Тема 3.3. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов
1. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите и законспектируйте состав основных элементов переговорного процесса.
2. Составьте классификацию основных типов вопросов, задаваемых в процессе переговоров..
3 Изучите технологию подготовки и проведения .перговоров.
2. План практического занятия:
1. “Интеллектуальная разминка“ по уточнению и закреплению основных понятий темы:
- переговорный процесс,
- динамика переговоров,
- принципы ведения переговоров,
- модели поведения партнеров,
- переговорные сценарии: «позиционный торг», «переговоры по интересам», тактические приемы на переговорах.
2. Вопросы для обсуждения:
1) Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов.
2) Динамика и этапы подготовки и проведения переговоров.
3) Модели, переговорные сценарии и технологии ведения переговоров.
Темы рефератов:
· Роль посредника в переговорном процессе по разрешению конфликтов.
· Манипулятивные технологии в переговорном процессе.
· Методы воздействия на оппонентов в переговорном процессе.
3.Рекомендации по выполнению заданий
и проведению практического занятия
Ситуационно-ролевая игра «Переговоры»
Цель занятия. Отработка навыков делового общения в переговорах; урегулирование конфликта; достижение соглашения.
Роли для участия в игре:
1. Специалисты, ведущие переговоры, не менее трех человек.(определяются из числа студентов).
2. Группа экспертов, их задача — дать оценочную экспозицию конфликта. Экспертные решения и оценки должны носить предметный характер. Оценивая решения, принятые в процессе переговоров, эксперты должны подсчитать конкретные убытки и потери и выявить ошибки и их негативные последствия, предложить варианты действий. (Не менее трех человек.)
1этап. Подготовка
• Создание игровых команд: специалисты по переговорам — по три человека от каждой из сторон; эксперты, .
• Описание сложившейся ситуации, конфликта между сторонами. Примечание. Ситуацию можно предложить из реальной практики или дать студентам возможность придумать ее самим.
• Создать документ — ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В него входит несколько статей. Одна из них — описание конфликта в терминах, принятых обеими сторонами. Это уже первый шаг к будущей договоренности. Далее описываются взаимные претензии. Список претензий должен быть достаточным для выражения собственной позиции, аргументированным и не чрезмерным. Пакет предложений включает в себя:
1. Преамбула — в ней оговариваются цели, интерес и отношение к спорному положению.
2. Детализация преамбулы в формулировке собственной позиции по всем аспектам спорного положения.
3. Претензии к партнерам. Необходимо выделить принципиальные претензии и второстепенные. Первые описываются в категорических выражениях, а вторые по типу: «к тому же...», «следует добавить, что...» и т. п.
4. Экспертные оценки, характеризующие те или иные положения.
Группы экспертов готовят встречные предложения, описывая их значимость, эффективность и прогнозируя возможные последствия.
Примечание. Группе экспертов можно предложить вместо разработки новых предложений выработать систему оценки результатов деятельности специалистов по переговорам и аналитиков, принимаемых решений, выбираемых стратегии и тактики.
IIэтап. Регламент
Регламент должен определять: место, время, характер и упорядоченность переговоров. Регламент состоит из следующих частей.
1. Преамбула регламента — констатация общей цели переговоров, их характера, содержания и оснований. Цели переговоров должны определяться взаимным соглашением.
2. Формулирование характера переговоров связано с ориентацией на взаимосогласование, рассмотрение претензий, разбор конфликта, двусторонние или многосторонние переговоры, обращение к третьим лицам, предварительные раунды консультаций и т. п.
3. Соглашение относительно участников переговорного процесса, их полномочий, представительности.
4. Формулирование санкций, которые определяются как меры наказания, следующие за нарушение регламента.
5. Диспозиция — согласование места и времени проведения самих переговоров, консультаций, встреч посредников и пр.
Примечание. Выработка той или иной формулы регламента проводится на закрытых совещаниях каждой команды. Эксперты могут вносить свои предложения каждой из сторон. Кроме того, проводятся предварительные раунды консультаций команд.
По итогам IIэтапа принимается согласованный регламент.
IIIэтап. Решения
Началом данного этапа служит принятие взаимосогласованного пакета предложений. Реализация данного этапа будет продуктивной, если предыдущие этапы дали соответственно конструктивные результаты. Решение выражается в намерении обеих сторон действовать в направлении формулирования общих соглашений.
IVэтап. Соглашения
Это последний этап переговоров. Он предполагает, что участники игры совершают несколько последовательных шагов:
1. Формулирование достигнутых договоренностей в виде соглашений.
2. Формулирование заключительного протокола.
Выработка СОГЛАШЕНИЯ и ПРОТОКОЛА тоже предполагает свою тактику, маневры, уступки и твердость позиции.
Заключительные документы переговоров оформляются в виде соответствующих соглашений".
ДОГОВОР — правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Договор формулируется (в зависимости от содержания переговорного процесса) как экономический, дипломатический, коммерческий, военный и т. п.
Это может быть договор о гарантиях, договор о дружбе и сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете, о разделении сфер влияния.
ПАКТ — договор, имеющий в своем названии указание на содержание договора.
КОНВЕНЦИЯ — договор по отдельному вопросу.
СОГЛАШЕНИЕ — договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок.
ПРОТОКОЛ — фиксация в кратко изложенном соглашении договоренности по определенному вопросу. Протокол может также служить пояснением к той или иной статье основного договора.
ПРОТОКОЛ О НАМЕРЕНИЯХ - соглашение сторон, не носящее юридического характера. Его статус — лишь прояснить и в определенной степени согласовать намерения сторон на основе установления в процессе переговоров общих интересов.
ДЕКЛАРАЦИЯ И МЕМОРАНДУМ — торжественные заявления сторон о том, что они будут придерживаться одинаковой линии поведения по спорному вопросу.
ДЖЕНТЛЬМЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ - договор, заключаемый в устной форме между договаривающимися сторонами.
4.Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.- 3-е изд., Питер, 2012.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2012.
Дополнительная литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология.— М.: МГУ, 2003.
2. Ворожейкин И.Е. и др. Конфликтология. - М.: ИНФРА, 2003
5. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Назовите основные этапы переговорного процесса.
2. Назовите три варианта посредничества.
3. Назовите основные модели поведения в переговорном процессе и дайте их характеристику.
4. Сформулируйте определение манипуляции.
5. Перечислите манипуляции, основанные на правилах приличия.
6. Перечислите манипуляции, направленные на унижение оппонента.
7. Как соотносятся между собой понятия: «стратегия переговорного процесса» и «тактики переговорного процесса»?
8. Перечислите основные стратегии в переговорном процессе.
9. Перечислите основные тактики в переговорном процессе. 10. Перечислите приемы тактики «выжимания уступок».