Детей с ограниченными возможностями

Педагогическое обследованиеребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рам­ках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала. При этом желательно анали­зировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного раз­вития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное, социальное, нравственно-эстетичес­кое и физическое развитие.

Социальное развитиехарактеризуется общением ре­бенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и се­мье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе сво­еобразные формы. Оно определяется формированием адекватного воспри­ятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и зак­ладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвое­нием ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, нацио­нальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальноеразвитиевключает в себя формирование у ребенка пред­ставлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).

Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей:

– дети должнызнать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес;

– соблюдать элементарные правила личной гигиены;

– уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам пе­дагога), уметь задать такие же вопросы другим детям;

– знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей;

– соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям;

– знать и выполнять основные правила поведения на занятиях;

– уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия;

– оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;

– соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий;

– соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах;

– соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и дру­гих местах отдыха), охранять растения и животных;

– уметь ухаживать за комнатными растениями;

– уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, реши­тельность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.

В познавательном развитиивыделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в еди­ничном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера.

Эстетическое развитиерассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художе­ственная литература).

Лепка и аппликация:

Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, нож­ницы, кисточки);название некоторых видов бумаги;основные свойства пластилина;природные материалы, используемые для поделок.
Дети должны уметь: организовывать рабочее место и приводить его в порядок;пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы; изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога); правильно выполнять аппликационные работы, создавать предмет­ные, сюжетные и декоративные композиции; применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа; экономно использовать материал для заготовок; лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.

Рисование.

Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, про­водить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.

Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собствен­ном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей сре­ды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности.

Состояние физического развития старших дошкольников определя­ется по следующим показателям:

– средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка;

– устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость за­болеваниям);

– качественным параметрам засыпания и сна;

– аппетиту;

– физической и умственной работоспособности;

– физической активности;

– динамике индивидуальной физической подготовленности (двига­тельных умений и навыков, качеств и способностей);

– уровню развития моторики и психомоторики и др.

Дети должны овладеть следующими умениями и навыками:

– самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на за­мятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания;

– овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жиз­ненно важных движений, базовыми умениями и на- выками в спортив­ных играх и умением самостоятельно поль- зоваться приобретенными дей­ствиями в различных условиях;

– уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образ­цом.

Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ре­бенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.

Наши рекомендации