Семинар № 4. Учет индивидуальных особенностей работников в решении практических задач

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

1. Принципы профессиональной психодиагностики.

2. Методы профессиональной психодиагностики: экспертные оценки, наблюдение, интервью и тестирование.

3. Уровни психодиагностики: экспресс-диагностика, углубленная и глубинная диагностика.

4. Возможности и ограничения психодиагностических методов.

5. Комплексный анализ, описание и классификация профессий и должностей, выявление требований профессии и должности к психологическим качествам человека.

6. Критерии и профессиональной деятельности, обучения и лояльности.

7. Структура профессионально важных качеств человека.

8. Примеры практики психологического диагностики ПВК.

9. Базовые методики углубленной и глубинной диагностики.

10. Оценка психологической профессиональной пригодности.

11. Прогнозирование обучаемости, коммуникабельности, лидерского потенциала, творческих способностей, стрессоустойчивости, работоспособности, ответственности.

12. Подбор и расстановка работников, оптимизация рабочего места и режима труда с учетом индивидуальных особенностей работников.

13. Формулирование должностных инструкций и выбор способов управления с учетом индивидуальных особенностей работников.

14. Психодиагностические критерии оценки эффективности управления и консультирования.

15. Использование психодиагностических результатов.

16. Формы заключений по результатам психологической диагностики.

17. Способы изложения и обсуждения диагностических результатов.

18. Анализ типичных ошибок при использовании психодиагностических методов в решении практических задач.

19. Юридические и этические проблемы профессиональной психодиагностики.

20. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.

21. Личностно-профессиональный опросник Дж.Голланда.

22. Диагностика скрытой и скрываемой мотивации с помощью семантического дифференциала.

23. Карта интересов Голомштока-Филимоновой.

24. ДДО Климова.

25. Диагностика соционического типа личности.

26. Психодиагностические методики для исследования личностных качеств педагога-психолога (примеры методик).

27. L-данные. Примеры.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Семинар № 1. Принципы и методы профессиональной психодиагностики.

План занятия:

1. Унификация методов углубленной диагностики.

2. Ориентация на группы сходных профессий и должностей.

3. Преимущественный учет общих способностей.

4. Презумпция профессиональной пригодности.

Аннотация изученного материала по пунктам плана Краткое резюме
   
   
   
   

5. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия.

Семинар № 2. Классификация профессий и факторы успешности.

План занятия:

1. Профессии и профессиограммы.

2. Методы экспресс-диагностики в типологической проблематике.

3. Применение методов опроса и тестирования для определения профессионально важных качеств личности.

4. Соотнесение диагностических данных с целью решения проблемы типирования ПВК.

Заполните таблицу (при необходимости увеличить)

Аннотация изученного материала по пунктам плана Краткое резюме
   
   
   
   

5. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии выбранного пути применения диагностической методики, соответствующей проблеме и изготовления рекомендаций из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор методики и рекомендаций осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).

Семинар № 3. Психологическая диагностика профессионально важных качеств.

План занятия:

1. Базовые методики углубленной и глубинной диагностики: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, личностно-профессиональный опросник Дж.Голланда, диагностика скрытой и скрываемой мотивации с помощью семантического дифференциала, ДДО, карта интересов и т. д.

2. Проблема соотнесения профессиограммы и психограммы.

3. Выстраивание рекомендаций по прблеме профессионального самоопределения..

Заполните таблицу (при необходимости увеличить)

Аннотация изученного материала по пунктам плана Краткое резюме
   
   
   

4. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии индивидуально выбранного предмета из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).

Семинар № 4. Учет индивидуальных особенностей работников в решении практических задач.

План занятия:

1. Подбор и расстановка работников, формулирование должностных инструкций и выбор способов управления с учетом индивидуальных особенностей работников.

2. Формы заключений по результатам психологической диагностики.

3. Анализ типичных ошибок при использовании психодиагностических методов в решении практических задач..

Заполните таблицу (при необходимости увеличить)

Аннотация изученного материала по пунктам плана Краткое резюме
   
   
   
   

4. Специальное задание (домашняя заготовка для дальнейшего рассмотрения в группе):

изготовление, презентация и проработка в ходе дискуссии индивидуально выбранного предмета из конкретного пункта в плане занятия. (Выбор осуществляется на основе проработки лекционного материала и рекомендованной литературы).

Семинар № 5. Классификация и применение методик психологической диагностики профессионально-важных качеств

1. Проективные методы психологической диагностики

2. Методы диагностики когнитивной сферы

3. Методы диагностики личности. Диагностика межличностных отношений.

4. Методы изучения профессионально-важных качеств из различных категорий классификации.

Указание.Выбираются методики по каждому пункту плана. Применение в группе методик предполагает использование раздаточного материала, обработку результатов, квалифицированную постановку психологического диагноза.

Наши рекомендации