Низший уровень перцептивной психики

По А.Н. Леонтьеву, перцептивная психика является высшей стадией психического отражения. И даже на ее низшем уровне мы встречаемся с подлинными навыками и подлинными восприятиями. Предметное восприятие предполагает определенную степень обобщения и появление чувственных представлений.

На этом уровне развития находятся высшие беспозвоночные: головоногие моллюски и членистоногие (насекомые ракообразные, многоножки, паукообразные и др.).

Движение

Наиболее значимым для эволюции членистоногих (центральная группа этого уровня) был выход на сушу и её завоевание. Членистоногие - первые обитатели суши. Переход в новую для них среду сопровождался развитием особых органов передвижения - конечностей, представленных в форме сложных рычагов. Членистоногие в состоянии передвигаться по суше почти всеми возможными способами (ползание, ходьба, бег, прыгание, передвижение в толще грунта). В воде членистоногие плавают, ныряют, ползают и бегают по её поверхности.

Нервная система

У насекомых основы нервной системы составляют метамерно (системно) расположенные ганглии5, связанные друг с другом межсегментарными нервными стволами. Эти стволы могут сближаться, образуя одну непарную нервную цепочку.

В связи с отчетливой цефализацией в головном отделе ганглии сливаются, образуя мощный головной мозг, состоящий из 3 отделов.

Кроме насекомых, на очень высоком уровне развития находится нервная система головоногих моллюсков. У них ганглии слились воедино, образуя околопищеводную массу. Особенно развиты - оптические ганглии, иннервирующие огромный глаз (моргание).

Сенсорные способности

У насекомых, ведущих весьма свободный образ жизни, развились и своеобразно устроенные органы чувств. Большую роль в жизни насекомых играет зрение. У них имеется несколько простых глазков и один сложно устроенный - фасеточный глаз. Фасеточный глаз состоит из нескольких, объединенных в один, глазков-фасеток, что позволяет получать «мозаичное» изображение предметов среды. В мозгу зрительные изображения синтезируются в целостную картину. Наилучшим образом насекомые видят подвижные объекты или неподвижные во время собственного движения. Видимый спектр цветового зрения у насекомых шире, чем у человека: граница его проходит в ультрафиолетовом спектре.

Не меньшее значение в жизни насекомых имеет обоняние. Например, осы рода РЬИапШш охотятся за пчелами, руководствуясь не только зрением, но и запахом. Также у насекомых развито осязание: пауки узнают о том, что в паутину попала жертва, основываясь главным образом на вибрации паутины.

Предметное восприятие

На уровне перцептивной психики стало возможным предметное восприятие (тогда как на уровне сенсорной психики различение форм еще невозможно). В опытах Н. Тинбергена было показано, что осы способны различать форму предметов. Ос обучали распознавать круг из сосновых шишек, выложенных вокруг входа в норку. После того как оса улетала за добычей, круг передвигали в сторону.

Прилетев, оса прежде всего искала вход в норку в центре нового круга. В последующих опытах шишки заменяли камешками, а вокруг норки выстраивали эллипс или треугольник. Однако оса прилетела в центр круга, выстроенного из камешков. Таким образом, было показано, что пространственная ориентация осуществляется здесь только по форме (кругу).

Общение и групповое поведение

У головоногих моллюсков и членистоногих (особенно насекомых) существуют внутривидовые формы коммуникаций с передачей информации по разным сенсорным каналам. Это относится, прежде всего, к пчелам и муравьям и связано со сложной высокодифференцированной структурой их сообществ, разделением функций среди особей.

У муравьев большую роль играет химическая чувствительность, и общение между особями происходит прежде всего по этому каналу. Личинки муравьев выделяют специфические вещества, побуждающие взрослых рабочих особей кормить их; по запаху обитатели муравейника узнают своих муравьев и отличают чужих. Коммуникации между муравьями также осуществляются с помощью запаха. Например, в момент тревоги муравьи выделяют специфические пахучие вещества, которые и разносят по муравейнику сигнал об опасности.

У пчел гораздо большую роль играет другой способ передачи информации - с помощью «танца». Найдя источник пищи, вернувшаяся в улей пчела раздает другим пчелам- сборщикам пробы нектара и приступает к танцу. Рисунок танца зависит от местонахождения источника пищи, пчела с помощью пробежек, «вихляний», круговых движений передает пчелам информацию о расстоянии до добычи и направлении полета.

Инстинкт и научение

Ж. А. Фабри своими блестящими исследованиями показал, что даже сложнейшие действия насекомых не являются проявлением «разума», а выполняются на врожденной инстинктивной основе.

Однако нельзя понимать это в том смысле, что насекомыми управляет только «слепой инстинкт». Простейшие формы обучения были возможны даже на куда более низком уровне, что уж говорить о столь высокоорганизованных существах. Однако научение у насекомых и других членистоногих «состоит на службе» у инстинктивного поведения.

Членистоногие и головоногие моллюски способны воспринимать объекты, взаимодействовать с ними, учитывая целостную ситуацию, замечают появление новых объектов, различают формы. Эта способность определяется в эксперименте(дифференцировочная дрессировка). Территориальные виды членистоногих и головоногих хорошо знают свою территорию и замечают перемены, при этом первых план выходит ориентировочная деятельность.

Наши рекомендации