно каждая из следующих характеристик описывает вас,пользуясь следующей шкалой: 1 — всегда или почти всегда неверно, 2 — обычно неверно, 3 — верно очень редко, 4 — иногда верно, 5 — часто верно, 6 — обычно верно, 7 — всегда или почти всегда верно.

1. Надеется только на себя

2. Покладистый

3. Готов оказать помощь

4. Защищает свои убеждения

5. Веселый

6. Легко поддается переменам настроения

7. Независимый '

8. Застенчивый

9. Добросовестный

10. Спортивный

11. Ласковый

12. Театральный

13. Напористый

14. Любит лесть

15. Счастливый

16. Сильная личность

17. Верный

18. Непредсказуемый

19. Сильный

20. Женственный

21. Надежный

22. Аналитический ум

23. Сочувствующий

24. Ревнивый

25. Имеет способности лидера

26. Внимательный к потребностям других

27. Правдивый

28. Любит риск

29. Понимающий

30. Скрытный

31. Легко принимает решения

32. Сострадательный

33. Искренний

34. Самодостаточный

35. Готов утешать других

36. Тщеславный

37. Доминантный

38. Вкрадчивый

39. Приятный

40. Мужественный

41. Сердечный

42. Серьезный

43. Желает иметь определенную позицию

44. Нежный

45. Дружелюбный

46. Агрессивный

47. Доверчивый

48. Неумелый

49. Действует как лидер

50. Похож на ребенка

51. Умеет приспосабливаться

52. Индивидуалистический

53. Не пользуется грубыми словами

54. Неорганизованный

55. Любит соревноваться

56. Любит детей

57. Тактичный

58. Честолюбивый

59. Добрый

60. Вежливый

Наши рекомендации