Ментальные шпрунги эпохи Средневековья

Анализ основных тенденций представленных в трудах мыслителей эпохи Средневековья дает нам основание считать, что наиболее существенными из них необходимо признать изыскания следующих авторов:

1. Роберт Гроссетест (1175-1253). Создал концепцию метафизики света, сущность которой описал в трактате « О свете, или о начале форм» (1250).

2. Пьетро де Абано (род. 1250).Изучая медицину и философию, написал трактат «Согласование противоречий между медициной и философией»

3. ( 1472). Является создателем целостной концепции «Теософия здоровья».

4. Ансельм Кентерберийский (1033-1109) – основатель схоластики, представил онтологическое доказательство бытия Божия. Его адептом является Фома Аквинский.

5. Раймунд Луллий (1235-1315) – он утверждал, что всякое заблуждение может быть опровергнуто разумными аргументами, представил логико-структурную схему, демонстрирующую разумные связи, которые проникают во все сферы бытия и познания.

6. Николай Кузанский говорил о проблемах актуальности существования действий и деятельности, которые достаточно детально осветил в своем труде «О видении Бога» и проблемах энергии , впервые применил категории виртуальности (более низкие и более высокие реальности) для объяснения феномена появления (роста и развития) в живом мире.

7. Альгазена (ибн-аль-Хайсам). Опираясь на эксперимент, показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор. Причиной возникновения чувственого образа является не истечения, а законы отражения и преломления света. Выявил свойства и механизмы бинокулярного зрения, феномены контраста и смешение цветов, мышечные движения глаз.открыл и исследовал свойства и механизмы бинокулярного зрения.

8. Аверроэс (ибн Рушда) Установил, что чувствительным аппаратом глаза является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Предполагал, что индивидуальная душа обладает некоторыми способностями, коренящимися в чувственности которые позволяют ей воспринимать божественный разум. Учил, что человек связан с божеством не прямо , а посредством божественного разума

9. Авиценна (ибн Сина). Создал целостную концепцию психосоматической медицины, продолжил учение об аффектах, созданное Аристотелем, предложил технику аффективного катарсиса, как основное средство очищения от негативной энергии, написал известный всему миру трактат «Каноны медицинской науки» и научно обосновал необходимость рассмотрения здоровья человека в единстве всех его компонентов, а также предложил натурфилософские подходы к самоисцелению.

10. Уильям Оккам научно обосновал ложные доводы схоластических учений Средневековья и создал действенные средства рационального познания мира.

Идеи этих мыслителей эпохи Средневековья послужили в качестве ментальных шпрунгов (скачки в развитии человеческой мысли), обеспечивших в дальнейшем прорыв в следующую эпоху– эпоху Возрождения. Изыскания этих мыслителей стали точкой отсчета в возникновении новых представлений о феноменах и категориях психологии в последующие эпохи.

РЕЗЮМЕ

Анализ фонда научной и специальной литературы по проблемам эпохи Средневековья показывает, что отсутствует единое мнение и историческая оценка этого периода. В этой связи, при определении психологического склада ума людей эпохи Средневековья, возникает множество неодназначных суждений. Сама по себе эпоха Средневековья была весьма противоречивой от мракобесия до прорывов человеческой мысли, благодаря изысканиям, которые актуальны и сегодня.

В эмоциональной сфере человека прослеживалась ярко выраженная полярность, от жестокости и необузданности до великодушия, высшей степени гуманизма и альтруизма. Аскетизм выступал в качестве доминирующей стратегии поведения, и определял категорию запретов на действия человека. Названный образ жизни ограничивал человека (особенно в позднем средневековье) во всех свободах действий. Так, считалось, что красотой можно наслаждаться, если она связана с благочестием, мудростью. Для Средневековья был характерен определенный тип психофизиологического поведения, в соответствии с сословным делением общества. Так, для служителей церкви был присущ доминантный тип инстинктивных проявлений, что способствовало тотальной теократизации общества и в большей степени личностного пространства. Для представителей аристократического сословия был характерен дигнитофильный тип доминирующего инстинкта, а у мыслителей и богословов проявлялся преимущественно исследовательский тип доминирующего инстинкта. В тоже время у протостолюдина (ремесленники, крестьяне) преобладал альтруистический тип доминирующего инстинкта и в качестве базовой стратегии поведения выступал аскетичный образ жизни, насаждаемый ему церквью. В определенные периоды этой эпохи наблюдалась страстная личная преданность монархам и проповедникам со стороны простолюдинов. В альтруистическом порыве они были готовы отдать последнее, ради блага и достатка других.

Характерной особенностью жизни средневековых людей являлось наличие средневековых карнавалов, временно снимавших сословные ограничения и дающих возможность человеку через «контакт масок» ощутить свободу в межличностном общении.

М.Бахтин, анализируя явления средневекового карнавала, пришел к выводу, что страх пронизывал всю жизнь средневекового человека, и участие в карнавалах рассматривал, как победу человека этой эпохи над собственным страхом. Он писал, что карнавал был временным торжеством языческого «низа» средневековой культуры над ее книжным «верхом», нагромоздившим изрядное количество запретов и страхов.

Девиртуализация реальности сознания и появление новой виртуальной реальности – реальности личности – вот основное содержание виртолюции в эпоху средневековья.Для появления виртуальной реальности личности необходимо было сочетание определенных факторов: общество относительно жестких статусов, слияние человека со своей социальной ролью, вовлечение человека в социальные отношения господства и подчинения обмена услугами и сотрудничества. Эти отношения в феодальном обществе имели межличный характер.

Одним из главных факторов для появления реальности личности становится возникновение единобожия, для Европы – христианства. Процесс идентификация с единым Богом позволяет верующему человеку интегрировать свои психические свойства в единое «Я» – главное приобретение и результат антропосоциогенеза в эпоху Средневековья. Процесс этот отличается драматизмом. Средневековую личность можно назвать корпоративной. Она пока неотделима от той группы, к которой принадлежал человек, и через которую определял себя.

Эмоциональная сфера человека эпохи Средневековья имела ту степень полноты и непосредственности, с которыми и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка.

Из-за постоянных контрастов, пестроты форм всего, что затрагивало ум и чувства, каждодневная жизнь возбуждала и разжигала страсти, проявлявшиеся то в неожиданных взрывах грубой необузданности и зверской жестокости, то в порывах душевной отзывчивости, в переменчивой атмосфере которых протекала жизнь средневекового города.

«Жестокое возбуждение и грубое участие, вызываемое зрелищем эшафота, были важной составной частью духовной пищи народа» [Хейзинга, 1988, с. 9]. Так, конец Средневековья стал безумным, кровавым временем пыточного правосудия и судебной жестокости.

Формирующаяся личность порождала особое личное отношение ко всем явлениям, которые происходили в обществе. Ибо народное сознание все несчастья, воспринимает в свете этой всепоглощающей драмы; оно не в состоянии постичь никаких иных побудительных причин, повсюду замечая только личные мотивы и страсти.

Реальность личности (ее внутренняя логика) наиболее полно реализуется в картине мира, характерной для средневековой эпохи под воздействием теоцентрических подходов, определявших черты психического склада ума людей этого времени. Именно в эту историческую эпоху развертывается драматичность жизни, как характеристика человека имеющего реальность личности. Ее признаки это необыкновенная яркость, необузданность эмоционально-аффективной сферы личности, сюжетно-ролевое позиционирование в контексте межличностных отношений, а также возможность полной личностной самореализации посредством проведения помпезных карнавалов. Здесь впервые появляется категория «субъектность». Таким образом, в эту эпоху проявляется тенденция к личностной самодетерминации на основе освоения социодинамического пространства. Девиртуализация реальности личности создает предпосылки для возникновения новой реальности– реальности воли, которая обеспечивает преобразование мира и человека посредством доминанты новой логики капиталистического общества

Анализируя «Хронику Ливонии», мы пришли к выводу, что в средневековье люди воспринимали географическое пространство одномерно, т. е. господствовала линия (дорога, река), связывающая точки (селения, города). Такое видение пространства проявляется, например, в том, что во время военных походов при ловле пленных не применялось прочёсывание какой-либо части вражеской территории, или в том, что племена, жившие в неделе пути от Пскова, Новгорода и Полоцка, не имели представления о том, что камни скрепляются цементом.

Город – скорее образ, созданный социумом, чем материальная реальность. Историческая эпоха в представлении специалистов – это всегда элемент психической структуры. Но необходимо добавить к этому важный вывод: восприятие города, эпохи – это также явление общественное, и в качестве такового требует изучения, как в коллективном, так и в индивидуальном аспекте. Не только то, что существует, но и то, что выдвигается на первый план обществом, становится заметным в сознании отдельного человека. Город является коллективным представлением в такой же степени, в какой он представляет собой конгломерат улиц, площадей и зданий.

Таким образом, в эпоху Средневековья (ближе к ее окончанию) личность пребывает в глубокой депрессии, тщете земного бытия, уповая на безысходность и безнадежность в земной жизни, находя определенную отдушину в вере в загробную жизнь и блага для человека после ухода из бренной земной жизни.

Сознание человека, жившего в эпоху Средневековья имеет ряд специфических особенностей:

1. Мифомагический пласт психики сохранился благодаря всестороннему развития мистических и оккультных практик;

2. На уровне осознанного восприятия мира он ограничивает себя аскетическими формами поведения;

3. Все подавленные потребности и желания человека, получают свою реализацию во время средневековых карнавалов.

ГЛАВА 4. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ − ПЕРЕЛОМНЫЙ МОМЕНТ В ВИРТОЛЮЦИИ ФИЛОГЕНЕЗА И ОНТОГЕНЕЗА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Наши рекомендации