Коллективное бессознательное
Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрейдом. Фрейд утверждал, что табу на инцест заложено глубоко в каждом из нас. Поскольку это понятие является общечеловеческим, оно с неизбежностью нашло отражение в мифах и литературе; Фрейд полагал, что наиболее точно эта концепция выражена в мифе о царе Эдипе, который непредумышленно убил своего отца Лая и женился на собственной матери Иокасте. Когда Эдип и Иокаста, наконец, узнали правду, Иокаста совершила самоубийство, а Эдип ослепил себя. Фрейд утверждает, что этот конфликт лежит в начале начал, что он вновь и вновь повторяется в жизни каждого из нас, особенно у мальчиков в возрасте от четырех до пяти лет. В этом возрасте (по Фрейду) мальчики испытывают чрезмерно сильную любовь к матери и ненавидят отца. В истории Эдипа Фрейд нашел описание всего процесса духовного становления личности, а Юнг - только один пример многочисленных архетипов, существующих внутри каждого человека. Юнг утверждал, что мы рождаемся не только с биологическим, но и с психологическим наследством.Наш бессознательный ум, как и наше тело - хранилище следов и воспоминаний прошлого.
В коллективном бессознательном содержатся психологические структуры - архетипы.Их можно сравнить с сухим руслом реки, форма которого определит характеристики реки, когда по нему потечет вода. Архетипы как структурные формирующие элементы бессознательного вызывают к жизни, как индивидуальную фантазию, так и мифологию народов(архетипы матери, отца, мужчины, женщины, дитя, бога и др.).
Архетип — «русло реки», задающее общее направление, но не задающее конкретного содержания.
Эмпирической базой введения идеи «коллективного бессознательного» была установленная Юнгом в его психиатрической практике схожесть между мифологическими мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Эти образы — носители коллективного бессознательного — Юнг назвал архетипами. При том, что Юнг описывал архетипы весьма разнообразно, все его трактовки имеют нечто общее: фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя логически осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственное, что доступно психологической науке, — это описание, толкование и некоторая типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть сочинений Юнга. Не возможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число людей в течение длительного периода времени.
Если существует так много архетипов, то они должны иметь иерархические уровни. Таким образом, архетип матери должен содержаться в архетипе женского. Но архетип женского, должен также включать в себя: архетип жены, сестры, любовницы и т. д. Архетипы матери, жены, сестры и любовницы будут пересекаться в точке, где каждый из них был частью женского. Однако архетип матери будет также пересекаться с архетипом отца в точке, где каждый из них был частью архетипа родителя. Иначе говоря, у архетипов нет четких границ; каждый архетип сливается с другим на их границе.
Из множества архетипов, с которыми мы сталкиваемся - увиденными во сне или спроецированными на реальный мир, - Юнг особенно выделял три, поскольку считал, что они последовательно отражают ступени процесса индивидуализации:
1) Тень - архетип, олицетворяющий все те личные черты, которые отрицались или игнорировались, обычно в виде фигуры того же пола, что и у человека, видящего сон;
2) Анима/Анимус - архетип, связывающий нас с безличным коллективным бессознательным. Обычно представлен фигурой противоположного пола.
3) Самость — архетип целостности и трансцендентальности, выступающий иногда в образе старого мудреца или старой мудрой женщины (но, временами, принимающий самые различные формы — человека, животного или некоей абстракции).
СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В КОНЦЕПЦИИ ЮНГИАНСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА.
По мнению Юнга, сознание, которое представляется непременным условием существования человека, - лишь верхушка айсберга. Под сознанием располагается гораздо более обширный пласт забытых или подавленных личных воспоминаний, чувств и поведенческих моделей, которые Юнг называл личным бессознательным. А под ним простирается глубокое море коллективного бессознательного, необозримое и древнее. Оно заполнено образами и поведенческими реакциями, которые многократно повторялись в истории не только человечества, но и самой жизни. Как говорил Юнг: «...Чем глубже погружаешься, тем более широкий пласт обнаруживаешь».
Под этим углом зрения Юнг радикально переосмыслил фрейдовскую концепцию природы бессознательного. С его точки зрения, бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. «Бессознательное никоим образом не является пустым мешком, где собираются отбросы сознания... это целая вторая половина души».
Эго - центр сознания и один из основных архетипов личности. Противостоит всему, что может угрожать хрупкой связности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт.Эго хочет уверить нас, что оно центральный элемент души в целом, и заставить игнорировать другую часть души, бессознательное. ЭГО возникает из бессознательного, собирает воедино переживания и воспоминания, создавая разделение между бессознательным и сознанием. В ЭГО нет бессознательных элементов, оно имеет только сознательное содержание, образованное из личного опыта.
Персона - это то, какими мы представляем себя миру.
- Это характер, который мы принимаем для себя.
- Посредством персоны мы относимся к другим.
- Она включает наши социальные роли, род, одежды, индивидуальный стиль выражения.
Термин "персона" (лат) - маска, которую надевали актеры для обозначения роли.
Персона имеет как позитивные, так и негативные аспекты:
- Доминирующая персона может подавлять индивидуальность (видение себя и представление себя только с позиции социальной роли).
- Вместе с тем персона защищает и способствует самоактуализации в определенной среде.
Представители персоны в сновидениях: одежда, покрывала, символы рода занятий (орудия труда, портфель), символы статуса (автомобиль, диплом).
Тень - центр личного бессознательного (тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его персоной или противоречащие идеалам и нормам). Тень - то, что мы считаем в нашей личности нежелательным или неприемлемым. То, что мы отрицали в себе и чему не дали развиться.Во снах тень проявляется как нечто живое с более низким статусом, как темная, примитивная, отталкивающая фигура. Если материал тени вновь допускается в сознание, то он теряет в значительной степени пугающую, отталкивающую форму. Может трансформироваться в приемлемое.